Конкурсно-позновательная программа Раз картошка, два картошка…


« Раз картошка, два картошка »
( конкурсно - познавательная программа)
Ведущий 1.
Итак, в разгаре - весна. Время закладки урожая нового года. И сегодня мы проводим итоговое занятие, урок- путешествие « Раз картошка, два картошка.»На этом занятие мы посмотрим как вы усвоили материал по данной теме. Пополним знания о картофеле по биологии и географии и посмотрим как вы сможете применять знания в нестандартных ситуациях.
Ну а раз это путешествие то двигаться мы будем по определенному маршруту с остановками на различных станциях.
Ведущий.
Начинаем путешествие с картошкой. Я прошу вас быть внимательными . В конце нашего путешествия вам придется отвечать на вопросы викторины. Путь который проделал картофель, был труден и долог. И первая станция «Историческая»
Мудрец
( Показывает.)
Я великий чародей,
Друг и взрослых и детей
Мне подвластно все кругом...
Сделать ночь могу я днем,
Заглянуть могу в века, Улететь под облака.
Вам скажу я по секрету,
Много я бродил по свету.
Отросла за те года
Вот такая борода.
Убедился я с годами:
Чудеса-то рядом с нами.
Вот пример вам, чудо - крошка.
Что в моих руках?
Все. Картошка. Мудрец.

Было с ней чудес немало,
К нам пока она попала.
Путь был долог и далек
С Запада и на Восток.
Силой чар волшебных, дивных,
Покажу вам путь тот длинный.
Тишина! Прошу внимания!
Начинаю заклинание (над картошкой):
Ахалай и Махалай, куры - муры и Банзай,
Землю всю покрыл туман, мы летим за океан.
Убегает.
Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего 400 с небольшим лет тому назад. Родина картофеля - Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах на высоте от 500 до 4500 м. можно встретить почти все известные виды этого клубневидного растения.
Предки американских индейцев нашли клубни дикого картофеля и стали сажать его у своих жилищ. Климат Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно, морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днем сушили на солнце и называли его « чуньо », а клубни картофеля « паппо ». Ученик.
Испанцы завоевавшие в конце XV века территорию по западному побережью Южной Америки, обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался чуньокоторый отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой в не урожайные годы. Испанские завоеватели, нагружали свои каравеллы золотом и серебром, не подозревали, что самым ценным грузом на их кораблях были скромные плоды земли -клубни картофеля, которые они взяли с собой в дорогу.
Ученик.
Весьма недружелюбно встретили земляные яблоки ( так в то время называли во Франции картофель) французы. Подозрительное отношение к картофелю, разные предрассудки поддерживались церковниками, которые называли картофель «чертовыми яблоками». Они утверждали, что это растение разносит проказу, вызывает «одурь». Оказывается, известные в ту пору сорта содержали много солонина, веществ, которые придают клубням горький вкус, а в больших дозах вызывают отравление. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом, его стали подавать к столу лишь в богатых домах. Но распространение этого растения не обходилось без курьезов. В Индию и другие страны картофель попал из Европы в XVIII веке, а в Китае еще раньше, в начале XVII века.
Ведущий.
Итак, картофель начал свое путешествие в Испанию, затем в Италию, в Англию. В конце XVI века произошла любопытная история с картофелем во Франции.
Ученик
Когда началась Семилетняя война, молодой французский аптекарь Пармантье пошел на фронт санитаром и попал в плен, где в тюрьму ему принесли еду из картофеля с солью. Она показалась ему вкусной, питательной. Прошло шесть лет, и Пармантье, вернувшись из плена, пропагандирует эту культуру.
Он добился выделения ему небольшого участка и засадил его картофелем, выставив днем для охраны солдат. Ночью стража уходила, и каждый мог свободно прийти в огород и взять клубни, чтобы посадить у себя дома. На родине Пармантье стоит памятник ученому, у которого в руках букет цветов картофеля.
Мудрец
В биографии картофеля есть немало любопытных фактов. В XVTII веке прусский король вел с Австрией войну. Пруссаки стремились главным образом уничтожить картофельные поля, что составляло основу питания населения, так эта война получила название картофельной.
Ученик
В Россию картофель был завезен Петром I. Когда Петр I был в Голландии, он переслал графу Шереметьеву мешок картофеля и строго ему наказал разводить картофель в России. Вот с этого мешка будто бы началась вся история русской картошки. Ученые установили , что уже в середине XYIII века во многих русских городах и местностях крестьяне и огородники разводили картофель . Первое время картофель подавали как редкое и лакомое блюдо на придворных балах и банкетах. И , как нестранно , посыпали его не солью, а сахаром. 200 лет назад у нас издавался журнал под название « Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие » . И вот в одной из статей этого журнала говорилось , что « земляные яблоки » , т.е. картофель , приятное и здоровое кушанье. Говорилось , что из картофеля можно печь хлеб, варить каши, делать клецки и пироги, но несмотря на это распространение картофеля у нас проходило очень медленно.
