Выступление на МО учителей гуманитарного цикла «Педагогическая поддержка слабоуспевающих детей и детей группы риска при подготовке к различным формам промежуточной аттестации»


Выступление на МО учителей гуманитарного цикла
«Педагогическая поддержка слабоуспевающих детей и детей группы риска при подготовке к различным формам промежуточной аттестации»
Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Родничок
Емельянова Наталья Анатольевна.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех педагогов образовательного учреждения.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
-пропуски занятий по болезни;
-слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
-задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
-педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
-прогулы.
Кроме того, есть и другие причины, но, мне кажется, достаточно и этих.
Важно, чтобы в первую очередь учитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю должны помочь родители ученика, он сам и его одноклассники. Информацию от вышеназванных людей учитель принимает к сведению и использует в своей работе.
Хочу представить в форме таблицы то, что я бы посоветовала планировать и выполнять учителю-предметнику:
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися 
Мероприятия
Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через: встречи с родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на месяц.
Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.
В течение учебного года.


6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.


Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми.  
1.     При  опросе  слабоуспевающим  школьникам  даётся примерный  план  ответа,  разрешается  пользоваться  планом,  составленным  дома,  больше  времени  готовиться  к  ответу  у доски,  делать предварительные  записи,  пользоваться  наглядными  пособиями.
2.     Ученикам  задаются  наводящие  вопросы,  помогающие  последовательно  излагать материал.
3.     При  опросе  создаются  специальные  ситуации  успеха.
4.     Периодически  проверяется  усвоение  материала  по  темам  уроков,  на  которых ученик  отсутствовал.
5.     В ходе  опроса  и  при  анализе  его  результатов  обеспечивается  атмосфера благожелательности. 
6. Организовать постоянный, тщательно согласованный с родителями контроль за учебной работой отстающих учеников. 7 .  Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету. 8.  Организовать систематические дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников, индивидуализировать работу с ними.
В  процессе изучения  нового  материала  внимание слабоуспевающих  концентрируется  на  наиболее  важных  и  сложных  разделах изучаемой  темы,  учитель  должен  чаще  обращаться  к  ним  с  вопросами  на  понимание,  привлекать  их  в  качестве  помощников.
     В  ходе самостоятельной  работы  слабоуспевающим  даются упражнения,  направленные  на  устранение  ошибок,  допускаемых ими  при  ответах  или  в  письменных  работах:  отмечаются  положительные  моменты  в  их  работе  для стимулирования  новых  усилий,  отмечаются  типичные  затруднения  в  работе  и  указываются  способы  их  устранения,  оказывается  помощь  с  одновременным  развитием  самостоятельности.
     При  организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников  подбираются  задания по  осознанию  и исправлению  ошибок:  проводится  подробный  инструктаж  о  порядке  выполнения  домашнего  задания,  при необходимости  предлагаются  карточки - консультанты,  даются задания  по повторению  материала,  который  потребуется  для  изучения  нового.  Объём  домашних  заданий  рассчитывается  так,  чтобы  не  допустить  перегрузки  школьников.
Работа со слабоуспевающими - составная часть борьбы за всесторонне развитого человека.    Говоря об оптимальном развитии школьника, об условиях педагогической поддержки его индивидуальности при обучении, имею в виду то, что развитие школьника должно быть оптимальным по сравнению с его же развитием в условиях любой другой модели обучения, которая не организует этой поддержки посредством прямого контакта с учителем или опосредованно через учебно-методический комплект.    Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально - организованная в рамках всех учебных предметов система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, а также продуманная система заданий разного уровня трудности при освоении каждой темы и проблемы позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.     То, что ученик не может сделать индивидуально, он может сделать с помощью, т.е. в малой группе; то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий к каждой изучаемой теме и их количество позволяет школьнику определить свой уровень актуального развития, и создают возможности его индивидуального продвижения и большей вероятности успешно сдать промежуточную и итоговую аттестацию.






  

























Приложение

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
на 20___- 20___учебный год.
 
Мероприятия
Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через: встречи с родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на месяц.
Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.
В течение учебного года.


6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.



Заголовок 115