Статья ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Морозова Ирина Александровна,
учитель истории и обществознания,
высшей квалификационной категории
МОУ Мирная СОШ Зонального района

Здоровье школьников – это бесспорный национальный приоритет, ведь в ближайшие десятилетия наши выпускники будут определять культурный, научный, экономический потенциал страны. Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью детей. Поэтому в системе образования проблематика здоровья остается актуальной. Актуальность значительно обостряется и тем, что многочисленные статистические данные последних лет констатируют резкое ухудшение здоровья молодого поколения страны.
В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения к здоровью школьников в процессе образовательной деятельности. Концепции личностно-ориентированного (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман), аксиологического и валеологического (И. Л. Брехман, Н. П. Абаскалова, В. Н. Ирхин) подходов дают возможность развивать целевую ориентацию личности школьника на здоровье как приоритетную ценность, использовать здоровьесберегающие методы и формы организации обучения.
Формирование ценностного отношения к здоровью традиционно связывается с внеклассной и воспитательной работой, с уроками физкультуры, биологии и ОБЖ, в то время как огромный потенциал для этого имеется в учебном материале базового курса «Обществознание».
«Процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми» [7; стр.44]. Для того чтобы управлять своим здоровьем человеку, прежде всего, необходимо изменить к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний. Сделать это позволяет программа «Здоровье» под редакцией В.Н. Касаткина, которая легко интегрируется в курс обществознания 10-11 класс.
Один из авторов программы «Здоровье» В.Н. Касаткин отмечает, что образование – процесс гармоничный, а здоровье, в «широком смысле этого слова, выступает как одна из целей в процессе получения образования» [3; стр.5]. Программа помогает школьнику «сформировать свою шкалу ценностей и признать аналогичную у сверстников» [3; стр.6]. При изучении «Обществознания» также организуется активное участие школьников в освоении культуры человеческих отношений, формируется опыт здоровьесбережения, который приобретается через интеграцию содержания учебного и дополнительного материала.
Нами разработана рабочая программа, в рамках которой не только достигаются цели изучения базового курса «Обществознание», но и формируются знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни, стратегии социально-одобряемого поведения. В тематическом планировании выделен валеологический аспект отдельных уроков, ориентированных на углубление изучения темы в контексте проблематики сохранения здоровья в соответствии с программой «Здоровье» под редакцией В.Н. Касаткина.

Проблематика интегрированных уроков обществознания и здоровья

Кл.
Тема урока обществознания по программе Л.Н. Боголюбова
Раздел программы «Здоровья» под редакцией В.Н. Касаткина
Проблемы здоровья, рассматриваемые на уроках
Ведущие методы

10
«Реклама в экономике»
Питание и здоровье
Рассматриваем рекламу в контексте ее влияния на здоровье человека (уловки рекламодателей, реклама вредных для здоровья товаров)
Создаем проект антирекламы шоколада, сигарет, пива.


10
Человек. Личность. Индивид
Самопознание
Позволяет рассуждать о личностном развитии человека, о принятии базовых общечеловеческих ценностей
Мозговой штурм «Условия, необходимые для расцвета личности человека, его талантов и способностей»
Групповая работа по определению жизненных ценностей различных групп

10
«Социальные нормы и отклоняющееся поведение».

Предупреждение употребления психоактивных веществ
Поднимаются проблемы алкоголизма, наркомании
Дебаты «Наркотики – опасность или»

10
«Семья и быт»
Я и другие
Дается почва для размышления над вопросами о сохранении репродуктивного здоровья, здоровья членов своей семьи.
Дискуссионные качели «На ком лежит ответственность за здоровье»

11
Целостность и противоречивость современного мира
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
Рассматривается профилактика инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ/СПИД, в разных жизненных ситуациях, индивидуальная ответственность за передачу инфекционных заболеваний
Работа в группах
«Способы предупреждения инфекционных заболеваний»

10
Гражданское право
Культура потребления медицинских услуг
Рассматриваются права и ответственность клиента, получающего медицинские услуги. Ответственность врача. Врачебная тайна.
Мозговой штурм
«Что необходимо учесть при выборе страховой компании для медицинского страхования»