Следующая станция нашего путешествия « Музыкальная »
Слово командам , которые представят сегодняшнюю культуру.
(выступление команд 6а , 66 класса)
Станция « Научная »
Растение картофель относится к классу двудольных, к семейству пасленовых. Имеет стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев. Это растение нетребовательно к теплу, светолюбивое растение Картофель имеет видоизмененный подземный побег, который имеет вершину, основание , и глазки с почками , корнеклубни, служат для запаса питательных веществ и прикрепляются к корню с помощью столонов. Размножается картофель с помощью клубней, частей клубня, глазками, ростками и семенами.
Околоцветник цветка пасленовых состоит из 5 сросшихся чашелистиков и 5 сросшихся лепестков , чем напоминает трубочку. 5 тычинок срослись венчиком пестик один, цветки собраны в соцветие -кисть, плод - ягода, характерно-самоопыление.
Долгое время картофель выращивали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях. Сначала его даже не употребляли в пищу: придворные дамы украшали свои прически его цветами. А в Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позднее картофель стал продуктом питания.
Автор
Пришла весна . И вот в начале лета
Ботва картофеля покрылась скромным цветом . В сторонке одуванчик цвел.
Так он был страшно удивлен и раздражен .Одуванчик
Ты кто такой ? Откуда мог ты взяться ?
Как не страшишься ты передо мной являться ?Картофель
Я кто такой ? Картофельный цветок.
Не знаю, чем я помешать тебе здесь мог ?Одуванчик
Картофельный цветок ? Ну, хоть убей, не знаю.
И не слыхал, и слышать не желаю.
Мне нежность, красота дарованы в наследство ,
И не к лицу твое мне грубое соседство.
Автор
Но к осени хвастун отвел стыдливо взгляд . Он жалок стал и лыс, всех тише, всех покорней.
А под ботвой в земле образовался клад.
Все дело не в наружности, а в корне.
Станция « Лекарственно-косметическая »
Ученик.
Труден был путь картофеля по странам Европы, но в конце концов эта культура завоевала всеобщее признание. Крылатая фраза « картофель второй хлеб», стала истинной. Картофель имеет и лечебные свойства. Свежеприготовленный сок картофеля издавна применялся в медицине как хорошее средство против изжоги, при лечении заболевания желудка : гастрита, язвенной болезни. При заболевании верхних дыхательных путей, сопровождающемся упорным сильным кашлем, применяют картофельные паровые ингаляции, а свеженатертую кашицу используют при лечении ожогов и экземы. Широко применяется в медицине крахмал, его применяют в виде киселя при отравлениях, используют в виде присыпки и сухих компрессов . Картофель применяется в лечебном питании как ценный диетический продукт. Благодаря наличию солей калия он используется при заболеваниях почек и сердечнососудистой системы.
С массовым выращиванием картофеля в Европе прекратились эпидемии страшного заболевания - цинги, вызываемого недостатком от витамина.
Картофель широко используется в косметике. Из варенного картофеля , смешанного с молоком и яичных желтком делают питательную маску для лица. Которую в теплом виде держат на лице 15-20 минут. После такой маски кожа становится упругой, гладкой . нежной и исчезают морщинки.
При воспаленных веках или при ожогах помогают компрессы из сырого тертого картофеля. Так же хорош картофель , как косметическое средство для рук. В сочетании молоком, варенный картофель в теплом виде используется для лечения рук с покрасневшей и шелушащейся кожей.
Станция « Кулинарная»
Картофель относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур. Прежде всего это ценный продукт питания, его называют вторым хлебом, и не случайно, как и хлеб, он никогда не приедается и обеспечивает полноценность питания. Главным является крахмал, в зависимости от сорта в клубнях содержится от 14 до 22 % крахмала. (Иод - качественная реакция на крахмал)
( Опыт на содержание крахмала)
Белок картофеля по его биологической ценности стоит выше белков многих растений из-за содержания ряда незаменимых аминокислот. Кроме крахмала и белка картофельные клубни содержат 0,13% сахара, 0,2% жира, 1% клетчатки и примерно 75 % воды. 1 кг. клубней дает 840 килокалорий, в сутки нужно употреблять 300-400 г. картофеля, в клубнях содержатся много солей кальция, калия, железа, йода, серы, витамины С, Вь Вп, В6, А, К, РР, большинство из них хорошо растворимы в воде они необходимы для нормального протекания физиологических процессов в организме человека. Во многих странах широко развита переработка картофеля в полуфабрикаты, картофельную муку, хлопья для пюре, замороженный, жареный картофель, чипсы и др .Большое значение имеет картофель как кормовая культура, особенно для крупного рогатого скота, свиней, птицы. Клубни картофеля не только важное пищевое и кормовое сырье, но их широко используют в различных отраслях промышленности для производства крахмала, спирта, молочной кислоты, ацетона , пластмасс, склеивающих веществ, фотопленки и других.
Ведущий.
Пишут нам, недавно состоялось
Общее собранье овощей.
Были там и перец, и петрушка,
Огурец, салат и лук-порей.
