Программа областной инновационгой площадки Построение модели Ресурсного центра «Особый ребенок» для психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида № 42 г. Ростова-на-Дону

Россия, 344112, г.Ростов-на-Дону, ул. Леваневского,34 тел. (863) 252-97-56 тел/факс (863) 252-01-51, 254-89-33 E-mail: rshi42@mail.ru139446075565
ПРОЕКТ ОБЛАСТНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ:
Построение модели Ресурсного центра «Особый ребенок»
для психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей
с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития
(в том числе с РАС и синдромом Дауна)
на примере ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42 г. Ростова-на-Дону
г.Ростов-на-Дону
2013 г
Мир «особого» ребенка-
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка-
Очень тесен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт,
Мир «особого» ребенка-
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка–
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка-
Допускает лишь своих!
Н. Калима
Актуальность создания инновационного образовательного проекта
Современные тенденции развития специального образования ставят перед педагогической наукой и практикой задачи поиска оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и учебными возможностями.
Для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в Ростовской области создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений с различными формами организации помощи детям. Данная сеть включает 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений восьми видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей, для незрячих и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития.
В области сформирована система консультирования, обследования и сопровождения образовательного маршрута детей с проблемами в развитии, обучении и воспитании. В состав системы входят, связанные между собой, структурные единицы: свыше 1000 консилиумов образовательных учреждений, 34 психолого-медико-педагогические комиссии, 16 учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, обеспечивающих сопровождение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (далее: ОВЗ). Развиваются различные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе интегрированное и инклюзивное обучение. В массовых школах функционируют специальные (коррекционные) классы для детей, имеющих нарушения слуха, задержку психического развития, умственную отсталость.
По результатам мониторинга предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья специальным (коррекционным) образованием в среднем по области охвачено 97 % детей от количества выявленных психолого-медико-педагогическими комиссиями. В рамках реформирования системы специального образования организовано обучение детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью.
В настоящее время успешно развиваются и набирают темп обновленные подходы в сопровождении учащихся с проблемами развития, которые концентрируются в технологии интегрированного образования.
Главной целью, стоящей перед специальным (коррекционным) образованием России, и в том числе - Ростовской области, является выявление, поддержка и распространение моделей, обеспечивающих наиболее успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, а также создание в образовательных учреждениях доступной образовательной и здоровьесберегающей среды. В то же время существуют серьезные препятствия для полного включения детей с интеллектуальной недостаточностью в образовательный процесс совместно с другими детьми.
  Перед педагогическим сообществом остро встали проблемы совершенствования системы выявления и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее: ОВЗ), кадрового обеспечения учреждений образования для успешной социализации этой категории детей, формирования новой модели службы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам и их семьям. Проблема оказания адресной психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития является наименее разработанным направлением специальной психологии и педагогики. До недавнего времени такие дети считались «не подлежащими обучению» даже в специально организованных коррекционно-образовательных условиях, и, соответственно, были лишены не только элементов обучения, но и достойного социального опыта.
Переход к активной политике включения детей, с выраженными формами интеллектуальных нарушений, в доступную им образовательную среду, делает актуальной проблему активизации процесса социализации и абилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната. Становится важным раскрытие сущности, характеристик, структуры процесса социально-трудовой абилитации, принципов ее осуществления в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
С этим процессом тесно связано другое направление модернизации и развития специального (коррекционного) образования - создание на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ресурсных центров, с целью формирования единого коррекционного пространства на основе сетевого взаимодействия по приоритетным направлениям инновационной деятельности.
    В работах М.В. Агрба, И.М. Бгажноковой, А.А. Ватажиной, Н.П. Вайзмана, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, Д.Н. Исаева, Т.Н. Исаевой, А.Р. Маллера, М.С. Певзнер, Б.И.Пинского, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицыной и других ученых – педагогов отмечается, что основой социальной адаптации и интеграции детей, с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии, в общество является организация поведения и доступная трудовая деятельность.
