Реализация этнокультурного содержания в условиях сельской малокомплектной НОШ


Реализация этнокультурного содержания в условиях сельской малокомплектной начальной школы
Н.Н.Чертыкова, учитель начальных классов Анхаковской НОШ-филиала МБОУ Калининской СОШ, Аскизского района, республики Хакасия

В условиях рыночной экономики возрастают требования к воспитанию нового человека. Возрастает также и чувство ответственности каждого за себя, за других. Воспитание детей важная педагогическая потребность и социальная функция семьи, школы и общественности. Каждая мать, каждый отец желают воспитать своего ребенка здоровым и сильным, трудолюбивым и мужественным, высококультурным и сознательным. Содержание этой концепции вытекает из задач, стоящих перед обществом по формированию разносторонне развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. { 1, с.26}
Изучение особенностей традиционной культуры воспитания важно, когда семья находится в нестабильных социально-экономических условиях, а ее адекватные защитные механизмы еще не сформированы, что в первую очередь отражается на детях. Как правило, дети из таких семей приходят в школу, уже имея отрицательный жизненный опыт, неустойчивую психику В таких случаях на школу ложится решение не только педагогических, но и социальных проблем, решение которых возможно только при совместной деятельности с родителями.
В условиях сельской малокомплектной начальной школы при малой наполняемости классов учителю предоставляется возможность вникнуть в жизнь каждого ученика, включить детей во внеурочную деятельность по интересам, увлечь любимым делом.
Большое значение в деле воспитания младших школьников имеет воспитание любви и бережного отношения к родной природе, к родному краю, где ребенок родился и живет, изучение местного доступного краеведческого материала, поэтому наша маленькая школа работает в сотрудничестве с внешкольными учреждениями: сельской библиотекой, сельским клубом и музеем под открытым небом «Улуu Хуртуях тас».
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным является внеурочная деятельность учащихся уровня начального общего образования. Знакомство с историей, культурой аала, района Аскизского района, Республики Хакасия проводится в ходе прохождения курса «Краеведение» («Все начинается с родного гнезда»).
Ежегодно в базовой МБОУ Калининской СОШ проводится научно-практическая конференция «Чирiм тамырлары» («Корни моей земли»). Начиная уже с первого класса младшие школьники принимают участие в секции «Первые шаги» в разных номинациях. Учащимися были представлены следующие проектно-исследовательские работы: « Бубен в работах Н.Ф.Катанова», « Чаепитие у хакасского, русского и казахского народов», «Хакасская юрта: прошлое, настоящее и будущее», «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны», «Рождение и воспитание ребенка в семье», «Зеленый мир моей школы».
В 2013 году на базе малокомплектной школы был создан мини-музей «Чирiм тамырлары». В сборе материалов для музея приняли активное участие не только учащиеся школы, но и жители аала. У учащихся появилась возможность посещать не только школьный мини-музей, но и музеи аала, района, республики Хакасия.
Во время учебного процесса в содержании предметных областей используются материалы школьного мини-музея. На уроках математики используются комбинаторные задачи с этнокультурным содержанием, а также в двуязычная рабочая тетрадь на хакасском и русском языках «Математика» для 1-2 классов. Математические задания с региональным содержанием дают возможность осуществлять на практике принцип этнорегионализации содержания образования в поликультурных субъектах. Именно текстовые задачи имею потенциал воспитания и развития младших школьников в контексте реализации этнокультурного , регионального содержания образования.
Жизнь современного ребенка не замыкается в узком семейном кругу. С раннего детства он становится человеком общественным- школа, улица, различные социумы. Находясь одновременно под влиянием различных социумов, он не только развивается, но и подвергается опасностям. В связи с этим мы не должны учить его всегда быть послушным, а научить критически осмысливать слова и поведение взрослого. То есть педагоги должны оказывать существенное влияние при переосмыслении опыта прошлого. Еще одной важной задачей является отбор содержания народных традиций, обычаев и ритуалов. По мнению В.И.Баймурзиной, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Международной академии наук педагогического образования, на сегодняшний день опыт прошлого является важным, в связи с ассимиляцией народов. Этот исторический процесс закономерен, происходит он болезненно, и не всегда зависит от нас. Одни народы уходят, на их место приходят другие. В этом аспекте педагоги должны сохранить самое ценное в народном воспитании и передать будущим поколениям. { 1, с.229}
Таким образом, значимость использования этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, несомненна. Она является мощным средством в формировании человека культуры, в обогащении его общечеловеческими ценностями, в подготовке диалога культур, воспитания хорошего семьянина. Вместе с тем необходимы: тщательный отбор содержания произведений народного творчества, традиций, обычаев и ритуалов. Региональный компонент государственного образовательного стандарта позволяет нам эффективно использовать этнопедагогику в деле воспитания современного молодого поколения.
{ 1, с.229}
Использованная литература:
1.Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: История и современность: монография/ Уфа: Баш. Гос. Ун-т; Стерлитамак, 2008.- с.26,229
2. Из опыта работы учителя.