Технологическая карта к уроку истории по теме Либеральные реформы Александра II (8 класс)

Технологическая карта урока по теме «Либеральные реформы Александра II» 8 класс.

Цель:
Формировать знания обучающихся о сущности и основных направлениях либеральных реформ Александра II и их значении.
Развивать умения анализировать исторический материал, обобщать, выделять главное.
Воспитывать любовь к истории, к своему государству, её прошлому.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, наглядный материал, учебник, тетрадь.
Учебник: Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов - М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2010.
Ход урока

Этап
(номер и название)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Использование дополнительного материала, ИКТ

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Приветствует учеников. Рассаживает по группам с помощью разноцветных листочков по жребию. Говорит, что сегодня пройдет необычный урок в форме групповой работы. Напоминает о теме предыдущего урока
Приветствуют учителя. Садятся по группам путем жеребьевки.
Включена презентация (1 слайд). На столах лежит дополнительный материал (кроссворд, дополнительные тексты по их теме)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, мы с вами решим кроссворд по предыдущей теме и по ключевым словам напишем новую тему.

Проверка осуществляется по каждому слову. Учитель заостряет внимание на последние отгаданные слова (№ 11 и 12 – ключевые).

Учитель просит назвать цели сегодняшнего урока.
Ученики разгадывают кроссворд в течение 3-4 минут, записывая отгаданные слова себе в распечатку.

Проговаривают тему урока и записывают себе в тетрадь.



Проговаривают варианты целей урока, используя информацию на презентации.
Листы у групп с сеткой кроссворда и вопросами к нему.



На слайде 2 тема нового урока





На слайде 3 слова в помощь:
- узнать
- понять
- выяснить
- подвести .

3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель говорит: «Время преобразований Александра II является переломной эпохой в истории России. В стране происходили реформы, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития модернизации и перехода к капитализму. Что мешало этому, и какие события показали необходимость в реформах?»
Итак, перед нами стоит проблемный вопрос: «Действительно ли в необходимости сохранения Россией статуса великой державы была необходимость проведения реформ?»
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Задумываются над поставленным проблемным вопросом.
На презентации слайд 4 – проблемный вопрос урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Для того, чтобы решить проблемный вопрос, учитель дает задание по группам.
1 группа: земская реформа (доп. материал + стр. 149-150 учебника)
2 группа: городская реформа (доп. материал + стр. 150 учебника)
3 группа: судебная реформа (доп. материал + стр. 150-151 учебника)
4 группа: военная (доп. материал + стр. 151 учебника)
5 группа: реформа образования (доп. материал + стр. 151-153 учебника).
Ученики четко должны сформулировать ответы на задания и выступить по 1 чел. от группы перед классом. Весь класс чертит таблицу со слайда 5.
На слайде 5 – таблица для заполнения.



5. Реализация построенного проекта.
Учитель следит за правильностью и четкостью формулировок ответов обучающихся. Оценивает отвечающих.
Ученики по 1 чел. от группы выступают со своими сообщениями согласно таблице по очереди по реформам. Все остальные обучающиеся записывают к себе в тетрадь в таблицу их ответы.
На слайде 6 – фото земства.
На слайде 7 – фото городской думы
На слайде 8 – суд присяжных при Александре II
На слайде 9 – проводы новобранца
На слайде 10 – 5-я Московская гимназия.

6. Первичное закрепление с проговариванием


7. Работа над самопроверкой по эталону.
Учитель благодарит ответивших и выводит на слайде правильно заполненную таблицу по реформам.

Задает вопрос классу: «Оправдали ли реформы ожидания сделать из России Великую державу? Почему их называют Великими?»
Сверяют свои записи в таблице с таблицей на слайде.



Отвечают на вопросы учителя.
На слайде 11 – таблица правильно заполненная и внизу тот же проблемный вопрос «Действительно ли в необходимости сохранения Россией статуса великой державы была необходимость проведения реформ?»

8. Включение в систему знаний и повторение (рефлексия).
Проводится по форме «Шесть шляп». Здания группам:
1 группа – “Красная шляпа” - участники должны выразить свои чувства по поводу изученного материала
2 группа – “Чёрная шляпа” - участники должны выделить проблемы темы.
3 группа – “Жёлтая шляпа” - участники должны обобщить все положительные аспекты темы.
4 группа – “ Белая шляпа” - участники должны объективно перечислить события, факты, новые сведения.
5 группа – “Зелёная шляпа” - участники должны представить результаты изученного.
6 шляпа – 1 ученик должен сформулировать выводы, идеи на перспективу реформ
Выполняют задание, отвечают на свой вопрос.
На слайде 12 – задание по группам по форме «Шесть шляп».

9. Рефлексия учебной деятельности
Учитель подходит к каждой группе и просит оценить самого активного ученика. Ставит тому оценку за урок.
Оценивают друг друга, выявляя самого активного.
______________

10. Домашнее задание.
Выводит и объясняет домашнее задание
Записывают домашнее задание.
На слайде 13: параграф 24, стр. 148 вопрос 1 письменно: «Эпоха Александра II вошла в историю как эпоха Великих реформ. Объясните почему?»































1
1
1
1
1

2
2
2
2
2

3
3
3
3
3

4
4
4
4
4

5
5
5
5
5
























15