Работы, посвященные проблемам воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, конкретизируют пути формирования социально-бытовых и трудовых умений и навыков (Г.В. Васенков, А.А. Ватажина, Н.Ф. Дементьева, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, В.М. Коган, М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, А.Р. Маллер, Л.С. Мирский, В.Г. Петрова, М.М. Сидорова, Г.В. Цикото, А.М. Шербакова, Л.М. Шипицына, Я.Г.Юдилевич и др.), сенсомоторного (Р.Д. Бабенкова, Л.В. Баряева, Н.П. Вайзман, А.И. Горелик, Б.И. Пинский, А.М. Царев, Г.В. Цикото и др.) и речевого развития (В.И. Липакова, Н.Б. Лурье, Л.И. Осокина, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), а также развития предметно-практической и игровой деятельности (Л.Б. Баряева, С.Д. Забрамная, А.П. Зарин, Т.Н. Исаева и др.), социально-педагогического обеспечения их социализации (Е.Т. Логинова, В.В. Скрипниченко, А.М. Царев). Анализ научных исследований и данных практической педагогической деятельности показывает, что научно-методических работ, посвященных проблеме социальной адаптации школьников с выраженными формами интеллектуальных нарушений, разработано недостаточно.
Были выделены следующие противоречия:
между высоким уровнем требований (социально-экономических, психологических, политических) сегодняшнего дня к обеспечению социальной и недостаточной научно-методической разработкой этого процесса ее осуществления;
между необходимостью повышения уровня сформированности знаний, умений и навыков детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития для успешной социальной адаптации и недостаточной эффективностью работы по их социальной адаптации в условиях специальных (коррекционных) школ-интернатов;
между потребностью создания программ и обеспечения их учебным материалом, способствующих повышению уровня социальной адаптации школьников с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития для успешной самостоятельной жизни и отсутствием таковых в образовательной практике.
Особенности образовательной среды
ГКОУ РО школа –интернат VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону(далее: ГКОУ РО школа –интернат VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону) является одним из звеньев в системе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Ростовской области, обеспечивающим детей с интеллектуальной недостаточностью, равными правами на получение образования, с учётов возможности выбора профессии индивидуально для каждого ребёнка.
В соответствии с Закона «Об образовании в Российской Федерации», Письмом Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24.01.03 г. N 01-50-25/32-05 и Уставом ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону (далее: школа-интернат) с 2003 года в учреждении, помимо детей с легкой степенью умственной отсталостью, начали обучаться и дети с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития, а в 2004 году для них впервые был открыт класс «Особый ребенок». Открытие классов «Особый ребенок» было обусловлено увеличением числа воспитанников с более глубокими по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития (Рис. 1).
Рисунок 1
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ КОНТИНГЕНТА ВОСПИТАННИКОВ ПО СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ И СЛОЖНОСТИ ДЕФЕКТА
УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
( по годам обучения)

Рост числа воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития повлек за собой и увеличение количества классов «Особый ребенок» (Рис.2).
Наличие новой, достаточно трудной категории обучающихся вызвало необходимость пересмотра всей системы образовательных услуг, оказываемых ГКОУ РО школой-интернатом VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону. По сути дела произошла инклюзия, где в среду детей с легкой степенью интеллектуального недоразвития включаются их сверстники с умеренными (выраженными) формами интеллектуального недоразвития. В связи с этим, коррекционное образование перестраивается, требуются новые подходы, методики, для оптимизации и приспособления к потребностям и возможностям нового состава воспитанников, включения группы детей с особыми образовательными потребностями не только в учебно-воспитательный процесс, но и в отношения с основным контингентом обучающихся.
Рисунок 2
ДИАГРАММА КОЛИЧЕСТВЕННОГО РОСТА
КЛАССОВ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»
( по годам обучения)

ГКОУ РО школа – интернат VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону (далее: школа-интернат), одна из нескольких школ города Ростова-на-Дону реализует образовательные программы для детей с легкой степенью умственной отсталости и единственная в городе, для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, «особый ребенок».
