Единый урок «Уроки нюрнбергского процесса»


Единый урок
«Уроки нюрнбергского процесса»
Цели:
1.​ раскрыть итоги второй мировой войны, показать историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.
2.​ Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимания неизбежности расплаты за преступления против человечества.
3.​ Расширить кругозор школьников за счет сведений, выходящих за рамки школьного учебника.
Учитель
70 лет назад, 20 ноября 1945 года, в Нюрнберге начался судебный процесс, который не имеет аналогов в многовековой истории человечества. Международный военный трибунал, начавший работу спустя полгода после полного разгрома и капитуляции фашистской Германии, стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей.Такого суда история еще не знала. Лидеры страны, потерпевшей поражение в войне, не были убиты, к ним не отнеслись, как к почетным пленникам, им не предоставило убежище какое-либо нейтральное государство. Руководство нацистской Германии почти в полном составе было задержано, арестовано и посажено на скамью подсудимых. Так же поступили и с японскими военными преступниками, проведя Токийский суд народов, но это произошло несколько позже. Нюрнбергский процесс дал уголовную и идеологическую оценку действиям государственных деятелей, с которыми по 1939 год включительно мировые лидеры вели переговоры, заключали пакты и торговые соглашения. Тогда их принимали, им наносили визиты, в общем, относились уважительно. Теперь они сидели на скамье подсудимых, молчали или отвечали на задаваемые вопросы. Затем их, привыкших к почету и роскоши, разводили по камерам. Суд не был скорой расправой над поверженным врагом. Обвинительный акт был вручен подсудимым за 30 дней до начала процесса, и далее им передавались копии всех документальных доказательств. Процессуальные гарантии давали обвиняемым право защищаться лично или при помощи адвоката из числа немецких юристов, ходатайствовать о вызове свидетелей, допрашивать их, предоставлять доказательства в свою защиту, давать объяснения. В зале суда были допрошены сотни свидетелей, рассмотрены тысячи документов. Все 403 заседания Трибунала были открытыми. Его работу широко освещала пресса, велась прямая радиотрансляция.Сегодня,спустя 70 лет,мы с вами еще раз вспомним события тех дней…
Ведущий 1
Память, память,Ты порой тревожноБьёшь по нервам, бешено скользя,Позабыть такое невозможно,Потому что забывать нельзя.
Ведущий 2
«Эта память - верьте, люди – всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придет война.»,
Ведущий 3
2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, которая продолжалась 6 лет и в которой участвовало более 60 государств. Площадь военных действий была свыше 22млн км, мобилизовано в вооруженные силы 110 млн. человек. Убито и умерло от ран более 50 млн. человек, остались инвалидами и были ранены 90 млн. человек.
8 августа 1945 года в Лондоне было подписано соглашение о судебном преследование и наказании главных военных преступников и учрежден военный трибунал. Правительства СССР, США, Великобритании, Франции назначили в Трибунал по одному члену суда и его заместителю.
20 ноября 1945 года в 10 часов утра во дворце юстиции г. Нюрнберга в Германии открылось первое заседание Международного военного трибунала.
Ведущий 4
Процесс, который сейчас начнется, является единственным в своем роде в мировой юриспруденции, и он имеет величайшее общественное значение для миллионов людей на всем земном шаре.
На скамье подсудимых 21 человек, все они были участниками злодеяний, потрясших мир своей бесчеловечностью.
Ведущий 2
Люди мира, на минуту встаньте!Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –Это раздается в БухенвальдеКолокольный звон, колокольный звон.Это возродилось и окреплаВ медном гуле праведная кровь.Это жертвы ожили из пеплаИ восстали вновь, и восстали вновь.
Ведущий 3
Джеффри Лоренс – председатель суда опрашивал подсудимых и задавал им вопрос , признают ли они себя виновными? Ответ – нет. Процесс получился долгим, он длился почти год. Всего было проведено 403 заседания. Стенографический протокол процесса занимает 16000 страниц, заслушано 116 свидетелей, рассмотрено 143 письменных показания и свыше 5 тысяч документальных доказательств, выполнено 780000 фотокопий, использовано 27 км. магнитной ленты и 7 тысяч граммофонных дисков. Что вменялось в вину известным людям рейха?
Ведущий 1
Сотни тысяч заживо сожжённыхСтроятся, строятся в шеренги к ряду ряд.Интернациональные колонныС нами говорят, с нами говорят.Слышите громовые раскаты?Это не гроза, не ураган.Это, вихрем атомным объяты,Стонет океан, Тихий океан.
Ведущий 4
Обвиняемых выбирали главным образом так, чтобы представить все основные структуры рейха: службу безопасности, гестапо, идеологический отдел и так далее.
