Опыт работы по созданию индивидуальной обучающей программы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития





«Опыт работы по созданию индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями»


выступление на педагогическом совете
учитель-логопед С.А. Федотова











Москва 2013
Теорией и практикой доказано, что раннее включение детей с интеллектуальной недостаточностью в систему коррекционно-развивающей работы позволяет им освоить следующие умения:
способы общения,
специфические для детей виды продуктивной деятельности,
свойственные только человеку формами поведения.
При этом меняется весь личностный облик детей. Кроме того, единство образовательного пространства дошкольного и школьного обучения способствует успешной социализации и адаптации дошкольников к условиям школы, а в дальнейшем и в обществе.
С этой целью была создана группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и дошкольная группа для детей со сложной структурой дефекта при специальной коррекционной школе №30.
Чтобы помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья была эффективной, коррекционную работу необходимо начинать с тщательного комплексного изучения особенностей его развития всеми специалистами.
В дошкольном подразделении применяются «Карты психолого-педагогического обследования дошкольников», разработанные коллективом педагогов детского сада компенсирующего вида № 2607 в рамках городской экспериментальной площадки «Обеспечение доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья» 2007-2010 г.г. - научный руководитель С.Д. Забрамная, на основе «Дневника индивидуального сопровождения» авторов С.Д. Забрамная, А.В.Капланский, Е.И.Капланская . В «Карте» отражены следующие сведения:

В процессе диагностики изучается:
общая координация движений, умение управлять своим телом, тонкая моторика рук;
способность к эмоциональному контакту, без которого невозможно организовать учебно-воспитательный процесс;
навыки самообслуживания, элементарные представления о себе и окружающих, умение вступать в общение со сверстниками и взрослыми, адекватность поведения;
способность к саморегуляции;
понимание обращенной речи, пассивный и активный словарный запас;
внимание, восприятие, представление;
состояние игровой деятельности и конструирования;
работоспособность ребенка, позволяющая правильно дозировать объем индивидуальной нагрузки, обеспечить адекватный охранительный режим;
На основе анализа всех указанных в карте параметров и возможности переноса формируемых способов действия на аналогичное задание можно определить способность ребенка к обучению. А также разработать индивидуальную программу развития с выделением приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы.
В карте отражается динамика развития. «Карта» заполняется три раза в год, и так на протяжении всех лет пребывания ребенка в дошкольном отделении.
Цветными карандашами в «Карте» отмечаются результаты овладения тем или иным навыком (красным – не овладел, жёлтым – владеет в недостаточной степени, зелёным – умением владеет). Таким образом, за два года обучения мы имеем одну карту в которой видна динамика развития ребенка на протяжении всего учебного периода.
Следующим этапом коррекционной работы является составление психолого-педагогической характеристики и индивидуальной программы воспитания и обучения. Для этого используется информация, полученная в процессе диагностики. Программа обычно составляется на полугодие и состоит из списка задачи способов их реализации. Начинать работу следует с наиболее значимых несформированных функций.
В программу для этого воспитанника включены следующие задачи:
развитие социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
развитие речи и представлений об окружающем;
сенсорное развитие;
развитие игровой деятельности и конструирования
Пример психолого- педагогической характеристики дошкольника
Фамилия, имя, дата рождения ребенка.
Посещает группу кратковременного пребывания «Особый ребенок» при СКОШ №30 второй год. Физическое развитие соответствует возрастной норме.
Передвигается, сидит, стоит самостоятельно. Движения по подражанию затруднены. Интереса к происходящему проявляет мало, безучастен по отношению к окружающим, эмоции на лице отсутствуют, при проявлении тревожности, утомления закрывает уши, ощупывает руками сидящего рядом, начинает прижиматься. Привлекает к себе внимание вокализацией или плачем, пением. Желание словом не выражает. Приветствует и прощается при словесном побуждении, необходим значимый стимул. Жесты, мимику, изобразительные движения не использует. Имеет представление о ближайшем социальном окружении. К детям в группе интереса не проявляет. Узнает педагогов, знаком с расположением кабинетов.
Контролирует отправления. Посещение туалета не вызывает негативной реакции. При мытье рук, руки подставляет под струю воды, полотенцем пользуется с помощью. Одевается и раздевается самостоятельно, но медленно, страдает координация, согласованность движений. Трудность в застегивании пуговиц. Не умеет заправлять рубашку. Носовым платком не пользуется. Ест и пьет самостоятельно, но не аккуратно.
Знает свое имя. Откликается и выполняет инструкции отсрочено. Понимает высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова. Понимание речи ограничено ситуацией. Понимает названия обиходных предметов. Инструкции: «дай», «покажи» не выполняет. Пассивный словарь ограничен. Может находить предмет по названию, но не по описанию его основной функции. Понимает название некоторых действий по картинкам и фотографиям. Самостоятельной речью почти не пользуется.
Соотносит основные цвета, формы. По названиям различает «красный – желтый», «синий – зеленый» - с помощью. Различает предметы по величине с помощью. Конструирует из палочек методом наложения, с помощью. По образцу – не умеет. Собирает картинку из двух и трех частей с вертикальным и горизонтальным срезом по образцу. Без образца не умеет. Простые постройки из строительного материала – по образцу -нет.
Проявляет поверхностный интерес к игрушкам, использует их по функциональному назначению. Своей игры нет. Выполняет игровые действия по показу и словесной инструкции. Улучшились навыки при игре с разборными игрушками. Стал охотнее играть в музыкальные игры-хороводы, браться за руки.
Способность к обучению средняя, ближе к низкой. Навыками переноса формируемых действий на аналогичное задание частичная. Степень самостоятельности средняя. Уровень помощи при выполнении задания - от организующей - до совместных действий. Зависит от психофизического состояния.
Деятельность организуется. Концентрирует взгляд, внимание привлекается на короткое время. Сидит за партой, может выйти к доске и вернуться на место. Крайне пассивен, упрям. Выполняет задания избирательно, в зависимости от интереса и психофизического состояния. Реакция на замечания педагога адекватна. Аффективные проявления наблюдаются при истощении. Поведение управляется словом. Иногда отмечается состояние повышенной тревожности, при которых требуется поддержка со стороны окружающих.

Специфика программы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями состоит в том, что для каждой задачи продумывается несколько вариантов реализации, способы реализации всегда индивидуализированы.
Для того, чтобы удобнее было фиксировать виды усвоения материла по задачам, темпы усвоения материала, мы разбили ежедневные занятия в таблицу, где фиксируются задачи, реализуемые на занятии. На логопедических занятиях целесообразно заниматься решением таких задач как:
развитие мелкой моторики;
развитие дыхания;
развитие артикуляционной моторики;
развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
формирование произносительной стороны речи
В соответствующей строке пишутся виды упражнений, а кружочек закрашивается, в зависимости от того, как ребенок справился с заданием. Благодаря такой организации занятий мы видим малейшие продвижения у ребёнка, планируем виды работ на следующие занятия, усложняем и варьируем задания, отмечаем динамику в «Карте» и готовим индивидуальную программу на следующий период обучения, реально учитывая уровень актуального и ближайшего развития ребенка.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15