Учреждение обеспечивает многофункциональное доступное бесплатное образование детям с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития. О школе - интернате можно сказать, что это образовательное учреждение нового типа с гибкой структурой, включающей в себя:
- Основную школу, с классами для учащихся с легкой умственной отсталостью.
- Отделение «Особый ребенок», с классами для учащихся с выраженным интеллектуальным недоразвитием.
- Отделение надомного обучения, где система обучения на дому представлена тремя формами организации:
традиционный вариант, предполагающий обучение воспитанника на дому одним педагогом по предметам, предусмотренным учебным планом для каждого класса, с определённой недельной нагрузкой. Обучение данной категории детей осуществляется по индивидуальным, специально разработанным учителем программам.
комбинированный вариант, где занятия в домашних условиях с педагогом дополняются посещениями школы по индивидуальному графику, на определённые в индивидуальном порядке, в соответствии с психофизическим состоянием здоровья воспитанника, уроки. Главным образом – уроки трудового обучения.
группа кратковременного пребывания (далее: ГКП «Миг»), для воспитанников, получающих образовательный минимум по надомной форме обучения и способных, по состоянию здоровья и медицинским показаниям, по желанию родителей и их возможностям, привозить ребенка в учреждение на короткий период, получать образование в условиях школы-интерната. Эта форма предполагает помимо освоения предметов, предусмотренных учебным планом, посещение индивидуальных коррекционных занятий по логопедии, ритмике и ЛФК.
Такая структура дает возможность детям, с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, максимально компенсировать нарушения и индивидуализировать процесс обучения.
Школа-интернат более 6 лет работает в режиме областной базовой площадки РО ИПК и ПРО «Центр модернизации общего образования», с целью развития региональной системы специального (коррекционного) образования, комплексного научно-методического сопровождения инновационной деятельности, распространения педагогического опыта обучения детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития. У педагогов учреждения накоплен значительный опыт обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Вместе с тем, на сегодняшний день, в учреждении отрабатываются педагогические системы, способные решить учебно-воспитательные задачи по эффективной реабилитации, социальной адаптации детей с различным по степени выраженности и сложности дефектам умственного развития, где конечным результатом должна стать максимальная социализация и трудовая адаптация детей и подростков в современных экономических условиях. Для возможности участия детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества главный акцент в обучении и социализации необходимо делать не столько на процесс усвоения, упорядочения и воспроизведения ими определенной системы знаний и ценностей, сколько на создание определенных условий для их социального воспитания опыта.
Результаты анализа многолетней деятельности школы-интерната позволили нам выявить, что образовательная среда меняет свое качественное состояние в зависимости от вариантов взаимосвязи структурных компонентов (пространственно-предметного, деятельностного, коммуникативного), которые могут принадлежать, как внутренней воспитательной среде образовательного учреждения, так и внешней социокультурной среде. В зависимости от доминирующего компонента, нами были выделены варианты взаимодействия образовательной и социокультурной среды:
открытый пространственно-предметный – вид взаимодействия, при котором в структуру образовательной среды школы включается архитектурно-эстетическая и символическая организация жизненного пространства ребенка, настенная информация, различные предметы и символы;
коммуникативно открытый вариант взаимодействия: сутью этого варианта взаимодействия является создание социальных ситуаций коммуникативных взаимодействий, в рамках которых происходит встреча ребенка, педагога и других субъектов образовательной среды с субъектами социокультурной среды, т. е. в структуру образовательной среды учреждения включается коммуникационная сфера (взаимоотношения, общение, настроения, распределение социальных ролей и статусов), ценности, установки, особенности субъектов социокультурной среды;деятельностно открытый вариант взаимодействия предполагает, что в структуру образовательной среды школы включается совокупность различных видов деятельности (концепции основного, коррекционного и дополнительного образования), формы и методы организации образования детей с нарушениями в развитии, ориентированные на их социализацию;
внутрикоммуникативно открытый вариант взаимодействия, предполагающий взаимодополнение деятельностного и пространственно-предметного компонентов образовательной среды содержанием социокультурной среды, которое обеспечивает разнородность пространственных условий, связность и управляемость их функциональных зон, обновление содержания образования с учетом изменений в сфере экономики, культуры, технологий и возможность применить полученные знания в различных видах практической деятельности;
внутридеятельностно открытый вариант взаимодействия, предполагающий взаимодополнение коммуникативного и пространственно-пред-метного компонентов образовательной среды содержанием социокультурной среды, в процессе которого происходит создание и функционирование новых общностей детей, детей и взрослых, использование вариативных форм, методов, средств, жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
внутрипространственно-предметный вариант взаимодействия –взаимо-дополнение коммуникативного и деятельностного компонентов образовательной среды содержанием социокультурной среды, в результате которого появляются новые возможности для реализации различных задач возрастного развития ребенка, адаптации детей к социальным изменениям, возможности применения индивидуального субъектного опыта в практической деятельности. Рассмотренные варианты взаимодействия, позволяющие значительно расширить социальный опыт ребенка с отклонением в развитии, может обеспечить и осуществить образовательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения, что и приводит к необходимости построения её модели.
