Проектная деятельность в ДОУ Чудо-огород на окошке растет (старшая группа)


Проект
«Чудо – огород на окошке растёт»
в старшей группе
Участники проекта: дети старшего возраста, родители, воспитатели.
Оборудование и материалы: ящики с землёй, семена растений, лейки, совочки.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: март, апрель, май.
Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребёнка.Цель проекта:
• создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
• развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
• вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
Расширить знания детей о культурных растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, лук, огурец).
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и рассады, выращенными самими дошкольниками.
Принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Ожидаемый результат:
Дети познакомятся с культурными растениями.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Этапы Срок
Формы взаимодействия Содержание деятельности Ответственные
Подготовитель-
ный 1 неделя
марта
Деятельность педагога
- Изучение методической литературы
- Составление плана
- Организация предметно – развивающей среды Педагог группы
2 неделя
Педагог - дети - Беседа познавательного характера.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественной литературы Педагог группы
2 неделя
марта
Педагог - родители - Консультация для родителей.
-Беседа с родителями связанная с реализацией проекта.
-Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Покупка семян для посадки. Педагог группы
Основной
2 неделя марта
На протяже-нии всего проекта
Педагог - дети
- Рассматривание и посадка семян (огурцов, помидор, лука, моркови)
- Чтение художественной литературы.
- Отгадывание загадок
- Разучивание пословиц и поговорок по теме.
- Разучивание и произношение чистоговорок.
- Разучивание подвижных игр.
- Дидактические игры.
- Труд
«Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать».
- Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
-Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
- Оформление дневника наблюдений.
- Итоговая беседа (анализ проделанной работы)
Педагог группы
Педагог - родители - Беседа с родителями «Огород на окне».
- Консультации для родителей «Огород на подоконнике»
Педагог группы
Педагог – родители - дети
Составление рассказа «про огород».
«Огород на окне переносится на участок группы»
Педагог группы
Заключительный
4 неделя мая Деятельность педагога
Презентация проекта
Педагог группы
август – сентябрь
4 неделя сентября
Педагог - дети
Сбор урожая
Педагог группы
Педагог – родители – дети Оформление выставки «Удивительное рядом»
Педагог группы

Технологическая карта проекта:
Образовательная деятельность Вид деятельности Содержание деятельности
Социально – коммуникативное развитие Игровой, познавательный, коммуникационный - Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «Третий лишний», лото, домино.
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
- Труд: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать», полив и прополка растений.
Познавательное развитие Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. - Рассматривание семян, иллюстраций
- Опыт «На свету и в темноте»
Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.
- Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.
Речевое развитие
Коммуникационный
- Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К.Чуковского «Огород»,
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»
- Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
- Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».
Художественное – эстетическое развитие Творческий
- Раскрашивание картинок
- Рисование «Загадки с грядки»
- Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».
- Аппликация: «Овощи на тарелке»
- Драматизация сказки «Репка»
- Разучивание песен: «Колхозный огород», «Есть у нас Огород».
- Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник»
Физическое развитие Двигательный
- П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты».
- Физ.минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем»
Литература:
Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.