ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 
Федорова Ю. В., учитель английского языка,
МАОУ СШ п. Угловка
Введение ФГОС нового поколения в современной школе обуславливает новые подходы к организации процесса обучения, принятие за методологическую основу системно-деятельностного подхода, направленного на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.
Актуальной остается старинная мудрость «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции, изучение иностранного языка направлено на развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, способной решать, поставленные перед ней, языковые задачи. Как же создать такую ситуацию в учебном процессе, которая была бы направлена на формирование активной личности, как мотивировать на подобные действия? Необходимо, чтобы ученик был активным участником образовательного процесса, чтобы он был заинтересован в самостоятельном поиске нужной информации, обладал развитыми навыками самоорганизации и самообразования.
На современном уроке иностранного языка знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать, а в создании ситуации, которая мотивирует ученика к исследованию, поиску решений творческих вопросов, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка используются разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности обучаемых, что позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.
Такая направленность обучения английскому языку осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.
При создании условий имитационного общения (ролевых игр), необходимо создавать такие условия, чтобы учащиеся могли "пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер, так как только эмоционально окрашенные знания становятся активным интеллектуальным достоянием ученика. Одним из эффективных приёмов обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.
В последние годы на уроках иностранного языка широко применяется проектная деятельность – она является неотъемлемой составляющей многих УМК, например, «Enjoy English» (Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н. Д.), «English» (Кузовлев В. П. и др.) предлагают темы для проектной деятельности обучающихся, соответствующие их возрасту и интересам ("Enjoy English-10": «Идеальный распорядок дня», «Гаджеты будущего»). Широкие возможности для проектной деятельности создаёт применение ИКТ, использование Интернет-ресурсов, что требует предварительной организационной работы со стороны учителя. Перед использованием в проектной деятельности материалов из сети Интернет необходимо ознакомить учащихся с правилами цитирования Интернет-ресурсов, при подготовке компьютерной презентации следует дать рекомендации по оформлению и представлению материалов.
Задача учителя – учесть личностные особенности учащихся при формировании творческих групп для работы над проектом, при распределении практических задач. Наряду с проектной деятельностью эффективны и другие формы активной групповой работы на уроках иностранного языка: например, метод «учимся вместе», когда учащиеся работают над единой учебной темой. По итогам выполнения творческих заданий идет презентация результатов и взаимооценивание. Другой прием групповой работы - метод «разрезанной информации», когда учащимся предоставляется частичная информация единой темы и далее в ходе взаимообмена идет процесс «научившись сам, обучаю другого».
Важным аспектом, на который необходимо обратить внимание при организации групповой работы, являются новые подходы к оцениванию результатов выполнения задания. Необходимо разграничивать оценку уровня знаний и оценку его работы в составе творческой группы. Оценка в журнале отражает индивидуальный уровень знаний учащихся, независимо от работы одноклассников в группе. Его активное участие в работе группы должно быть поддержано и оценено другим образом.
Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание уделяется системе поощрения (сертификаты, грамоты, значки, жетоны, похвала, как в устной, так и в письменной форме), а также заполнению таблиц достижений групп. Отмечая эффективную работу ученика в группе, учитель создает для него ситуацию психологической комфортности, мотивирует к дальнейшему активному участию в исследовательской работе.
Работа в группах, как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении, способствует развитию сотрудничества учащихся, приобретению ими собственного опыта творческой деятельности, формированию способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
 
ЛИТЕРАТУРА
1.Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000
2.Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. 2002. № 6.
3.Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. - АПК и ППРО, Москва, 2007 г.
4. Научно-методический журнал «Английский язык. Все для учителя» №25, Зайцева Р. И. – Роль системно-деятельностного подхода випроцессе обучения.