Важно сделать так, чтобы школьники осознавали, что на интегрированных уроках идет не просто изучение программного материала, но и обсуждение актуальной темы, близкой и понятной каждому. Поэтому на занятиях необходимо создать все условия для самостоятельности, для активности учащихся. Новой школе нужны эффективные технологии обучения, методы, приемы, которые помогут решать современные задачи – обеспечить личностную направленность обучения, информатизацию процесса обучения, компетентностный подход, формирование ценностных ориентаций. Таковыми являются интерактивные стратегии обучения, способствующие социализации личности, формирующие систему жизненных ценностей.
Их главное отличие, на наш взгляд, заключается в том, что они направлены на обучение, основанное на диалоге и свободном обмене мнениями, на поиске и анализе информации, ее переработке и принятия на ее основе определенного решения.
Содержание интерактивного взаимодействия учителя и учащихся на уроках обществознания – это программный и дополнительный учебный материал. Основная цель применения данных методов – общее развитие учащихся, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном саморазвитии, гармонизации отношений с самим собой, с окружающими. Общее развитие включает развитие личностных новообразований, ценностных ориентаций, в том числе и ориентаций на здоровье, здоровый образ жизни.
В результате у учащихся формируются предметные и надпредметные знания, собственное мнение по тому или иному явлению, событию человеческой жизни, активная жизненная позиция, творческие способности, развивается речь, ответственность за общее дело, систематизируются, анализируются, корректируются представления, понятия, устанавливаются логические связи, содействующие мировоззрению учащихся, принятию жизненных ценностей.
Коренным образом меняются роли учителя и учащихся в интерактивной стратегии:

УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК

Роль учителя в интерактивной стратегии перестает быть центральной, он лишь регулирует организационный процесс, определяет общее направление, готовит задания, формулирует вопросы, дает при необходимости консультации, разъясняет сложные термины.

Учащиеся работают с дополнительными источниками информации – книгами, словарями, энциклопедиями, сборниками законов. Обращаются к социальному опыту друг друга, вступают в коммуникацию с одноклассниками, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, идут на компромиссы.


Интерактивные стратегии имеют, на наш взгляд, положительные и отрицательные моменты. Например, к положительным, безусловно, относятся максимальная индивидуальность обучения, акцент на самостоятельную деятельность, практику, высокая степень мотивации обучения и прочность усвоенных знаний.
Отрицательные стороны, или скорее трудности, заключаются в том, что первоначально сформулированная учителем тема может остаться нерассмотренной, имеется определенная сложность установления дисциплины, объем изучаемого материала должен быть небольшой.
На уроках обществознания использую различные методы активных и интерактивных стратегий, которые подробно описаны Е.В Мазуровой [6; стр.49] (дискуссия, «мозговой штурм», анализ документов, игра, групповая работа).
Применение интерактивных стратегий возможно при следующих условиях:
достаточная теоретическая база учащихся по обсуждаемой проблеме
наличие у учащихся социального опыта по рассматриваемой теме;
высокий уровень коммуникативной компетенции школьников;
высокая степень мотивации учащихся к обсуждению предлагаемой проблемы (темы);
дополнительные источники информации (документы, законы);
оптимальное количество учащихся в малой группе (7 человек);
роль учителя – консультант, т.е. он обращается к личному социальному опыту учащихся, побуждает их самостоятельность;
совместная деятельность - основная форма проведения занятий;
организация работы в группе с учетом того, что работать должны все члены, чтобы не было подавления инициативы, чтобы между заданиями групп существовала логическая связь, чтобы они дополняли друг друга.
Одной из задач обучения обществознанию является формирование у учащихся умения применять полученные знания на практике для моделирования социально-одобряемого поведения. Созвучны им и задачи программы «Здоровье»: формирование собственных «стратегий и технологий поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье» [2; стр.6]. Для решения поставленных задач используются ситуационные, имитационные игры – небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.
Игра – вид деятельности в условиях определенной ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра позволяет создать целостный процесс обучения, повышает интерес к знаниям и тем социально-экономическим и политическим проблемам, которые моделируются с помощью игры.
Игра проходит несколько этапов:
введение необходимых данных игры;
изучение материалов учащимися, обсуждение в группе поставленной проблемы, ситуации;
получение конфликтной ситуации при решении в разных группах;
выработка общего коллективного мнения, стратегии поведения в игровой ситуации;
анализ, обсуждение и оценка результатов игры.