Ведущий 3
Всем обвиняемым предъявлены 4 пункта обвинительного акта:
1.​ Общий план или заговор.
2.​ Преступления против мира.
3.​ Военные преступления.
4.​ Преступления против человечности.
Ведущий 4
Все обвиняемые совместно с другими лицами являются руководителями, подстрекателями и участниками созданного и осуществляемого общего плана или заговора против мира, для чего была создана нацистская партия во главе с Адольфом Гитлером.
Ведущий 3
Целью преступного заговора являлось установление так называемого «нового порядка» в Европе.
Новым порядком фашисты называли режим террора, грабежа и насилия, который они установили на оккупированных территориях.
Ведущий 4
Все обвиняемые приняли активное участие в агрессии, совершая преступления против мира, развязав войну против многих стран: против Польши- 1сентября 1939 года, с которой и началась мировая трагедия.
Ведущий 2
Люди мира, на минуту встаньте!Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –Это раздаётся в БухенвальдеКолокольный звон, колокольный звон.Звон плывет, плывет над всей землёю,И гудит взволнованно эфир:Люди мира, будьте зорче втрое,Берегите мир, берегите мир!
Ведущий 3
Господа судьи! Совесть народов призывает вас осудить и наказать всех обвиняемых, которые являются организаторами и руководителями всех совершенных и названных военных преступлений:
Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированной территории.
Убийство военнопленных в концентрационных лагерях.
Увод гражданского населения в рабство.
Убийство заложников.
Расхищение собственности на оккупированной территории.
Бесцельное уничтожение городов, поселков и деревень.
Ведущий 4
Господа судьи! Впервые перед судом предстали преступники, завладевшие целым государством и сделавшие государство орудием своих чудовищных преступлений.
Ведущий 1
Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,Маутхаузен в том же ряду...Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-Побывал, прямо скажем, в аду.
Ведущий 3
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тыс. концлагерей, тюрем, гетто, в которых содержалось более 20 мил. человек из 30 стран мира, 12 мил. не дожили до освобождения, среди них – около 2 мил. детей.
В Польше была проведена нацистская акция «Операция АБ» по уничтожению польской интеллигенции. За три месяца было убито 3550 деятелей науки, искусства и культуры.
А на территории СССР были созданы лагеря в Смоленске, Ставрополе, Харькове, Киеве и в других городах. В общей сложности за колючей проволокой оказалось 18 миллионов человек, 12 миллионов умерщвлены.
Ведущий 4
В Освенциме на 12 тыс. заключенных был один умывальник, а весной заключенные умывались и пили из луж. В бараках были крысы, которые объедали трупы. В Освенциме было обнаружено 293 тюка с женским волосами весом 7 тонн. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тыс. женщин. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу, из которой изготавливали носки для воюющих немцев в холодной России. В 1941 году в лагере Аушвиц был построен первый крематорий. В хирургическом отделении проводились различные эксперименты над людьми: изучались действия различных химических препаратов, искусственно вызывались язвы, ожоги, инфекционные заболевания. На поток было поставлено производство мыла из остатков человеческого жира. Снимали целиком кожу с трупов, подвергали ее химической обработке, сушили и изготавливали седла, перчатки, дамские сумочки.
Некоторые представители администрации лагерей коллекционировали черепа заключенных. Всего в Освенциме погибло 4млн. чел., в Равенсбрюке - более 130 тыс. женщин и детей, в Саласпилсе - более 100тыс., в Треблинке- более 800 тыс. в Майданеке- более 1,5 млн. человек, в Маутхаузене –свыше 122 тыс. человек
Ведущий 4
Особую жестокость фашистов следует отметить по отношению к детям.