Школа-интернат, используя теоретические и практические достижения в области трудового обучения и воспитания умственно отсталых учащихся (Н.Н. Малофеев, A.M. Щербакова, Е.И. Капланская, Л.М. Шипицина и др.), опираясь на собственный опыт, в течение многих лет осуществляет инновационную деятельность по планомерному развитию современной системы подготовки выпускников с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе, профессиональному самоопределению и к профессиональной деятельности. В основу данной деятельности положены принципы системности, комплексности, оптимистической веры в потенциальные возможности ребенка с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, а также интеграция усилий всех участников образовательного процесса. Используя дополнительные ресурсы вне школы, опираясь на поддержку партнеров, школа-интернат решает проблему материально-технического обеспечения учебно-производственного процесса, включенности будущих выпускников коррекционной школы в рабочую среду, тем самым поднимая статус их собственного «я».
Трудовое обучение занимает ведущее место в системе учебно-воспитательной работы с детьми с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития и представлено в школе-интернате такими направлениями, как: Трудовое обучение, Самообслуживание, Хозяйственно-бытовой труд, Ручной труд, Ремесло, Факультативные занятия, кружки. Профессионально-трудовое обучение осуществляется по профилям: Швейное дело и декоративно-прикладное искусство, Обувное дело, Столярное дело, Кулинария, Цветоводство и декоративное садоводство, кружки по трудовым направлениям.
Социализация как интегральная содержательная характеристика образа жизни ребенка на каждом возрастном этапе развития, на наш взгляд, включает: качество знаний, умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с другими людьми; степень самостоятельности при выполнении практических действий; социальная адаптация (усвоение норм, традиций, групповой культуры); включенность в общество (вхождение в ролевую структуру групп). А качество обучения и воспитания умственно отсталых детей, и как конечный результат этого – социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, напрямую зависит от наличия в коррекционной школе специально организованных условий, т. е. пространство учреждения должно быть особым образом организовано путем создания специальной образовательной среды.
Ресурсный центр - новая идея помощи детям с выраженными формами интеллектуальных нарушений
При создании Ресурсного центра, оказывающего помощь, как педагогическим работникам, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья, так и семьям с детьми-инвалидами с ОВЗ, мы опирались на две составляющие: теоретические основы и практический опыт нашей организации. Прежде всего, надо было определиться, что вкладывать в понятие «ресурсы».
Ресурсы — это средства, источники средств, запасы, возможности, ценности.
Ресурсы — это всё, что может помочь достичь поставленной цели, то есть получить результат.
Ресурсы — это потенциал семьи/человека.
Значение ресурсов заключается:
-во-первых, в стратегической постановке цели;
-во-вторых, в возможностях семьи/человека разработать оптимальную стратегию для достижения поставленной цели;
-в-третьих, в принципиально возможном воздействии на внешнюю среду, в определении характера взаимодействия с внешней средой (социумом).