Например, при изучении темы «Единство свободы и ответственности личности» учащимся предлагаются различные игровые ситуации. Игра «Между молотом и наковальней». По условию игры участники делятся на три подгруппы. Ребята из первой команды по правилам игры не определились в своем отношении к алкогольным напиткам. Вторая команда лояльно относится к употреблению алкогольных напитков. Третья категорично против употребления алкоголя. Игра состоит из трех фаз:
1. Участники первой команды беседуют между собой на отвлеченную тему.
2. Вторая команда приносит с собой пиво и предлагает ее распить с ребятами из первой команды.
3. Через некоторое время подходят ребята из третьей команды и отговаривают участников первой команды не пробовать алкогольный напиток.
Таким образом, участники первой команды находятся под перекрестным давлением ребят из второй и третьей команды, отрабатывается стратегия поведения в конкретной жизненной ситуации. Для обсуждения предлагаются вопросы: какие способы давления используются людьми? Сложно ли противостоять давлению? Какие способы позволяют противостоять давлению сверстников? Какой группе было сложнее всего, почему?
При изучении темы «Политика и власть» в 10 классе при обсуждении вопроса о характеристиках политического лидера применяется имитационная игра «Поединок». Имитация предполагает действия в определенной ситуации по заранее известным правилам, т.е. для групп обозначены точки зрения, которые они должны отстоять. Это дает возможность познакомить учащихся с подражанием поведению других, помогает понять значение такого поведения.
Класс делится на 3 группы. Даются задания. 1. Доказать, что для политического лидера важно быть здоровым. 2. Доказать, что политическому лидеру абсолютно не важно иметь хорошее здоровье. 3. Проанализировать выступления первой и второй группы и сделать вывод (группа экспертов). Для учащихся необходимо привести систему доводов и доказательств, отстоять свою позицию.
Привлекательность использования игры для учащихся заключается в возможности проявить артистизм, попробовать свои силы и способности в условиях конкурентности, возможность действовать, не боясь ошибок, приобрести навыки действия в различных жизненных ситуациях, даже слабые ученики активно участвуют в игре, меняется мотивация деятельности, она обеспечивается добровольностью участия. Есть, конечно, и подводные камни использования игр, это возможное проявление агрессии на фоне соревнования, необходимость поддерживать постоянный интерес к игре, иначе она станет формальной. Для решения данных проблем при формировании группы или при распределении ролей не допускается доминирование отдельных учащихся в группе, роли распределяются в соответствии с желаниями учащихся, с их интересами и способностями. Дается возможность принять участие в игре всем желающим.
При использовании интерактивных стратегий обучения, встает вопрос о формировании групп. Возможны различные варианты. Например, простое деление на желаемое число групп (можно попросить школьников рассчитаться). Тестирование перед началом занятия по теме обсуждения, деление происходит по результатам тестирования, по уровню знаний. Можно создавать группы, распределяя неактивных и конфликтных учащихся. Учащиеся сами могут создать группы. Допустимо деление по мнениям на определенное суждение. Например, в первую группу определяются школьники, которые считают, что за здоровье они сами несут ответственность, во вторую группу те, кто считает, что за их здоровье ответственность несут родители, а в третью те, кто уверен, что за здоровье отвечают медицинские работники. И дальнейшая работа строится в соответствии с этим.
Можно выделить особенности организации оптимальной групповой работы учащихся на уроках обществознания.
Численность. В методической литературе рекомендуется небольшая группа 7-11 человек. В реалиях урока этого сделать нельзя, так как на урок к учителю приходят 20- 25 человек. Можно группу разделить на малые группы для решения конкретных проблем, выполнения различных заданий.