Ведущий 1
Они с детьми погнали матерейИ яму рыть заставили, а самиОни стояли, кучка дикарейИ хриплыми смеялись голосами.У края бездны выстроили в рядБессильных женщин, худеньких ребят.Пришел хмельной майор и медными глазамиОкинул обреченных… мутный дождьГудел в листве соседних рощИ на полях, одетых мглою,И Тучи спустились над землею,Друг друга с бешенством гоня…Нет, этого не забуду дня,Я не забуду никогда, вовекиЯ видел: плакали, как дети, реки,И в ярости рыдали мать-земля.Своими видел я глазами,Как солнце, скорбное, омытое слезами,Сквозь тучу вышло на поля,В последний раз детей поцеловало,В последний раз…Шумел осенний лес. Казалось, что сейчасОн обезумел, гневно бушевалаЕго листва. Сгущалась мгла вокруг.Я слышал; мощный дуб свалился вдруг,Он падал, издавая вздох тяжелый.Детей внезапно охватил испуг, -Прижались к матерям, цепляясь за подолы,И выстрела раздался резкий звук,Прервав проклятье,Что вырвалось у женщины одной.Ребенок, мальчуган больной,Головку спрятал в складках платьяЕщё не старой женщины. ОнаСмотрела, ужаса полна.Как не лишиться ей рассудка!Все понял, понял все малютка.- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.Дитя, что ей всего дороже,Нагнувшись, подняла двумя руками мать,Прижала к сердцу, против дула прямо…- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!Пусти меня, пусти чего ты ждешь? –И хочет вырваться из рук ребенок,И страшен плач, и голос тонок,И в сердце он вонзается, как нож.- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно,Закрой глаза, но голову не прячь,Чтобы тебя живым не закопал палач.Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно –И он закрыл глаза. И заалела кровь,По шее лентой красной извиваясь.Две жизни и одна любовьГром грянул. Ветер свистнул в тучах.Заплакала земля в тоске глухой.О, сколько слёз, горячих и горючихЗемля моя, скажи мне, что с тобой!Ты часто горе видела людское,Ты миллионы лет цвела для нас,Но испытала ли ты хотя бы разТакой позор и варварство такое?Страна моя, враги тебе грозят,Но выше подними великой правды знамя,Омой его земли кровавыми слезами,И пусть его лучи пронзят,Пусть уничтожат беспощадноТех варваров, тех дикарей,Что кровь детей глотают жадно,Кровь наших матерей...
Ведущий 3
Документы свидетельствуют: « Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах. В Саласпилсе детям делали впрыскивание жидкости, от которой они медленно умирали. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирало по 150 человек. Весной 1944 года в лагере Биркенау был организован блок для близнецов, где доктор Менгель проводил над ними различные эксперименты.
Нюрнбергский процесс длился почти год, на заседаниях оглашались страшные документальные доказательства Осуществляя свои захватнические, грабительские планы, гитлеровцы систематически разрушали города и села. Полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, немцы сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий и лишили крова 25 млн. человек. В СССР разрушили почти 32 тысячи промышленных предприятий, 4100 железнодорожных станций, 40 тысяч больниц, 84 тысячи школ, техникумов, вузов, 43 тысячи библиотек.
Ведущий 1
Гитлеризм навязал миру войну, которая принесла народам неисчислимые бедствия и безмерные страдания. Миллионы людей поли жертвами войны. Пришел день, когда народы мира требуют сурового наказания преступникам. Во имя священной памяти миллионов жертв, во имя безопасности будущего мира- мы предъявляем подсудимым полный и справедливый счет. Это- счет всего человечества, счет воли и совести народов.
Ведущий 2
И душа леденела от страха,Этот ужас вовек не избыть!Сколько  брошено жизней на плаху!Разве можно такое забыть?!
Ведущий 4
1 октября 1946 года Трибунал огласил приговор. 16 октября 1946 года приговор был приведен в исполнение. Тела казненных были сожжены, а прах развеян по ветру. Позднее состоялись судебные процессы над нацистскими преступниками в судах разных стран.
Нюрнбергский процесс- это утверждение новых нравственных начал в общении между людьми и народами.
Мы не должны забывать уроков войны и погибших ради нас.
Учитель
С каждым десятилетием события Второй Мировой войны представляются все более и более академично-историчными, утрачивая в глазах новых поколений жизненность. Пройдет еще совсем немного времени, и они начнут казаться чем-то вроде суворовских походов или Крымской кампании. Живых свидетелей становится все меньше, и процесс этот, к сожалению, необратим. Совсем иначе, чем современниками, воспринимается сегодня и Нюрнбергский процесс.
Нюрнбергский процесс приобрел всемирное историческое значение как первое и по сей день крупнейшее правовое деяние Объединенных Наций. Единые в своем неприятии насилия над человеком и государством народы мира доказали, что могут успешно противостоять вселенскому злу, вершить справедливое правосудие. Тот факт, что Нюрнбергский процесс состоялся, говорит о том, что руководители государств не могут игнорировать твердо выраженную волю народов и опускаться до двойных стандартов.
Деятельность Международного военного трибунала нередко называют "Нюрнбергским эпилогом". В отношении казненных главарей Третьего рейха, распущенных преступных организаций суд в Нюрнберге, действительно, был эпилогом. Но зло, к сожалению, оказалось куда более живучим, чем многим это представлялось тогда, в 1945 и в 1946 году, в эйфории от Великой Победы. А со злом надо бороться. Бороться сообща. Это главный урок Нюрнберга.