Развитие речевой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности при обучении татарскому языку (кукловождение с помощью ног)


Отдел образования исполнительного комитета
Сармановского муниципального района РТ
Августовское совещание на тему:
«Речевое развитие дошкольников посредством реализации современных технологий
в контексте с ФГОС ДО»
Развитие речевой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности при обучении татарскому языку
(кукловождение с помощью ног)
пгт Джалиль Воспитатель по обучению
МБДОУ №4 татарскому языку:
«Красная шапочка» Рахматова А. Ф.


2016 год
В течение нескольких последних лет и в настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении наблюдается бурный процесс реализации нового УМК по обучению детей татарскому и родному языку.
Главной целью этого процесса является эффективная организация работы по использованию УМК. Исходя из этой цели, мы поставили задачи, которые касаются всех участников воспитательно - образовательного процесса: это способствовать созданию языковой среды в группах с целью усвоения детьми словарного минимума, а также разработать дидактические игры и материал для обучения детей татарскому языку.
Предо мной созрел такой вопрос, как сделать процесс обучения татарскому языку доступным, занимательным и интересным, обеспечивая при этом такой уровень усвоения знания языка, при котором  ребенок легко смог бы пользоваться им и быть хорошим партнером в игровой коммуникации? Конечно же все должно быть в виде игры, но игры поучительной. Не следует забывать, что в соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А игра является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них.
Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами опытом использования театрализованной деятельности в обучении детей татарскому языку. Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание татарской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может что-либо сделать, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее. После таких занятий, сказок, драматизаций растут знания детей. Дети, играющие основные роли, очень вырастают, поэтому иногда сочиняю маленькие роли для более застенчивых детей. Эти роли дают возможность ребенку резко вырасти и догнать своих товарищей. Например, приходят дети одинаково говорящие, и если ребенок часто пропускает, не очень хочет играть, а другой проявляет желание участвовать, то второй ребенок обгонит первого. Самое главное, это должно подкрепляться не одним педагогом, а группой педагогов. И воспитатель, и музыкальный руководитель, и воспитатель по обучению татарскому языку вовлекают детей в театрализованную деятельность каждый со своим уклоном. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.
Общение детей на татарском языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Я стараюсь создать у  ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации и является театрализованная деятельность. В основе лежит создание воображаемой ситуации и принятие ребенка той или иной роли. Через  театрализованную деятельность дети овладевают языком как средством общения. Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное радостное представление. Увиденное  и пережитое в настоящем театре, в их самодеятельных театрализованных представлениях, расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребенка вступать в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.
Существуют различные виды театра. Я на занятиях стараюсь использовать каждый его вид. Например, пальчиковый театр. Помогает ребятам запомнить членов семьи, животных на татарском языке. Также они способствуют развитию координацию движений, повышают работоспособность тонуса коры головного мозга; формируют пространственные представления. Стимулирование кончиков пальцев, движения кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр с картинками на магнитной доске развивает творческие способности, содействуют эстетическому воспитанию, развивают ловкость умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствуют более успешному и эффективному развитию речи на татарском языке.
Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр-топотушки помогает расширить словарный запас, подключая слуховое и тактильно восприятие. Обучает навыкам общения, игры и счета.
Театр кукол. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) куклой. При игре в кукольный театр невозможно играть молча, поэтому именно куклы чаще всего используем в своей работе.
Драматизация способствуют развитию артистизма, выразительности движении и речи. Детям очень нравится окунуться в мир драмтеатра и полностью ощутить себя героем сказки.
Играя во все эти виды театра, захотелось внести в эту деятельность новшество. Ведь еще мы не ставили театр с помощью ног. Ребят очень трудно удивить в наше время, но кукловождение с помощью ног они восприняли с интересом. В этой театрализованной игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок хочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов. Кукловождение с помощью ног - это такой театр, в котором куклы одеваются не на руки, а на ноги. Одетые куклы на ноги могут весело прыгать, бегать, танцевать, спрятаться, так же как остальные виды театра.
В своей практике я начала делать эти куклы с помощью ламинированных рисунков. Они получаются очень красочные, красивые, яркие. С помощью пришитой резинки к ним, они очень легко, быстро одеваются и снимаются с детских ног. В кабинете татарского языка я уже изготовила почти все персонажи народных сказок. С каждым разом стараюсь пополнять атрибуты новыми персонажами. Детям очень нравиться пустить в ход и свои ножки, разучивая роли они и сами того не замечая учатся говорить на татарском языке в непринужденной обстановке.
Итогом работы по усвоению детьми татарского языка является спектакли по народным сказкам. На представление приглашаются дети с других групп, воспитатели и родители. Фрагменты постановок включаются в сценарии утренников, досугов, русских и татарских календарных праздников.
Итак, можно сказать, что творческая театрализованная деятельность детей играет огромную роль в процессе обучения их татарскому языку и способствует его лучшему усвоению. Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Так что играйте в театр, живите театром, если хотите быть счастливыми.