Время. Возможно проведение одного урока или пары. Обычно интерес к проблеме поддерживается сменой деятельности (говорим, пишем, рисуем, читаем), физической активностью учащихся (перемещение по классу, смена рабочих мест).
Месторасположение. Возможно проведение занятий на нейтральной территории – в библиотеке, в актовом зале, на улице. Это создает неформальную, свободную и комфортную обстановку.
Рассадка. Для успешной и активной работы лучше рассадить учащихся в круг, убрав физические барьеры: столы, парты. Но если предполагается работа с учебником, документами, то рассадить школьников можно вокруг стола. Это не помешает коммуникации внутри группы, все члены группы видят друг друга, они свободно разговаривают между собой, а не только с педагогом.
Конкретность. Иногда необходимо от учащихся получить личный ответ, тогда стимулируется обращение друг к другу от своего имени, и подчеркивая «я», а не «мы». В других ситуаций группе необходимо принять совместное решение, тогда конечным результатом общения станет единое мнение группы, представлять которое будет только один, подчеркивая «мы», а не «я». Этим снимается боязнь говорящего ошибиться, ведь он представляет не только свое мнение, а мнение всей группы.
Вопрос от группы. Если у учащихся возникает вопрос, то сначала его необходимо задать членам своей группы, если никто не знает ответа, вся группа задает вопрос учителю.
Поощрение желаемого поведения группы. Учитель поощряет ту группу, которая работает хорошо, обращая внимание на то, за что поощряется группа. Не стоит обращать особого внимания на неактивную группу.
Наблюдение. Во время работы учитель наблюдает, дает консультации. Ученики должны чувствовать ответственность за выполнение работы. Если группа затрудняется в выполнении задания, учитель оказывает необходимую помощь, дает рекомендации, предлагает дополнительные ресурсы.
Такие занятия получили у нас название уроков свободного общения. На них устанавливаются определенные правила, которые мы выработали совместно с учащимися:
открытость в общении, сотрудничество;
уважительное отношение друг к другу;
использование положительных комментариев для ответов учащихся;
поддержка ценности опыта каждого участника группы;
право на свое мнение;
возможность высказаться, спросив разрешения у руководителя. Бывают моменты, когда это непрактично, например, в разгар дискуссии. Поэтому руководитель группы и члены группы могут призвать выступающего к регламенту;
установление обратной связи. «Правильно ли я понял вашу точку зрения», «Если я правильно понял вас»;
возможность говорить не вставая, не поднимая руки. Этим снимаются определенные психологические барьеры общения, например, выставление себя на показ.
Групповая работа организуется на протяжении всего урока или занимает его часть. Поэтому время работы в группе определяется в соответствии с конкретным заданием от 1-2 до 30-40 минут. Задания для работы в группах носят творческий, проблемный характер, основываются на личном социальном опыты учащихся.
Приведем несколько примеров. Одним из основных понятий в обществознании является «человек». Формируя представления о нем как биосоциальном существе, знакомя с понятием «личность» проводится «мозговой штурм» в группе по проблеме «Условия, необходимые для расцвета личности человека, его способностей и талантов». При изучении темы «Реклама в современной экономике» учащиеся получают задание для группы: создать проект антирекламы шоколада, сигарет, пива. Проблему здоровья в контексте «здоровье общества», «здоровье нации» рассматриваем при изучении темы «Нации и межнациональные отношения». Этому способствует организация групповой дискуссии по вопросам «Что такое здоровье нации? Кто несет ответственность за здоровье человека и нации? Какие возможности существуют для сохранения здоровья человека и нации? Что я могу сделать для сохранения здоровья нации?» Такие задания под силу всем ученикам, поэтому ситуация успеха на уроке гарантирована.
Технология групповой работы заключается в том, что каждый участник группы предлагает свой аргумент в защиту положения, или представляет свои предложения решения данной проблемы, затем аргументы и предложения предъявляются друг другу и группа приходит к общему мнению.