Разработка и реализация стратегических решений предполагает обладание информацией, отбираемой, систематизируемой и анализируемой в течение всего времени деятельности. Без информации невозможно разработать стратегию. Поэтому информационные и интеллектуальные ресурсы имеют огромное значение при осуществлении помощи, выбранной нами категории граждан. Информационные ресурсы тесно связаны с интеллектуальными ресурсами. Организация, на базе которой действует Ресурсный центр, или сам Ресурсный центр должны располагать кадрами, которые в состоянии не просто разработать стратегию по раскрытию ресурсов, но определить тенденции развития внешней среды (социума), перспективы того или иного направления работы с педагогическими работниками, семьями, сформировать эти направления, обосновать необходимость концентрации средств в стратегических целях. Однако, создание Ресурсного центра на базе нашей школы-интерната было бы невозможно без накопленного, на протяжении 60 лет, опыта работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием и 9-летним опытом работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития или, как мы их называем с «особым ребенком».
К моменту принятия решения о создании Ресурсного центра на базе нашего учреждения уже 9 лет функционировал психолого-медико-педагогический консультационный пункт «Шанс» (далее: Консультационный пункт), созданный для оказания консультативной психолого-педагогической помощи родителям детей и подростков, имеющих трудности в обучении и личностном развитии, а также педагогическим работникам и специалистам образовательных учреждений Ростовской области в организации обучения детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития. И тем не менее, необходимость в создании Ресурсного центра социально- профессиональной и трудовой подготовки детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития «Особый ребенок» была продиктована самой жизнью. К нам в школу-интернат всё чаще стали обращаться педагогические и руководящие работники, а также семьи из отдалённых районов Ростовской области и из других регионов России. Именно им необходимо было, в непродолжительный по времени визит, дать как можно больше ресурсов. В связи с этим, наши специалисты стали аккумулировать большее количество ресурсов — информационных, методических, образовательных, социально-правовых.
Вторым нашим шагом стало изучение существующего опыта деятельности Ресурсных центров и здесь очень важным этапом было изучение российского опыта:
- Ресурсного центра Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» (Москва), работающего с родителями детей с синдромом Дауна. Ресурсный центр ранней помощи «Даунсайд Ап» концентрирует, апробирует и распространяет современные технологии помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с синдромом Дауна. Сотрудники центра знакомят специалистов, работающих в российских регионах, с готовой моделью службы ранней помощи, показывают пути развития семейно-центрированных моделей, как в России, так и за рубежом. Ресурсный центр оказывает большую помощь родителям по всей стране. На базе центра издаётся много интересной и столь необходимой родителям литературы, также центром распространяется журнал «Синдром Дауна. XXI век». Огромную роль в оказании ресурсной помощи семьям играет сайт фонда, где размещена вся необходимая информация для родителей (статьи, публикации, книги, видеоматериалы, журналы и пр.). На сайте работает форум. Родители могут задавать интересующие их вопросы, консультироваться по возникшим проблемам. Оказывая ресурсную помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями, прежде всего оказывается помощь ребёнку с ОВЗ.
- МОУ «Центра психолого- медико- социального сопровождения» (г.Великий Новгород). Целью деятельности Ресурсного центра ПМС сопровождения, на базе этого учреждения, стала поддержка системы включённого образования.
- Регионального Ресурсного центра ГКОУ РО школа-интернат II вида №48 г.Ростова-на-Дону по инклюзивному образованию и комплексной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальной интеграции, созданного для организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения научно-исследовательской, экспериментальной и методической работы по инклюзивному обучению детей с особыми образовательными потребностями.
- Центра помощи семьям детей с ограниченными возможностями «Содействие» г.Ростова-на-Дону, оказывающего помощь и поддержку детям с нарушениями в развитии (РДА, синдром Дауна, умственная отсталость, множественные нарушения) и их семьям в процессе социальной интеграции. Центр реализует обучающие и развивающие программы для особых детей, их се- мей, оказывает информационную, методическую и психологическую поддержку родителям и специалистам.
