Урок ИЗО +логопедия Мастер изображения учит видеть(1 кл)


ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №29 IVвида»
Открытый урок
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1 «А» КЛАССЕ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГОПЕДИИ»
«Мастер изображения учит видеть»

Учитель начальных классов: Швед Наталья Викторовн
Учитель – логопед: Карпенко Инна Александровна
г. Георгиевск
У рок 3
МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ (урок-путешествие)
План урока
Беседа «Мастер Изображения учит видеть».
Осенний пейзаж. Мастер Изображения - это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг.
Творческая практическая деятельность учащихся: изобразить сказочный лес.
Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художественной деятельности; познакомить с понятием «форма».
Задачи художественного развития учащихся:
формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
развитие способности к творческому самовыражению;
развитие наблюдательности и творческого воображения;
развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская.
УУД (умение учиться)
Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выбирать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда.
Познавательные: развитие наблюдательности и аналитических способностей, знакомство с понятием «форма» в изобразительном искусстве; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке (изображение сказочного леса).
Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебным мотивов; положительное отношение к школе.
Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
- Тема нашего урока - «Мастер Изображения учит видеть». Сегодня вы попытаетесь увидеть в самом обыкновенном предмет что-то необычное, особенное. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько интересного! Вы будете развивать свою наблюдательность и узнаете, что такое «форма».
«Осенний пейзаж». Введение в тему урока
1. Эвристическая беседа (создание игрового контекста).
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Коммуникативные УУД складываются в процессе рассуждений и диалога «учитель -ученик».


Вы готовы к путешествию в осенний лес?
ЛОГОПЕД
Мы с вами были на экскурсии. Что вы можете сказать о природе осенью? (Ответы детей.)
А сейчас вспомним осенние скороговорки.
Ва-ва-ва, в лесу падает листва.
Ко-ко-ко, смотрим в небо высоко.
Та-та-та, вот какая красота.
Шо-шо-шо, как в лесу нам хорошо.
УЧИТЕЛЬ
Да, природа осенью очень красива. Все ли ребята это заметили? А как называется явление в лесу или в парке, когда падает много листьев? Послушайте отрывок из стихотворения.
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной...
И. Бунин
Как вы понимаете выражение «терем расписной»? Кто расписал терем? О каком тереме идет речь?
Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый - цвет сирени, фиалки; золотой — блестяще-желтый; багряный — темно- красный.)
Вы видели в природе листья такого цвета?
Посмотрите на доску. Это осенний пейзаж. Вам знакомо слово «пейзаж»?
Вот как о нем говорит поэт А. Кушнер:
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «пейзаж».
Сравните рисунок и эти строки. Вы согласны с автором стихотворения? Так что же такое пейзаж? (показ слайдов- осенний, зимний, весенний, летний пейзажи и опять вернулись -осенний пейзаж)

ЛОГОПЕД
- Повторим приметы красавицы- осени. (Ответы детей)
- Назовем осенние месяцы. (Ответы детей)
- Игра «Скажем ласково». (Солнце-солнышко, лист-листик и т.д.)
- Закрепляем осенние признаки. (Летом солнышко светит ярко, а осенью прячется за тучки и т.д. по презентации)
IV. Дыхательная гимнастика
( дышим в лесу, пахнет гарью, пахнет лесом, свежестью)
УЧИТЕЛЬ
2.Работа по презентации.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (умение сравнивать, анализировать); умение работать с информацией - осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
На что похожи опавшие листья?
- Посмотрите, как прекрасен ковер из осенних листьев в лесу.
Почему люди сравнивают опавшие на землю листья с ковром?
Какие краски выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени?
Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Осень», и подумайте, какие краски «разводила осень». Можно ли осень назвать художником?
ОСЕНЬ
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены
Пурпуром осенним, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!»
3. Федоровская
Учитель повторяет вопросы, заданные перед прочтением.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Знакомство с новыми определениями цвета красок.
Так какие же краски разводила осень?
Какие цвета вам не известны?
Как вы понимаете слова «зарделись», «пурпур»? (Покраснели; пурпур - ярко-красный цвет.)
Можно ли осень назвать художником? (Ответы детей.)
Обратите внимание на иллюстрации в презентации. На что похожи капли дождя на листьях растений? (На сверкающие драгоценные камни.) (Сравнительный анализ.)
Что вы разглядели на коре дерева? (Изображение лица человека.)
Как вы думаете, чтобы это заметить, нужно ли уметь видеть и учиться видеть в обыкновенных предметах что-то особенное?
Каждый из вас увидел свой образ при разглядывании коры дерева. Рассматривая осенние листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета?
Какой формы листья? (Треугольной, овальной, круглой.) (Знакомство с геометрическими формами.)
На что похожи листья? (На маленькое деревце.) (Сравнительный анализ.)
Сравните с аппликацией. Какой формы деревья? Похожи они на листочки, которые вы только что рассматривали?
Листья каких деревьев вы собрали на экскурсии?
Какой формы деревья? (Ответы детей.)
Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме. А какого цвета листья на осенних деревьях?
Что вы увидели, путешествуя в сказочный лес, который нарисовали дети на рисунке?
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Физминутка для глаз
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на движения учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
V. Педагогический рисунок
Познавательные УУД: в процессе анализа, сравнения, наблюдения за действиями учителя происходит понимание строения, формы и цвета осенних листьев.
- Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья.
Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы?


Расширение познавательной сферы: осуществляется анализ, сравнение; делаются умозаключения, выводы в словесной форме.
Лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.)
Правильно, лист сирени похож на треугольник.
На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.)
Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края.
-Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие по форме листья. Чтобы лист получился красивым, необходимо посередине геометрической формы провести линию. У листика осины нарисуем волнистые края.
Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные цвета.

Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки. (Показ.)
Когда вы будете рисовать свой «сказочный лес», пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета.
Творческая практическая деятельность учащихся
Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название рисунку, оценивает результат своего труда.Предметные УУД: демонстрирует умение в использовании образного языка изобразительного искусства: цвет, форма, композиция.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?
Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.
- А рисовать мы будем под музыку великого венецианского композитора Антонио Вивальди «Времена года. Осень».
Итоги урока. Рефлексия
1.Выставкаработ учащихся.
Личностные УУД проявляются в авторском стиле юного художника.
Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего груда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок.
Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.
2.Обсуждение цветовой г а м м ы, формы листьев.
Коммуникативные УУД: умение рассуждать о художественных особенностях рисунков, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Расширение навыков общения в процессе игровых ситуаций, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, ценителя искусства.

3.Обобщение по теме. Рефлексия.
Коммуникативные УУД.
Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.)
Что нового узнали? (Узнали о форме листьев, познакомились с Мастером Изображения.)
4. Уборка рабочего места.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.
Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.