I часть ПРОГРАММЫ по ТРУДАМ


Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор ГБУ РХ зам.директора по УВЧ на заседании
«Республиканский «Республиканский ПМПК
дом-интернат для умственно дом-интернат для умственно Протокол №_____
отсталых детей «Теремок» отсталых детей «Теремок» «__»______20
____________Т.П. Чудинова _________И.Ю. Зольникова
«__»________20 «__»________20


Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия
«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»






Программа

для детей с интеллектуальной недостаточностью
младшего, среднего и старшего школьного возраста
«Трудовое обучение»


«Домоводство»
«Швейное дело»








Составитель:
Исаева Т. М. инструктор по труду



Абакан 2013




Домоводство

Общая характеристика предмета
Данная программа предназначена для обучения домоводству детей-инвалидов с легкой, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в доме - интернате для умственно отсталых детей. Программа предусматривает ознакомление детей с ОВЗ с работами, относящимися к разным видам труда, т.е. не имеет строгой профессиональной направленности.
Одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. В этой системе важная роль принадлежит трудовому воспитанию.
На первом этапе занятия ручного труда являются трудовой подготовкой детей. Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей детей. Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении занятий ручного труда важно создавать такие условия, чтобы учитель и ребенок находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы детей и любой умственно-отсталый ребенок мог оказаться в ситуации успеха, испытать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей. На занятиях дети изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания умственно отсталые дети овладевают общетрудовыми навыками, знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности
Формирование умений и навыков является обязательным условием коррекционной направленности учебного труда. Очень важно подобрать такие задания, чтобы они вызывали у детей желание их выполнять.
Важная задача – воспитание у детей организационных умений и навыков работать в мастерской.

Цели и задачи:
воспитание у детей устойчивого, положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, добросовестности.
развитие координированной работы двух рук, способствовать развитию межполушарных связей в головном мозге ребенка, осуществлять переход от игры к работе.
При составлении программы учтены принципы развивающего обучения:
повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового;
доступности;
наглядности;
индивидуального подхода;
Занятия ручным трудом дает возможность через посильные для аномальных детей задания развивать у них мышление, пространственное воображение, мелкую и общую моторику, эстетические представления, положительные отношения к труду, расширяет кругозор.
В программу включено изучение следующих разделов: «Кулинария», «Бумагопластика», «Работа с разными материалами», «Работа с тканью» , «Вязание крючком»
Программа расчитана на 4 года обучения:
1-й год обучения – дети от 9 до 10 лет;
2-й год обучения – дети от 11 до 12 лет;
3-й год обучения – дети от 13 до 15 лет;
4-й год обучения – дети от 16 до 18 лет.
Дети должны знать:
ПТБ и охрану труда.
Правила санитарии.
Название овощей
Определение доброкачественности овощей.
Правильную нарезку овощей.
Классификацию бутербродов.
Название моющих средств.
Способы засушивания растений.
Материалы и инструменты для вышивки
Материалы и инструменты для вязания крючком.
Материалы и инструменты для Батика, витража.
Материалы и инструменты для валяния.
Материал и инструменты для изготовления цветов.
Дети должны уметь:
Сортировать, мыть, чистить овощи.
Приготовить простейшие салаты.
Приготовить простейшие бутерброды.
Мыть посуду, мебель и оборудование.
Стирать одежду.
Вырезать и клеить бумагу.
Работать с природным материалом.
Выполнять декоративные стежки нитками мулине и лентами.
Вязать крючком
Изготавливать цветы из бумаги.
Работать с фольгой, со шпоном.
Пользоваться красками по ткани, по стеклу.
Работать с непряденой шерстью.
Работать с бисером.
Программа состоит из пояснительной записки, тематического планирования, списка применяемой литературы.
Домоводство

Тематическое планирование
1-й год обучения

№ п/п

ТЕМА
Коли-чество часов


I четверть, 16 часов.


I
Вводное занятие
1

II
Кулинария
11

2
Мойка, чистка, сортировка и нарезка овощей
1

3
Приготовление салатов.
Витаминный, помидоры с укропом, капуста с чесноком, морковный.

4

4
Приготовление бутербродов. Классификация бутербродов.
Открытые бутерброды. Бутерброд с помидором и зеленью. Бутерброд с соленым огурчиком и зеленью.
2

5
Мытье посуды, мебели и оборудования.
Стирка фартуков и косынок.