- Центра  лечебной педагогики и социальной терапии " СВеЧа " («С Верой в Человека») при РРООИ «Путь к себе». Основные методы и приемы, используюемые специалистами, работающими в «Центре лечебной педагогики и социальной терапии «СВеЧа», базируются на принципах лечебной педагогики, разработанной Рудольфом Штайнером, исходящей из гипотезы, что истинная сущность человека с нарушением в развитии не повреждена — она лишь испытывает трудности своего телесного и интеллектуального выражения, что позволяет строить воспитательный и учебный процесс с учетом особенностей развития каждого ребенка.  При этом каждый Ресурсный центр работает с определёнными целевыми группами.
II. Проблема инновационного образовательного проекта
Концепция создания Ресурсного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития «Особый ребенок» на базе государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону (сокращенное наименование: ГКОУ РО школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону) разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, Областным законом от 22.10.04г. № 184-ЗС «Об образовании в Ростовской области», письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.08г.
№ АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми–инвалидами», Постановлением Правительства Ростовской области от 19.07.12г. № 659 «Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года», Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова), проектом Концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.
Проблема инновационного образовательного проекта заключается в необходимости выявления и разработки средств социально-педагогической деятельности, применение которых позволит повысить уровень обученности, социальной адаптации детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития.
Выявленные противоречия, и вытекающая из них проблема, обусловили выбор темы: Построение модели Ресурсного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития «Особый ребенок» на примере ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42 г. Ростова-на-Дону.
Объект инновации: процесс социальной адаптации обучающихся, воспитанников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42 г. Ростова-на-Дону (далее: школа-интернат) с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития (в том числе с РДА и умеренной (глубокой ) умственной отсталостью).
Определены следующие основные направления работы:
оказание консультационно-методических услуг педагогическим и руководящим работникам общеобразовательных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по повышению качества коррекционно-развивающего обучения и социализации детей с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии;
разработка модели сетевого взаимодействия ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42 г.Ростова-на-Дону с общеобразовательными и специальными (коррекционными)учреждениями по обновлению содержания образования и профессионально-трудовой подготовки детей с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии;
Главная идея концепции Ресурсного центра – это функционирование и развитие такой вариативной образовательной системы, в рамках единой системы коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития в общеобразовательных учреждениях Ростовской области, которая бы стала бы важным фактором становления граждан, с развитыми навыками социальной мобильности, позитивной личностной направленности, жизненной компетенции, сознательной регуляции деятельности и поведения в различных структурах общества.Цель программы деятельности центра:
- разработка, апробация и внедрение вариативных специальных (коррекционных) образовательных программ для детей-сирот и детей со сниженным уровнем интеллектуальной деятельности;
- осуществление практики сетевого взаимодействия специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида с общеобразовательными учреждениями, Центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, центрами дополнительного образования (ДЮЦ), учреждениями начального и среднего профессионального образования.
Задачи:
обеспечение социального и профессионально-трудового сопровождения детей с ОВЗ со сниженным интеллектом, обучающихся по программе С (К) ОУ VIII вида, детей-инвалидов из семей в условиях школы-интерната и общеобразовательных учреждений;
научно-методическая и консультационная поддержка общеобразовательных школ, образовательных учреждений, реализующих интегрированное обучение детей со сниженным интеллектом;
обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка со снижением интеллектуальной деятельности посредством консультирования родителей, педагогов, специалистов общеобразовательных учреждений по вопросам социально-трудовой адаптации и обучения, воспитания, психолого-педагогической коррекции детей с ОВЗ со сниженным интеллектом;
разработка, апробация и внедрение вариативных циклов занятий, программ, технологий работы с детьми со сниженным интеллектом.