Председатель - господин Картофель, Страшно был доволен и польщен
Тем, что, избранный единогласно, Открывал и вел собранье он.
Поблагодарив всех за доверье,
Начал председатель свой доклад.
Картофель.Знают обо мне все- все на свете:
Богачи и те, кто небогат
. Всяк меня по- своему готовит,
Варит кто, кто жарит, кто печет.
Но едят меня повсюду, и повсюду
Мне за это слава и почет.
Но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично
Ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец.
Хоть сердит зеленый лук,
А картошке - лучший друг.
Из картошки там и тут
Нужный делают продукт
И недаром ведь картошку
Вторым хлебом все зовут.
( Кулинарные рецепты )И последняя станция нашего путешествия « Умники и умницы »
Первое задание на этой станции игра « Веришь не веришь »
Веришь ли . что картофель относится к семейству бобовых ?
Веришь , что очищенный картофель нельзя долго держать в холодной воде? ( ДА все питательные в-ва переходят в воду)
Веришь ли , что в варенном картофеле витаминов больше, чем в печеном ? ( НЕТ , в печеном витаминов сохраняется больше)
Веришь ли, что при чистки картофеля кожуру нужно срезать толстым слоем ? ( НЕТ у наружного слоя питательных веществ больше)
5.Веришь ли, что солонин находится только в плодах картофеля ?(НЕТ, т.к. содержится во всех частях растения)
Веришь ли, что варить картофель необходимо в малом количестве воды ? (ДА т.к. вещества картофеля водорастворимые)
Веришь ли что наука занимающаяся выведением новых сортов картофеля называется генетика ?( НЕТ. Селекция)Веришь ли , что в мороженном картофеле крахмал превращается в сахар? (ДА)
ИГРЫ, АТТРАКЦИОНЫ.
1.« Картошка на ложке ».
Нужно пробежать 20м держа в обеих руках по ложке с картошкой, не уронив (можно по командам).
2.«Поджарь картошку на сковороде».
С расстояния 4-5м забросить 5 картошек на сковороду (тарелку) так, чтобы они остались лежать на ней.
3.« Попробуй, накорми! ».
На большом листе нарисована голова поросенка. Участников отводят на 10 шагов, завязывают глаза, они должны подойти и попасть картошкой прямо в рот « поросенку».
4.«Посадка картофеля».
На расстоянии 20 шагов от линии старта нарисовать 10 кружков - лунок. Ребята получают по мешочку с картошкой, по команде первый игрок бежит и сажает в лунки картофель, второй игрок - собирает. Чья команда быстрее. Если картофель выкатится, нужно вернутся и положить его обратно в лунку.
5.« Танец с картошкой ».
Танцующие пары становятся друг против друга, зажав между лбами картошку. Под музыку исполняются любые танцевальные движения. Если картошка упадет, то пара выходит и остается одна пара - победитель. Приз - большая вареная картошка.
6.« Эстафета, или Кто быстрее».
Ставят два стула на расстоянии 20 шагов, под стул кладут картошку. По команде игроки садятся на стулья, по сигналу они обегают стул товарища, добегают до своего стула, садятся и быстро хватают свою картошку (можно включить музыку).
ВИКТОРИНА.
1.Откуда и кем завезен картофель в Россию?
(Из Голландии Петром I.)
2.Назовите способы размножения картофеля. (Клубнями, частями клубня,глазками, ростками, черенками, отводками, семенами.)
Что представляет клубень картофеля? (Подземный побег.)
Является ли он корнем растения? (Нет.)
К какому семейству относится картофель? (Пасленовых.)
Почему подмороженные клубни сладкие? (В них крахмал превращается в сахар.)
Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? (На свету часть крахмала в клубнях превращается в ядовитое вещество-солонин.)
8.Белые кисти - напрасный наряд,Зеленые кисти - опасный яд,
А под ногой-клад дорогой!(Картофель.)
9.Вот соль тебе, вот ложка, сварилась к ужину... (Картошка.)
10.На двух делянках был посажан картофель одного сорта. Одна делянкабыла под яблонями, а другая-на открытом месте. Уход был один, а урожайразный, почему? (Большой урожай получат с делянки на открытом месте,так как у этих растений фотосинтез протекает активнее, и быстрее идетпроцесс накапливания органических веществ, крахмала.)
11.Двое учащихся выращивали картофель. Они поливали, рыхлили почву, подкармливали и окучивали ее одинаково. Один из них оборвал у картофеля много листьев, а другой удалил только боковые побеги, цветы. Кто из них соберет урожая больше и почему? (Первый соберет урожай меньше, так как мало листьев осталось, а второй - больше, у его картофеля больше листьев осталось и больше крахмала будет оттекать к клубням в процессе фотосинтеза.)
12.При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь жестановится менее сладкой, дайте объяснение, почему? (В результате процессадыхания, происходящего в клубнях, запас питательных веществ и влагипостепенно уменьшается, соответственно уменьшается и масса клубней.)
13.Можно ли клубень картофеля назвать плодом? (Нет, в нем нет семян.)