3

III
Работа с природным материалом
5

6
Способы засушивания растений. Предметная аппликация из листьев.
2

7
Декоративная аппликация из листьев.
2

8
Выставка изделий из природного материала
«Золотая осень».

1


II четверть, 16 часов






I
Вводное занятие
1

II
Работа с бумагой
4

1
Пакетик для семян
1

2
Коробочка прямоугольная
2

III
Работа с разными материалами
12

11
Батик «Новогодние пейзажи»
2

12
Работа с бисером «Березка»
2

13
Работа с древесиной
2

14
Витраж «Зимние узоры»
2

15
Чеканка. Тренировочные упражнения.
2

16
Валяние. «Цветные бусы»
2


III четверть, 20 часов


I
Вводное занятие
1

II
Работа с тканью
12

2
Вышивка. Материалы и инструменты. Декоративные стежки и швы
2

3
Контурная вышивка. Перевод рисунка
2

4
Выполнение салфетки
2

5
Практическая работа.
4

6
Оформление готовой работы.
1

III
Вышивка лентами.
8

7
Материалы и инструменты. Декоративные стежки и швы
2

8
Геометрический орнамент.
2

9
Растительный орнамент. Практическая работа
4






IV четверть, 16 часа


I
Вводное занятие
1

II
Вязание крючком. Коврик
15

2
Материалы и инструменты.
1

3
Воздушные петли
2

4
Столбики без накида
2

5
Отработка навыков вязания
3

6
Выполнение квадратного коврика
4

7
Прибавление петель.
2



Итого:
68ч.

Содержание

I четверть

Вводное занятие
Знакомство с содержанием предмета, физиология питания. Требования, предъявляемыми к организации рабочего места, техникой безопасности при работе с разными материалами и инструментами.
Кулинария.
Техническ
·ие сведения: Что обозначает слово «кулинария».
Первичная обработка овощей. Сортировка, мойка, чистка, мойка овощей. Нарезка овощей. Правила техники безопасности при работе с ножом.
Умения: Праильно держать нож в руке, пользоваться маркированными разделочными досками.
Практическая работа: Чистка и нарезка сырых и вареных овощей: (кубиками, ломтиками, шашками, кружочками, ломтиками, брусочками).
Заправка салатов: (подсолнечным маслом, сметаной).
Приготовление бутербродов.
Технические сведения: Что такое хлеб. Классификация бутербродов: открытые бутерброды, закрытые бутерброды, закусочные бутерброды (канапе), бутерброд сандвич. Требования к бутербродам.
Практическая работа: Приготовление открытых бутербродов: (бутерброд долькой помидора иветочкой петрушки, бутерброд с долькой соленого огурчика и веточкой укропа).
Мытье посуды и кухонной мебели.
Технические сведения:
Моющие чистящие средства: (хозяйственное мыло, моющее средство «капля» и др.), чистящие порошки: (пищевая сода, пемолюкс, чистоль и др.)
Умения: Пользоваться губкой, салфеткой с моющими и чистящими средствами.
Практическая работа: Мытье посуды из фарфора, столовых приборов из металла.
Соблюдение правил санитарии в кабинете домоводства. Уборка кабинета: (мытье кафеля, протирание кухонной мебели).
Стирка косынок и фартуков. Применение стиральных порошков.
Приемы и методы стирки, отжима и полоскания одежды.
Работа с бумагой.
Технические сведения: Бумага – волокнистый материал, выполненный из волокон растительного происхождения и другого сырья.
Бумага легко обрабатывается: режется, сминается, рвется, склеивается, складывается. Определение направления волокон.
Практическая работа. Разметка, складывание и оформление.
Работа с природными материалами.
Технические сведения: Способы засушивания растений, клеящие составы. Аппликация из природных материалов: предметная, декоративная. подготовка. Клеящие составы.
Умения: Сообщение детям плана работы с показом всех этапов. Составление изображения и закрепление его на фоне. Подготовить к работе сухоцветы, разложить, наклеить.
Практическая работа: Предметное изображение из листьев плодов, овощей, узоров. Панно «Осенний букет», «Аквариум». Вырезание цветов из овощей.

II четверть.