Гипотеза:Повышение уровня социальной адаптации обучающихся, воспитанников с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии средствами педагогической деятельности будет обеспечено, если :
будут выявлены средства и особенности организации социально-педагогической деятельности в условиях школы-интерната по социальной адаптации обучающихся, воспитанников с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии на начальном этапе подготовке к самостоятельно жизни;
будет создана и реализована структурно-функциональная модель процесса социальной адаптации обучающихся, воспитанников с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии в условиях школы-интерната;
будет разработана и внедрена в практику работы школы-интерната программа деятельности педагогов по подготовке обучающихся, воспитанников с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии к самостоятельной жизни;
будут определены критерии и показатели социальной адаптации обучающихся, воспитанников с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи :Выявить степень разработанности проблемы социальной адаптации детей с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии в педагогической теории и современной социально-образовательной практике. Разработать и апробировать модель процесса социальной адаптации обучающихся, воспитанников с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии в условиях школы-интерната.
Разработать критерии социальной адаптации обучающихся, воспитанников школы-интерната с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии школы-интерната и комплекс диагностических процедур, направленных на выявление уровня их социальной адаптации.
Открыть Центр ?????
Идея проекта заключается в том, что педагогические работники, могут помочь обучающимся, воспитанникам школы-интерната с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии успешно подготовиться к самостоятельной жизни, если будет реализована модель социально-педагогической деятельности, в рамках которой на основе диагностики круга проблем школьников с ОВЗ, будут выявлены средства, создана и реализована программа социально-педагогической деятельности, направленная на повышение уровня их социальной адаптации на этапе подготовки к самостоятельной жизни.
Методологической основой исследования явились:
личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н.Леонтьев, М. М. Поташник, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков и др.);
концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А.Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Ю. С. Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу эксперимента составили:
гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко, И. П. Волков, И. П. Ильин и др.);
теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М. И. Лисина, В. С. Мухина, А.М.Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. И. Шульга и др.);
положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А. В. Мудрик, Л. Я. Олиференко, С. А. Расчетина, М. В. Фирсов и др.);
концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л. А. Беляева, Ю. В. Василькова, М.А.Галагузова, Ф. А. Мустаева, В. А. Никитин, Л. Я. Олиференко и др.);
исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (К. Р. Мелконян, Г. В. Семья, Л. М. Шипицына и др.).
Методы эксперимента:
теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
праксиологические методы: педагогический эксперимент; методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, методы графической обработки данных).
Модель Ресурсного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития «Особый ребенок»
Ресурсный центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей с тяжелыми множественными отклонениями в интеллектуальном развитии «Особый ребенок»— это многоуровневая система оказания ресурсной помощи.
Первый уровень (или основа) — аккумуляция и предоставление педагогическим работникам и специалистам, а также семьям, воспитывающим детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития, информационных, методических , медийных и социально-правовых ресурсов.
Информационные ресурсы – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Информационные ресурсы – по законодательству РФ – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем организации.
Методические ресурсы-совокупность программно-методических материалов с целью оказания методических услуг педагогическому сообществу и семьям, воспитывающим детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития.
Социально-правовые ресурсы- совокупность информационных материалов по социально-правовым основам социальной поддержки детей с ОВЗ и их семей
Медийные ресурсы - совокупность накопленных на носителях записи информационных продуктов СМИ, с целью дальнейшего их использования.
Информационные ресурсы

Методические ресурсы
Ресурсный центр «Особый ребенок»

Социально-правовые ресурсы



Медийные ресурсы

Информационные ресурсы:
-информация о диагнозе, методах лечения, воспитания, обучения с учётом передового отечественного и зарубежного опыта;
-информация, касающаяся вопросов инвалидности;
-библиотека: специализированная литература и публикции.
Методические ресурсы:
- методические материалы, знания и информация о современных инновационных методиках развития детей с тяжелыми множественными нарушениями интеллектуального развития, в том числе и собственных.
Социально-правовые:
-правовая информация по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта;
-помощь в заполнении документов;
-налаживание контактов с различными учреждениями и общественными ресурсами.
Медийные ресурсы:
-медиоматериалы просветительского плана;
-медиопрограммы индивидуальных и групповых занятий с детьми;
- медиоматериалы, предоставленные ведущими организациями в области ранней помощи детям с нарушениями в развитии;
- медиоматериалы круглых столов и конференций по актуальным темам.
