ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Кузнецова Л.В.,
учитель химии МОКУ СОШ № 2 г. Лузы
Кировской области

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Проблема повышения эффективности образования постоянно находится в центре внимания учителей. Если раньше обучение предполагало получение учащимися от педагога готовых знаний и наработку на их основе умений и навыков, то в современных условиях необходимо научить школьников самостоятельно добывать знания и обрабатывать информацию, презентовать её. Это особенно актуально для предметов естественного цикла, на преподавание которых количество часов стремительно сокращается.
И поэтому, чтобы наши выпускники смогли добиться высокого результата в овладении профессией, необходимо научить школьников мыслить и решать проблемы, используя при этом знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения, что является составной частью самостоятельной познавательной активности.
При работе над данным проектом я руководствовалась «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», где одной из целью преобразования российской системы образования было провозглашено формирование ключевых компетентностей как освоение учащимися различных способов деятельности, а одним из ведущих средств их формирования выбрана проектно-исследовательская деятельность.
К началу работы над проектом в нашей школе уже сложилась система работы по формированию исследовательских умений по экологии и биологии, работали НОУ по этим направлениям. Но одаренным школьникам не хватало для своей работы знаний и умений по химическим дисциплинам. Именно это и стало основой для работы над данным проектом.
Проанализировав уже сложившуюся систему своей работы, подведя итоги анкетирования учащихся, изучающих химию, я столкнулась с несколькими противоречиями:
- высокими требованиями к качеству знаний выпускников школы и уменьшением количества часов, отводимых на изучение химии;
- необходимостью активизировать учебную деятельность школьников и снижением у подростков интереса к получению знаний;
- недостаточно высоким уровнем сформированности проектной культуры и потребностью освоения новых эффективных форм обучения.
Данные противоречия побудили меня к пересмотру своих взглядов на преподавание предмета, поставили передо мной проблему
снижения самостоятельной познавательной активности подростков с одной стороны и необходимость формирования проектно-исследовательских умений учащихся при получении качественных знаний с другой.
Этим и обусловлено применение мною проектно-исследовательской деятельности как средства развития самостоятельной познавательной активности.
Поэтому целью моего проекта стало: создание условий для формирования и развития проектных и исследовательских умений учащихся.
Для достижения цели данного проекта я поставила задачи для себя как для педагога:
1. Овладеть технологическими приемами и методами проектно-исследовательской деятельности.
2. Повысить свой личностный инновационный потенциал как учителя химии.
3. Внедрить в практику работы проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
И для учащихся:
- развивать интерес к химической науке;
- формировать ключевые компетентности учащихся;
- совершенствовать навыки самостоятельной деятельности.
В основе разработки данного проекта лежит идея развивающего обучения, которая базируется на:
- формировании и развитии познавательного интереса к предмету;
- личностно-ориентированном обучении;
- практико-ориентированном подходе.
Новизна проекта предусматривает инновации на:
- содержательном уровне: предпрофильная подготовка учащихся, программы профильного обучения, положение о НОУ;
- технологическом уровне: применение метода пректов в учебной и внеклассной работе;
- процессуальном уровне: дидактические разработки уроков и внеклассных дел, электронных презентаций , методические рекомендации по проведению исследовательских работ.
Этапы работы над проектом:
Предпроектный этап, на котором осуществлялись изучение опыта коллег, проблемный анализ собственного опыта, разработка алгоритма своих действий.
- диагностика реальных и желаемых ситуаций,
- постановка противоречий и проблемы,
- целеполагание,
- выбор теоретических основ (концептуализация),
- форматирование проекта,
- прогнозирование результатов.
2. Этап реализации проекта:
- пошаговое выполнение запланированных проектных действий,
- работа по получению продукта,
- презентация результатов.
3. Рефлексивный этап:
- рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов,
- экспертиза соответствия результата первоначальному замыслу.
4. После проектный этап.
- переход к новому проекту,
- интеграция с другими проектами.
Этапы реализации проекта:
1 этап, с которого я начала формирование исследовательских умений, - ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроках, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание её значимости для успешной адаптации к обучению, для самореализации. Особенность данного этапа в том, что я предопределяю направление поиска и искомый результат и предлагаю пройти этот путь ученику.
Для этого были разработаны комплекты дидактического материала для проведения лабораторных работ по изучению нового материала, практических работ по закреплению и систематизации полученных знаний, умений и навыков (например, наиболее, на мой взгляд, сложной и вызывающей трудности у школьников является практическая работа по распознаванию волокон и пластмасс (10 класс), поэтому я усовершенствовала таблицу учебника и назвала её «Термоиндикатор». Пользуясь данной таблицей, старшеклассники самостоятельно, не прибегая к помощи учителя, проводят эксперимент и распознают выданные образцы веществ (волокон и пластмасс). Также мною разработаны технологические карты уроков в режиме проектного обучения. Например, здесь показано, проектирование способов очистки загрязненной воды. На данном этапе школьники с удовольствием выполняют домашние задания исследовательского характера, привлекая при этом своих родителей.
Ресурсами данного этапа служат курсы «Модернизация структуры и содержания школьного химического образования», библиографические источники, сотрудничество в рамках ШМО, современное оборудование кабинета химии.
Продуктами проекта на данном этапе являются комплект дидактических материалов для проведения лабораторных и практических работ, разработки уроков в режиме пр
·оектного обучения.
Ожидаемый результат на данном этапе – это повышение интереса к химической науке, формирование навыков самостоятельной работы, информационно-коммуникативной компетентности, повышение качества знаний.

