Урок по биологии на тему Мой первый шаг в биологию (5 класс)


Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса.
Мой мастер-класс посвящён встречи с будущими 5-ти-классниками. У ребят начнется совершенно новый этап в жизни: учителя, кабинеты, предметы. И если мы учителя будем узнавать их постепенно, то у детей впечатление сложится скорее всего уже на первом уроке. В современной школе существует множество трудностей, среди которых можно выделить одну из важнейших - проблему учебной мотивации. На слайде представлены основные факторы, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности : (слайд 1)
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности учителя.
Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, памяти, внимания, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету.
Мастер-класс "Биология. Мой первый шаг в науку.""Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".
П.И. Чайковский.
Только наука учит тому, как добывать истину из её единственного первоисточника – из действительности.
К.А. Тимирязев
Я преднамеренно не буду озвучивать цели и задачи своего мастер-класса, т.к. хотела, чтобы вы предположили какие цели и задачи были поставлены мной на данный урок?
И в конце мы к этому вернемся.
Презентация.
Спасибо за поддержку, начинаем наш урок. (Слайд 2)
РАДУГА
Я на радугу в небе смотрела:
Полоски цветные считала,
И каждому цвету решила
Придумать забавную тайну.
Пусть красный в любви признаётся,
Оранжевый солнцем играет,
А жёлтый цыплёнком зовется,
Зелёному - ёлку оставим.
Пускай голубой будет небом,
А синий – морскою волною,
Пусть фиолетовый станет
Цветком с необычной каймою.
Я множество «тайн» насчитала,
Их семь всего (если быть точной),
Но каждый в цветах тех увидит
Всё то, что фантазия хочет.
Учитель: Как одним словом можно назвать всё то, что вы видите сейчас на доске? - Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. (слайд 3)
Послушайте: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины.
Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.
Прием " Ассоциации", выполняется на фоне легкой
музыки голосов природы. .Учитель: А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого - таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.
Обратить внимание на слайды и рисунки
(Параллельно демонстрируются слайды 4-10)
А чем неповторима наша планета? (Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).
А как бы вы ответили на вопрос, что такое природа? (2-3 мнения участников).
Давайте найдем определение этого слова в словаре. заслушаем определение, которое даёт Большой Энциклопедический Словарь. (Слайд 11). 1 человек найдёт определение этого понятия в интернете (с помощью телефона)
Учитель: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)
Приём "Зеркало".
Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся, чтобы установить с ним гармоничные отношения. Поэтому с давних времён человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. Ведь Природа нам подарила столько волшебных творений! Вот только некоторые из них:
- самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой Барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км. (Слайд 12)
- самый большой цветок - раффлезия Арнольда, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан. ( Слайд 13)
- самое большое животное - синий кит, размер до 33 метров, масса до 190 т, сердце весит 600-700 кг (Слайд14) А вот так звучит любовная песня этого гиганта.
- самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 128 км/час (Слайд15)
- самое толстое дерево - баобаб. При высоте 20м и обхвате ствола 20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды. (Слайд16)
- самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см (Слайд 17)
П.И. Чайковский
Учитель: Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая волшебную науку-Биологию.
Обозначаю тему: Какова же тема нашего мастер-класса? (на доске тема)
Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.
Камень - гриб-вода-облако
Гладиолус-клён - пшеница-крокодил
Бактерии - вода-воздух-снег
Иголка - книга-мимоза-шкаф.
Приём "Четвёртый - лишний".(слайд 18)
Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения науки - биология. (Слайд: 19).
Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?
Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология. ( Слайд20).
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю вам выполнить небольшое задание " Что бы это значило?"
(Демонстрация слайдов:(21-24).21-папоротник - одно из немногих древнейших растений, еще не наст.листья улиткообразно закручены
22-лишайник- очень медленно растущий организм, может поселиться даже на голых камнях
23-палочник – насекомое отряда Приведеньевые или палочники, сходство с побегами, листьями
24-плоды финиковой пальмы - в нашей местности только в виде сухофруктов.
Учитель: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).
Признаки живых организмов: (со слайда читают участники)
растут
размножаются
питаются
дышат
состоят из клеток (Слайд 25)
Учитель: Проникнуть в тайны всех этих процессов поможет нам наука Биология.
"Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие,
Но все, же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук - биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!"
Я предлагаю вам сделать первые самостоятельные шаги в науку:
Учитель: 1 группе - выдвинуть как можно больше идей, где можно применить биологические знания.
Приём "Аукцион идей".
2 группа - опознать таинственного незнакомца. (Слайд 26)
Приём "Мозаика".
Только наука учит тому, как добывать истину из её единственного первоисточника – из действительности.
К.А. Тимирязев
Учитель: Мастер- класс близок к завершению. И я хотела бы поделиться своим видением современной биологии – науки , которую нам с вами предстоит изучать до конца школы:
Биология? Биология! Биология… (Слайд 27).
Учитель:
Биология? (таит ещё много тайн и загадок).
Биология! (Удивительны и восхитительны творения Природы).
Биология… (Путь этой науки долог и неостановим)
На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.
Я прошу на ваших творческих листах нарисовать: (Слайд 28)
1. Какими Вы были в начале нашей встречи
2. В конце встречи.
Учитель: Какие же цели были поставлены мной на данный урок? (Выступления участников).
Учитель: А теперь, давайте посмотрим, совпали ли наши мнения.
(Слайд29).
Как вы считаете, удалось нам реализовать поставленные цели?
Рефлексия.
У меня в руках 2 растения: Какое из них является объектом изучения биологии?
Учитель: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне. (Дарит цветок самому активному участнику урока).
Успехов Вам и творчества! До свидания!