Следующий (второй) уровень — это предоставление клиентам образовательных ресур-сов (педагогических и психологических), направленных на развитие социальной актив ности семьи и формирование родительской компетентности в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Более подробно об этом рассказываЭтапы:
Первый этап – диагностико - проектировочный (2014-2015г.г.)
Цели и задачи:
Изучение психолого-педагогической, философской, методической литературы по теме исследования.
Подготовка пакета диагностических материалов для выявления уровня социальной адаптированности детей с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии.Анализ исходного уровня социальной адаптированности обучающихся, воспитанников школы-интерната с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии.
Подготовка педагогов к опытно-экспериментальной работе. Разработка системы подготовки педагогов к освоению технологии педагогического эксперимента и выполнению программы экспериментальной деятельности.
Разработка программы эксперимента по социальной адаптации обучающихся, воспитанников с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии.
Прогнозируемые результаты:
Аналитический обзор философской, педагогической и социально-психологической литературы по проблеме инновационной деятельности. Знание концептуальных основ социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью в трудах ученых – педагогов и психологов.
Пакет диагностических материалов для выявления уровня социальной адаптированности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Аналитические материалы по уровню социальной адаптированности обучающихся, воспитанников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии.
Инновационная программа «Построение модели инновационного Ресурсного центра социально-профессиональной и трудовой подготовки детей с различными по степени тяжести и глубине отклонениями в умственном развитии «РЕКОРИС»(реабилитация, коррекция, адаптация, развитие, интеграция, социализация) на примере ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42 г. Ростова-на-Дону».
Выявление трудностей и проблем адаптации обучающихся, воспитанников начальных классов при переходе в старшее звено специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Система подготовки педагогов к освоению технологии педагогической инновации и выполнению программы инновационной деятельности.
Повышение профессионального уровня педагогических кадров через курсовую подготовку и внутрикорпоративное повышение квалификации.
Второй этап – практический (2015г.).
Цели и задачи:
Осуществление опытно-экспериментальной работы.
Расширение структуры социокультурного пространства школы-интерната как одно из условий эксперимента.
Разработка программы психолого-педагогической поддержки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка инструментария, обеспечивающего социальную адаптацию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка программы мониторинга успешности эксперимента.
Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Соотнесение результатов исследования с поставленными целями. Корректировка используемых технологий, методов и форм работы.
Прогнозируемые результаты:
Установление новых социальных связей как условие успешной социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Программа психолого-педагогической поддержки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната.
Критериальная база оценки уровня социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната для детей-сирот.
Программа мониторинга деятельности участников эксперимента.
Результаты диагностических исследований по социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
План мероприятий по корректировке испытываемых технологий.
Третий этап – обобщающий (2016г.)
Цели и задачи:
Разработка рекомендаций по итогам эксперимента.
Проведение семинаров, научно-практических конференций для учителей коррекционных школ города и области.
Подготовка публикаций (СМИ, научно - педагогические журналы и т.д.).
Прогнозируемые результаты:
Оптимальный уровень социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Обобщенные результаты реализации разработанной программы эксперимента:
- сборник научно-методических материалов по проблеме эксперимента;
- публикации (СМИ, научно - педагогические журналы и т.д.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены, определены и систематизированы предпосылки противоречия и направления социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
- определены организационно-педагогические условия, позволяющие осуществлять социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната;
- разработан педагогический инструментарий, позволяющий осуществлять социализацию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
- выявлены критерии для оценки результативности осуществления социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Практическая значимость исследования определяется тем, что все предложенные в нем подходы успешно будут воплощены в практике социальной реабилитации детей-сирот школы-интерната №68 города Новокузнецка.
Кроме этого, разработанная программа по социальной адаптации младших школьников может быть реализована в рамках любого другого образовательного учреждения подобного типа.
Цель проекта: Создание и трансляция современной модели социально-профессиональной и трудовой подготовки детей с нарушением интеллекта посредством их комплексного сопровождения, внедрения вариативной системы инновационных организационно-содержательных форм, методов и технологий.