2 этап формирования самостоятельной познавательной активности предусматривает развитие у школьников частично-поисковых исследовательских умений, при которых я знаю направление поиска, но не знаю конечного результата, предлагая ребенку самостоятельно решить эту проблему.
Помимо уроков проектно-исследовательская деятельность внедряется во внеклассную работу: занятия курса по выбору «Решение химических задач», элективного курса «Углубленное изучение органической химии» и химических кружков «Юный лаборант» и «Химия внутри нас».
Учащиеся занимаются моделированием приборов, составлением химических задач, решением экспериментальных задач, выполнением практических работ исследовательского характера, а так же исследовательских и информационных проектов.
Используемые ресурсы на данном этапе – это курсы «Организация, содержание и методика преподавания химии в классах с углубленным и профильным обучением» и «Проектно-исследовательская деятельность педагога в условиях компетентностно-ориентированного образования», опыт учителей химии РМО, районная научно-практическая конференция учителей естественного цикла.
Продуктами на данном этапе явились программы кружков, курса по выбору, элективного курса, а также первые исследовательские работы учащихся.
Ожидаемый результат - формирование умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать изучаемые источники, участие школьников в химических олимпиадах, в школьной и районной научно-практической конференциях исследовательских работ, выбор химического профиля обучения.

3 этап – это поисково-исследовательская деятельность, основанием для которой служит исследование с неопределенным содержанием.
На данном этапе внедряются такие исследования, когда ни я, как учитель, ни ученик не знают пути поиска и итога исследования.
Самым приемлемым средством развития исследовательских умений на данном этапе я выбрала работу школьников в летнем экологическом лагере, а также применение информационно-компьютерных технологий для создания электронных учебных пособий по различным темам курса химии.
Проектно-исследовательская деятельность в экологическом лагере может осуществляться при проведении практикумов по мониторинговым исследованиям воздуха, почвы, водных объектов, при составлении отчетов об экскурсиях, при выполнении групповых исследовательских проектов.
Основными ресурсами на данном этапе являются курсы «Информационные технологии в образовании», XI Международная научно-практическая конференция «Ресурсы развития современного урока», Интернет – ресурсы, сотрудничество с коллегами ШМО, ДДТ, консультации областного эколого-биологический центра, экологические и химические лаборатории предприятий города.
Продуктами данного этапа будут являться проекты учебных электронных презентаций, программа экологического лагеря, исследовательские проекты учащихся.
Ожидаемый результат данного этапа: развитие самостоятельности и активности, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению новых знаний, вовлечение учащихся в практическую деятельность, участие в областной научно-практической конференции исследовательских работ, в работе областного экологического лагеря и областного конкурса «Юный эколог».

На 4 этапе предполагается организация учебно-исследовательской деятельности учащихся, где они самостоятельно задаются проблемой исследования, определяют его цели, находят механизм действия по их достижению.
На данном этапе я предполагаю создание научного общества учащихся по химии, где они будут заниматься проектно-исследовательской деятельностью.
Основными направлениями моей работы на данном этапе будет консультирование школьников при работе над информационными и исследовательскими проектами, а также разработка индивидуальных образовательных траекторий.
Ресурсами данного этапа являются: опыт учителей ШМО по созданию НОУ, библиографические источники, Интернет – ресурсы, разработки методистов ВятГГУ, КИПКиПРО.
Продукты данного этапа - индивидуальные образовательные программы, положение о работе НОУ, программа его работы, информационные и исследовательские проекты учащихся.
Ожидаемые результаты работы на данном этапе - участие школьников в дистанционных олимпиадах, всероссийских конкурсах исследовательских работ «Шаг в будущее», «Созвездие», «Открытие», «Вернадские чтения», поступление в вузы.

Анализ результатов деятельности на данном этапе позволил зафиксировать не только успехи, но и высветил следующие проблемы:

переосмысление своего предыдущего опыта работы, проектирование и организация процесса обучения, который основан на развитии самостоятельной познавательной активности средствами проектно-исследовательской деятельности;

при неправильной организации труда возможен риск учебной перенагрузка учащихся;

занимаясь исследовательской деятельностью и выбирая химический профиль обучения, не все выпускники выбирают свою профессию, связанную с химией, так как не уверены в успешной сдаче ЕГЭ;


некоторые эксперименты требуют использования специальных реактивов и оборудования эколаборатории;

для реализации данного проекта необходимы также финансовые ресурсы для организации экскурсий, походов, конференций, проведения экологического лагеря требуются привлечения бюджетных средств и других инвестиций.

Таким образом, как показывают промежуточные результаты реализации данного проекта, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Самое главное, участие в проекте позволяет и школьнику, и учителю приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.



15