Убеждения, формируемые у учащихся на таких уроках, не носят насильственного характера, «знания передаются внутри подростковой субкультуры, и значит, снимается момент возрастного сопротивления воздействию взрослых» [8; стр.26], происходит принятие ценностных ориентаций, в том числе ориентаций, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Анализ эффективности педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью позволяет организовывать целенаправленный, аргументированный процесс развития личности учащегося.
Тест «Индекс отношения к здоровью» [5; стр.249] позволяет получить необходимую и достоверную информацию о сформированности ценностного отношения к здоровью и «оценить эффективность проводимой в школе работы в области валеологии» [5, стр.250]. Обобщив результаты тестирования, можно выделить 3 уровня отношения к здоровью.

Уровни ценностного отношения к здоровью старших школьников

Низкий уровень

Средний уровень
Высокий уровень

Отсутствие у подростка направленности на здоровый образ жизни, негативное или пассивное отношение к нему, к своему здоровью и здоровью других. Ведут, как правило, «нездоровый образ жизни».
Характеризуется неоднозначными представлениями подростка о здоровье, о здоровом образе жизни, неустойчивым отношением к валеологической деятельности. Здоровье имеет строго личный смысл, они не стремятся изменить свое окружение.

Подросткам присуще полное представление о здоровье и здоровом образе жизни, воспринимают на личностном уровне валеологические ценности и реализуют их в своей жизнедеятельности.

В итоге реализации системы по формированию ценностного отношения к здоровью через содержание и формы обучения обществознанию были получены положительные результаты.

Сведения об уровнях отношения к здоровью старшеклассников


10-11 класс

Уровни отношения к здоровью
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Диагностический этап
12%
32%
56%

Аналитический этап
23%
40%
37%


Увеличилось число школьников занимающихся в спортивных секциях.
Сведения о количестве учащихся, постоянно занимающихся в спортивных секциях

Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях (%)
10 класс
11 класс

Диагностический этап
2008-2009 учебный год
34%
25%

Аналитический этап
2009-2010 учебный год
40%
30%


Изменилось количество учащихся, питающихся в школьной столовой, где организовано сбалансированное двухразовое питание.
Сведения о количестве учащихся, питающихся в школьной столовой

Количество учащихся
10 класс
11 класс

Диагностический этап
2008-2009 учебный год
67%
70%

Аналитический этап
2009-2010 учебный год
75%
80%


Наблюдается отказ от вредных привычек, а именно от курения, некурящие девушки составляют 100%, юноши 75%.
Школьники принимают активное участие в деятельности различных движений, борющихся за здоровую окружающую среду и здоровый образ жизни (волонтерское движение, экологический клуб).
Еще одним показателем ценностного отношения к здоровью служит выбор учащимися тематики исследовательских и проектных работ, связанный с проблемами здоровья, здорового образа жизни. Для примера приведем исследовательские и проектные работы: «Ценностное отношение сельских школьников к своему здоровью», «Отношение старших школьников к профилактике наркомании в сети Интернет», «Модели питания учащихся Мирной средней школы и их влияние на здоровье», «Скажем наркотикам – нет!», «Живая вода», «Движение – жизнь!», «Вкусная каша – пища наша», «Волонтеры? Волонтеры!» Многие работы стали призерами краевой олимпиады школьников «Здоровье будущего».
Изучение курса «обществознание» на основе применения интерактивных стратегий обучения позволяет ориентировать учащихся старших классов на принятие ценности здоровья. Способствует закреплению в сознании учащихся понимания высшей ценности своего здоровья, убежденности вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Учащиеся осознают, что только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, а значит прожить интересную, яркую жизнь.


Список литературы

Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить. - ИК «Лада», 2000
Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. Здоровье. – Москва, 2003
Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л. Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. – Москва, 2003
Красилов В.М. Модель стимулирования направленности девиантных подростков на здоровый образ жизни // Материалы VII практической конференции «Здоровое поколение XXI века». - Барнаул, 2009
Лопуга В.Ф., Лопуга Е.В. Стратегия и тактика построения Школы здоровья. – Барнаул, 2007
Мазурова Е.В. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. – Барнаул, 2007
Никифоров Г.С. Психология здоровья.– Санкт-Петербург: «Речь», 2002
Шевченко Л.П., Карабиц С.Г., Курсова В.М., Тарлавина Л.А. Профилактика асоциального поведения у молодежи и формирование ценностного отношения к здоровью. – Барнаул, 2008









13PAGE 15


13PAGE 14115




15