Статья Использование ИКТ при обучении иностранному языку в школе

ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»





Реферат по дисциплине:

«Методика обучения иностранному языку»

По теме:

«Использование ИКТ при обучении иностранному языку в школе»





Исполнитель:
Перезолова Ксения Владимировна
ФИО






Москва 2016 год
Содержание.

Введение..3

1.Обоснование темы. Актуальность опыта.4
2. Использование ИКТ в образовательном процессе
2.1.Технология опыта6
2.2. Формы, методы, средства и приемы работы...9
2.3. Этапы конструирования медиаурока.11

Заключение.14

Список использованной литературы15
















Введение
В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что могу использовать ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся компьютером.
Использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, активизирует речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока. Одним из ведущих преимуществ применения ИКТ в школе - является содействие индивидуализации обучения, позволяющее ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.
В центре внимания обучения с использованием информационных технологий стоит ребенок. Появление компьютера на уроке вдохновляет учеников принять участие в учебном процессе. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи, что повышает мотивацию изучения иностранного языка.
Применение различных методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.
ИКТ должна стать «проникающей» технологией. Иными словами применение компьютера не должно становится самоцелью, а быть эффективным инструментом развития навыков и умений.



1. Обоснование темы. Актуальность опыта
Современную школу уже невозможно представить без новых информационных технологий. Компьютерные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий,  Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей
В настоящее время тезис о неотделимости изучения иностранных языков от одновременного ознакомления с культурой страны изучаемого языка, ее историей и современной жизнью является уже общепризнанным фактом, соответствует потребностям школы и социальному заказу, для чего необходимо повышать мотивацию, в связи с чем можно говорить об актуальности данного опыта. А также необходимо учитывать тот факт, что иностранные языки изучаются в искусственных условиях. Более того, при правильном, разумном и творческом применении компьютера он может стать полезным и необходимым средством не только для обучения иностранному языку, но и для привития учащимся новой культуры учебы, для повышения мотивации изучения иностранного языка.
Новизна опыта:
в активном использовании информационно - коммуникационных технологий;
в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет;
в усовершенствовании труда учителя и сокращения затрат его рабочего времени;
в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающей содержательно - функциональные особенности обучения английскому языку.
Современный гуманистический подход к образованию предполагает развитие функциональной грамотности учащихся, то есть применять знания, полученные в школе, в реальной жизни. Следовательно, обучение в школе должно идти в контексте, максимально приближенном к реальной действительности. Применение новых информационных технологий в процессе обучения в школе помогает дальнейшей социализации учащихся, так как мы живём, работаем и учимся в мире этих технологий.
Причиной использования персонального компьютера на уроках является активная компьютеризация школ; разрабатываются различные компьютерные программы, позволяющие вести занятия по общеобразовательным дисциплинам нетрадиционным способом. Теперь нужно не только знать свой предмет, но и уметь применять на своих уроках современные технологии. Учащимся нужно приобретать основные навыки работы с персональным компьютером и программным обеспечением. Одним из новейших направлений в информационных технологиях сегодня является использование в учебно-методических и научных целях глобальной компьютерной сети Интернет.
Отличительными чертами использования компьютера на уроке и внеклассном занятии является использование активных форм, методов и средств обучения и воспитания, что соответствует современным требованиями научно-технического прогресса и реформы школы. Программирование в его современной интерпретации является важным средством управления познавательной деятельностью учащихся.На занятиях с учащимися 5-9-х классов компьютер используется в качестве аудио - и видеосредства. Старшеклассникам, имеющим навыки работы с компьютером, предоставляются большие возможности для самостоятельной работы. Особое место отводится самостоятельной работе с грамматикой.
2. Использование ИКТ в образовательном процессе
2.1.Технология опыта
Условия становления опыта:
Использование современных технологий будет способствовать развитию самостоятельности ученика в учебной деятельности, повышать его информационную культуру и формировать устойчивую мотивацию изучения иностранного языка. Данный опыт осуществлялся в условиях МОУ:ООШ п. Пырьях с численностью обучающихся 30, 27 из которых, входили в контрольную группу. Режим работы школы шестидневный. Обучение английскому языку ведется со второго класса. Для организации активной учебно-познавательной деятельности используются компьютер, Интернет, изобразительная и предметная наглядность, аудиовизуальные средства обучения. Я работала в классах с разной подготовкой учащихся.
Для повышения познавательной активности, мотивации, формирования и развития творческих способностей у учащихся я разработал систему мер, которые и описываются в данном опыте.
Чтобы приступить к работе над темой, в первую очередь я определила цели и задачи, этапы исследования, которые помогли мне планомерно увидеть результаты: положительные и отрицательные, сделать выводы и обобщить свой опыт работы:
-Диагностика учебного процесса
-Определение условий реализации
-Изучение теории вопроса
-Определение цели, задач, путей решения проблем
-Прогнозирование результатов работы
-Работа по достижению результата
Объект исследования
процесс повышение познавательной активности, мотивации, формирования и развития творческих способностей учащихся.
Предмет исследования
особенности использования ИКТ при обучении английскому языку.
Цель исследования
теоретическое обоснование и практическая разработка и поиск оптимальных условий использования ИКТ при обучении английскому языку.
В соответствии с поставленной целью выдвигается гипотеза: процесс активизации повышение познавательной активности, мотивации творческих способностей будет более успешным если организовать:
систему работы использования ИКТ при обучению иноязычному говорению;
если организовать работу дифференцированной и индивидуальной формы обучения.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы предстоит решить следующие задачи:
выяснить уровень сформированности ;
определить содержательные, процессуальные и деятельностные компоненты способствующие повышение познавательной активности, мотивации, формированию и развитию творческих способностей учащихся;
определить эффективные формы и методы обучения при использовании ИКТ;
выявить эффективность наработанной системы;
создать комплекс упражнений;
систематизировать методы использования ИКТ на уроках английского языка
Этапы работы
1 год – изучение и систематизация педагогических, психологических знаний об использовании ИКТ при обучении английскому языку, содержащихся в литературе, с целью накопления первоначального исследовательского материала. Определение уровня подготовки учащихся. Формирование контрольной группы (исследовательской).
2 год – Выяснение причин, способствующих или наоборот тормозящих повышение познавательной активности, мотивации формированию и развитию творческих способностей. Выявление условий, в которых идет более успешное повышение познавательной активности, мотивации, развитие и формирование творческих способностей. Внедрение системы упражнений. Внесение коррективов.
3 год – Систематизация, обобщение и апробация результатов. Выступление на педагогическом совете, творческий отчет. Оформление портфолио.
    Условия реализации опыта:
Используемые технологии изучения английского языка должны соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта
Использование методов и приемов работы должно носить дифференцированный подход, позволяя удовлетворять потребности учащихся, имеющих разный уровень подготовки.
Уровень аппаратного обеспечения кабинета должен в полной мере соответствовать потребностям современных запросов.
Дидактическое обеспечение должно позволять учителю творчески реализовывать потенциал детей, что даёт основу для дальнейшего совершенствования уровня овладения ИЯ.







