Методические аспекты применения ИКТ при обучении иностранному языку


Методические аспекты применения ИКТ при обучении иностранному языку
Богачева Владислава Георгиевна
МБОУ СОШ №21
Современное образование открывает новые возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями.Одной из важных составляющих профессинальной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационных технологий.
Изучением влияния глобального процесса информатизации на образование занимались многие ученые. Различные методические проблемы компьютеризации обучения нашли отражение в работах Б.С. Гершунского[1], Е.И.Машбица[2]. А.В. Осин при рассмотрении возможностей, предоставляемых образованию новыми информационными технологиями, говорит о новых педагогических инструментах. Например, интерактивность позволяет организовать самоаттестацию учащихся без участия преподавателя. Коммуникативность решает вопросы получения информации в кратчайшие сроки, позволяет использовать дистанционное обучение, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами, встреча с которыми невозможна по причине значительного расстояния [3].
Информационные технологии позволяют предоставить учащемуся большое количество понятий, а также развить их интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Учителя, использующие ИКТ в педагогической деятельности, должны поставить перед школьниками проблему, дать учащимся необходимые информационные источники для самостоятельного поиска решения проблемы, эффективно контролировать полученный результат с целью его последующей возможной коррекции.
Средства ИКТ можно использовать на разных этапах урока. При организации вводной мотивации средствами ИКТ реализуется возможность сопоставить, структурировать и интегрировать различные виды информации и формы ее предъявления — условно-графическую (схемы, графики, карты), изобразительную (наглядные изображения), видео- и аудиоинформацию. При объяснении учителем нового материала кроме презентации в программе MS Power Point учителем может использоваться практически любой другой программный продукт. Так, например, одним из распространенных вариантов применения мультимедийных учебников является видеорядов в качестве наглядного пособия, когда урок проходит в форме лекции с использованием мультимедийного проектора или телевизора.
При организации учебной деятельности учащихся может применятся подготовка учениками сообщения по теме презентации; расположение перепутанных слайдов презентации в правильном порядке; изъятие «лишних» слайдов и пр. порядке; изъятие «лишних» слайдов и пр. Однако более эффективно организация активной учебной деятельности, когда в презентацию изначально закладываются элементы интерактивности.
При организации контроля учителя сами могут составлять тесты разного типа при помощи специальных программ. Несомненным достоинством компьютерного тестирования является объективность. К тому же у учащихся есть возможность сразу же посмотреть, где были допущены ошибки, и, соответственно, провести коррекцию знаний. Целесообразно также применять ИКТ при организации исследовательской и проектной деятельности.
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам:
- мультимедийные обучающие программы (“Профессор Хиггинс”);
- словари (Сократ персональный 4.1, Globus software);
- огромное разнообразие ресурсов Интернета – учебные и аутентичные материалы на иностранных языках, электронные версии зарубежных газет и журналов (http://www.onlinenewspapers.com/), публикации (http://www.washtimes.com/) и т.п.
Можно выделить три практических направления использования ИКТ в работе учителя английского языка. Первое направление связано с созданием компьютерной поддержки для новых отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов. Второе направление относится к разработке средств тестирования и диагностики уровня владения языком. Третье направление относится к использованию компьютера во внеурочной деятельности учителя.
Использование ресурсов интернета в работе учителя иностранного языка связано с использованием справочного материала (словари, библиотеки, статистика), работой с поисковыми системами (поиск необходимой информации для создания рефератов, презентаций, проектов), налаживанием контактов со своими сверстниками посредством переписки по электронной почте, участием в электронных конференциях и форумах, олимпиадах он лайн и т.д.
Применение презентаций в программе MS Power Point необходимо при ознакомлении с новым лексическим и грамматическим материалом, при закреплении знаний, обобщении и подготовки к различным формам контроля, при совершенствовании различных видов речевой деятельности, при изучении страноведческого материала, а также в проектной деятельности учащихся.
Второе направление – разработка средств тестирования и диагностики уровня владения языком. В этом направлении целесообразно использовать готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие системы, создавать авторские интерактивные упражнения (на базе программной оболочки HOT POTATOES), а также готовить и оформлять разные проекты, доклады, выступления («Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел «Говорение»).В третьем направлении учитель английского языка может использовать ИКТ на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предмету, а также создавая и размещая методические материалы в сети авторских сайтов и web-страниц в плане обмена опытом с другими пользователями (www.pedsovet.org; www.pedsovet.su и др.), участвуя в работе форумов профессиональных сайтов (www.englishteachers.ru; www.pedsovet.org; www.it-n.ru; www.zavuch.org и т.д.), участвуя в видеоконференциях, чатах, форумах федерального уровня (www.mon.gov.ru; http://blog.kremlin.ru; www.1september.ru), участвуя в международных сетевых проектах и международных Интернет-конференциях, переписке с жителями англоговорящих стран посредством электронной почты (www.epals.com, project “The Way We Are” ).
Применение ИКТ в организации исследовательской деятельности по иностранному языку, как на уроках, так и во внеурочной деятельности поможет учителю организовать работу более продуктивно и эффективно.
B своей педагогической деятельности учителю иностранного языка необходимо использовать ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках и во внеурочной деятельности, так как использование информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, совершенствует методы поисковой творческой деятельности учителя и учеников.
Внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования некоторых элементов урока с использованием ИКТ до использования электронных учебников.
Список литературы:
1. Гершунский Б.С.. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы./ . Б.С. Гершунский - М.: Педагогика, 1987.
2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации./ Машбиц Е.И. // Вести высшей школы. - 1986. - № 4
3. Зиновьева А.И., Ларюхина Н.Г. Психолого-педагогические и общеметодические аспекты использования икт в современном образовательном процессе [электронный ресурс], URL: http://www.media-pedagogics.ru/lectures.html (дата обращения: 25.10.2014г.)