СтатьяОсобенности воспитательного процесса в детском хореографическом коллективе


Балынина Галина Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
МАОУ « СОШ № 56 г.Челябинск»
«Особенности воспитательного процесса в детском хореографическом коллективе»
Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С социальной точки зрения воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализация личности. Но и для этих процессов нет пока четких определений. Одни исследователи считают что понятие «формирование» более широкое, чем понятие «воспитание», другие - что оно уже, ибо формирование - это внутренняя сторона воспитания.
Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. К данному определению Подласый И.П. добавляет, что процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности[3].
Одна из особенностей воспитательного процесса - его постоянство. Процесс воспитания в детском хореографическом коллективе - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия педагога и участника коллектива (воспитанника), а также воспитанников коллектива между собой, и обратное взаимодействие воспитанника и педагога.
Непрерывность предполагает, что процесс воспитания протекает успешнее при отсутствии в нем перерывов и неуправляемых моментов, а систематичность способствует усвоению знаний воспитанниками в определенном порядке и последовательности.
Таким образом, невозможно ограничивать воспитательный процесс рамками воспитательного раздела образовательной программы коллектива. Непрерывность воспитательного процесса, прежде всего, относится к развитию человека, к неуклонному обогащению его личности, возникновению все новых качественных изменений, свойств или, как говорят психологи, личностных новообразований в процессе деятельности.
«Постоянство», «непрерывность», «систематичность» - все эти термины заложены в общем понятии «перманентность», которое является основой воспитательного процесса[4].
Воспитательный процесс в детском хореографическом коллективе - это специально целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самосознания ребенка, формированию нравственной эстетической и гражданской позиции и закреплению в его поведения.
Воспитательный процесс в детском хореографическом коллективе носит перманентный характер, который основывается на постоянстве, непрерывности и систематичности и является основным фактором для достижения эффективного педагогического результата, который может быть достигнут последовательно и/или одновременно в различных видах деятельности участника коллектива.
Рассмотрим более подробно структуру занятия современным танцем в детском хореографическом коллективе с младшими подростками, сосредоточив свое внимание на воспитательном аспекте в каждой его части, чтобы раскрыть перманентность воспитательного процесса как его основной особенности.
Первая часть занятия – Организационный и подготовительный этап. Настрой воспитанников на занятие. Актуализация цели занятия. Разминка, которая включает в себя освоение правил постановки корпуса, рук, ног и правильной осанки, основных принципов и приемов современного танца, подготовка двигательного аппарата к более интенсивной работе. Освоение музыкального сопровождения, темпа, ритма. Динамический разогрев мышечного аппарата, который перемежается с бегом, прыжками на месте, подскоками, движениями на координацию.
На данном этапе воспитывается скрупулёзное отношение к своему телу как к инструменту танца, отражение музыкального ритма через движение. Подросток, видя в зеркале несовершенство исполняемых им элементов должен выработать в себе стремление к достижению цели – качественному исполнению. Через постановку индивидуальных целей для каждого воспитанника, включение процесса самовоспитания подростка педагог приходит к общему устремлению – использование эстетики танца как возможности самовыражения.
Вторая часть занятия – партерная часть и движения на середине. Работа над правильностью дыхания во время исполнения партерных упражнений, развитие физических данных у детей, развитие творческих способностей за счёт музыкально-ритмического сопровождения, работа над учебно-танцевальными движениями и комбинациями, которые формируют навыки владения своим телом и взаимодействия с партнерами. Ориентирование в пространстве в массовом исполнении
Помимо вышеперечисленных воспитательных установок на данном этапе важно формирование партнёрских отношений при работе в паре, доверие и поддержка друг друга, развитие чувства коллективизма, формирование осознания общей цели и устремлений, понимание, что от усилий одного зависит общий результат.
Третья часть занятия - является заключительной и включает в себя исполнение танцевальных движений и комбинаций с демонстрацией основных хореографических элементов в согласовании с музыкальным сопровождением. Разучивание танцевальной композиции или отработка танца. Завершает занятие поклон. Затем подведение итогов - рефлексия – оценка успехов, творчества и старания воспитанников.
В этой части занятия эстетические аспекты воспитания выходят на первый план. Через эмоционально-чувственное содержание исполняемого танца подросток осознает красоту окружающего мира, человека, его внутреннего мира. Эмоциональная наполненность танца есть его эстетическая красота. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетическую ориентацию личности, развивает способность к творчеству, творческому воображению, даёт возможность подростку самостоятельно осуществить танцевальный этюд, танцевальную композицию[1].
Таким образом, особенностью процесса воспитания в детском хореографическом коллективе является его перманентность, которая подразумевает постоянство, непрерывность и систематичность воспитательного воздействия. Список использованных источников
Васина, Е.В. Сборник программ художественно-эстетического образования: история хореогр. искусства, соврем. танец / Е.В. Васина, Е.Л. Савченко; ред. Дизендорф Н.Д. – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. – 59 с.
Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции , под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн (учебник). -- М.: ВЛАДОС - пресс, 2007
Технологии художественно-эстетического образования как средство социализации школьников в условиях поликультурной среды: опыт и проблемы: материалы гор. Науч.-практ. Конф., [науч. ред. Э.Ф. Вертякова]. – Челябинск, 2008. – 126 с.