2.2. Формы, методы, средства и приемы работы
Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором.
Формы организации учащихся на уроке:
фронтально - просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов;
индивидуально - выполнение практических работ, решение задач, тестирование, самоконтроль;
малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.
Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.
Программное обеспечение урока:
Microsof Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Front Page, программы сканирования и обработки изображений.
Средства ИКТ:
Цифровые образовательные ресурсы на различных носителях информации - CD, DVD и др. (электронные учебники и энциклопедии (в том числе сетевые), тренажеры, электронные лаборатории, интерактивные мультимедийные обучающие программы и пр.)
Образовательные ресурсы сети Интернет.
Мультимедийная конспект-презентация.
Техническое обеспечение урока:
Мультимедийные компьютеры, мультимедийный проектор и экран, сканер, принтер, веб-камеры.
Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.
При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции.




2.3. Этапы конструирования медиаурока
1. Концептуальный этап.
На данном этапе выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, тренажеры, учебно-игровые и т. д.
2. Технологический этап.
Определяется форма урока (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т. д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса с учетом принципа генерализации информации, изучается сопроводительная инструктивно-методическая документация, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с имеющимися цифровыми образовательными ресурсами в учебном процессе.
3. Операциональный этап.
Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т.д.,
Каждый этап урока с использованием средств ИКТ это завершенный блок, в начале которого должен присутствовать организационный момент; в противном случае эффективность обучения заметно снижается. Целесообразно продумать организацию занятий таким образом, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.
4. Педагогическая реализация.
Основная цель данного этапа перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. На этапе урока, связанном с использованием средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Не следует препятствовать обсуждению между учениками возникающих у них вопросов (запрет таких обсуждений обоснован лишь на этапе автоматизированного контроля), чтобы приобретенные на уроке знания стали для них личностно значимыми. Учитель же здесь это скорее координатор, консультант по сложным вопросам, но не единственный источник информации. Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
5. Санитарно-гигиенические нормы при непрерывной работе за компьютером.
Для оптимальной организации учебной деятельности школьников в компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами, которые есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников. Известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.
При использовании учителем компьютерной техники для наглядной демонстрации учебной информации или проведения контроля урок проводят в классе с одним или несколькими (3-4) комплектами аппаратных средств.
На самом деле возможности практически безграничны: обучающие программы, мультимедийные словари и электронные учебники, презентации, проекты, дистанционное обучение, Интернет-олимпиады и многое другое.
Начинать, конечно, нужно с освоения самых несложных программ пакета Microsoft Office (Word, Power Point, Publisher).
В своей работе я использую программу Power Point для создания мультимедийных презентаций, которые можно использовать по-разному:
Новые возможности предоставляет и сканер, с помощью которого вношу в компьютер фрагменты текстов, фотографии и рисунки.
Дидактический материал на электронном носителе готовится заранее. Компьютер легко интегрируется в систему занятий по иностранному языку.
Я использую компьютер в комплексе с другими средствами обучения, не отрицая, а дополняя их. Стараюсь не злоупотреблять текстом на экране монитора, хотя современные дети более приучены к восприятию информации с экрана телевизора, чем из книг. Они привыкли к восприятию информации в динамике, когда их внимание организуется извне с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. На уроке не обязательно сажаю всех за компьютеры.


















Заключение.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Однажды Ученик пришел к Учителю: «Мне нужно решить очень важную проблему,
и я хочу спросить, каким способом вот таким, таким, а может быть, вообще попробовать какой-то другой?» В ответ Учитель взял свой толстый деревянный посох и слегка ударил Ученика по лбу. «За что?!» вскричал тот. «Глупец, сколько раз тебе повторять: один добытый опыт важнее семи правил мудрости», изрек Учитель.

















Список использованной литературы
Яковлев А.И.: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cor.edu.27.ru/
Электронные технологии в системе образования... [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://som.fio.ru/getblob.asp?id= 10007856# Тос26155139
Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе ...[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelia/rmo/metod/ang/itdokald.htm
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515






15