Вводное занятие
Повторение правил техники безопасности с ножницами и другими инструментами. Знакомство с содержанием работы на четверть.

Работа с разными материалами:
Практическая работа: Изготовление новогоднего панно.
Холодный Батик
Технические сведения:
Роспись по ткани акриловыми красками на водной основе.
Умения: Выполнение задания (росписи) по готовой открытке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение контура. Роспись цветными красками. Практическая работа: Изготовление новогоднего панно.
Работа с бисером.
Технические сведения: Изготовление бисера и стекляруса.
Умения: учиться нанизывать бисер на иголку, проволоку.
Практическая работа: Изготовление лепестков и листиков деревьев и цветов.
Работа с древесиной.
Понятия: Шпон – толстый слой древесины. Мозаика – изображение из мелких деталей. Узор, изображение, фон.
Умения: Совместное выполнение задания.
Практическая работа: Нанесение рисунка на фон, заполнение рисунка деталями из шпона. Анализ выполненной работы.
Работа с красками по стеклу (Витраж)
Технические сведения: Способы обработки. Техника безопасности при работе с о стеклом с контурами и красками.
Умения: Планирование предстоящей работы с учителем. Совместная работа по плану.
Практическая работа: Подготовить фон, работа с контурами по готовому образцу, заливка красками.
Валяние.
Технические сведения: Способы обработки. Техника безопасности при работе с иглами.
Работа с непряденной шерстью: трепание, чесание, набивка изделия.
Практическая работа: Изготовление цветных шариков для соединения в бусы.

Работа с фольгой.
Технические сведения:
Фольга – тонкий металл.
Свойства фольги: Скручивается, держит форму, режется.
Умения: Выполнение задания (чеканки) по готовой открытке. Анализ выполненной работы.
Практическая работа: Изготовление новогодней открытки.

III четверть.

Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на третью четверть. Повторение правил техники безопасности.

Работа с тканью.
Технические сведения:
Ткани и волокнистые материалы. Натуральные волокна: хлопок, лен, шелк, шерсть. Производство тканей. Стежки и швы. Декоративные швы: стебельчатый, тамбурный. Отмеривание нитей. Способы перевода рисунка.
Понятия: Вышивка, шов, стежок, контур.
Умения: Отмерить нитку, завязать узел, выполнить шов, закрепить нитку.
Практическая работа: Контурное вышивание рисунка на салфетке.

Работа с разными материалами:
Работа с древесиной.
Понятия: Шпон – толстый слой древесины. Мозаика – изображение из мелких деталей. Узор, изображение, фон.
Умения: Совместное выполнение задания.
Практическая работа: Нанесение рисунка на фон, заполнение рисунка деталями из шпона. Анализ выполненной работы.
Работа с красками по стеклу (Витраж)
Технические сведения: Способы обработки. Техника безопасности при работе с контурами и красками.
Умения: Планирование предстоящей работы с учителем. Совместная работа по плану.
Практическая работа: Подготовить фон, работа с контурами по готовому образцу, заливка красками.
Валяние.
Технические сведения: Способы обработки. Техника безопасности при работе с иглами.
Работа с непряденной шерстью: трепание, чесание, набивка изделия.
Практическая работа: Изготовление панно «Хакасские мотивы»
Работа с бисером.
Технические сведения:Изготовление бисера и стекляруса.
Умения: учиться нанизывать бисер на иголку, проволоку.
Практическая работа: Изготовление лепестков и листиков деревьев и цветов.
Работа с фольгой.
Технические сведения:
Фольга – тонкий металл.
Свойства фольги: Скручивается, держит форму, режется.
Умения: Выполнение задания (чеканки) по готовой открытке. Анализ выполненной работы.
Практическая работа: Изготовление новогодней открытки.


IV четверть.

Вводное занятие. Знакомство с планом на четвертую четверть. Повторение правил техники безопасности и организации рабочего места.

Вязание крючком.
Изделия: Образцы вязания. Коврик.
Технические сведения: Правила безопасности труда при вязании. Положение рук во время работы. Подготовка пряжи к работе.
Понятия: Прибавление петель.
Умения:Правильно держать крючок и нитки в руке .
Практические работы: Набор воздушных петель для начала работы, расчет петель, вязание простейщих узоров, вязание коврика.






























13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915