НОД по развитию речи Откуда хлеб пришел? (старшая группа)


муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Казанакский детский сад











Конспект образовательной деятельности
по развитию речи с использованием ИКТ
«Откуда хлеб пришел?»
(старшая группа)




Воспитатель:
Уханёва
Любовь Петровна

2016 год



Задачи по образовательным областям
Задачи приоритетной образовательной области Речевое развитие: Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Социально- коммуникативное развитие Формирование готовности детей к совместной деятельности , развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Познавательное развитие Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда. Пробуждать интерес детей к окружающему миру.
Физическое развитие развивать двигательную активность в физ минутке; мелкую моторику в пальчиковой игре
Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр.
Материал к занятию: Презентация «Откуда хлеб пришел?»; Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка.
Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе.

Ход занятия:
Вводная часть

Минутка приветствия «Здравствуй!».
Воспитатель:
- Ребята, возьмитесь за руки, встаньте в круг. По очереди мы будем тихо-тихо пожимать руку соседа и, улыбнувшись, говорить слова приветствия: «Здравствуй, (назвать имя), я рад (рада) тебя видеть!». (Дети выполняют упражнение).
У всех отличное настроение - ведь мы пожелали друг другу здоровья!
Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Правильно колосок, он приготовил для нас загадку, слушайте внимательно
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: О хлебе.
Воспитатель: Правильно. Говорить мы будем о хлебе.
Не возможно представить, чтобы хотя бы один день, мы прожили с вами без хлеба.
Что бы вам мама не готовила дома: картошку, котлеты, суп, кашу или плов, на столе обязательно будет хлеб: черный или белый.
Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он берётся.
Теперь проходите в нашу гостиную, садитесь на диванчик. Сейчас мы посмотрим фильм «Откуда хлеб пришел?», вы не просто будете смотреть, но и отвечать на мои вопросы! Договорились?
Основная часть
Показ презентации «Откуда хлеб пришел?»»
Воспитатель: Много труда требуется, прежде чем хлеб окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или хлеба. – /2 слайд/
- Самые первые на поле выезжают, какие машины? /3 слайд/.
Дети: Первыми на поле выезжают трактора.
Воспитатель: Что тащат трактора за собой?
Дети: Трактора тащат за собой плуг.
Воспитатель: Какую работу выполняет трактор с плугом?
Дети: Трактора пашут землю.
Воспитатель: Повтори Марина, что делает, трактор с плугом?/Ребёнок повторяет предыдущий ответ/.
- Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано, взборонено-трактора уже тащат по нему что? /4 слайд/.
Дети: Сеялки.
Воспитатель: Правильно сеялки, но кто мне скажет полным ответом. Что тащат трактора по полю?
Дети: Трактора по полю тащат сеялки.
Воспитатель: Кирилл повтори.
Д: Трактора по полю тащат сеялки.
Воспитатель: Из сеялки ровными рядами сыпется в землю отборное зерно. Это сеют пшеницу.
-Пройдёт немного время, покажутся колоски пшеницы. /5-6 слайд/ «Пшеница»
-Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках?
Дети: колосья пшеницы.
Воспитатель: Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное зёрнышко-это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого труда.
Пальчиковая гимнастика «Откуда хлеб пришел»
К Жене гости прибежали, Пальцы бегут по столу.
Все друг другу руки жали. Рукопожатие.
- Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди здороваются с
- Здравствуй, Жанна! большими пальцами обеих рук.
- Рад, Серёжа!
-Рад, Снежана!
- Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить пирожок.
- Может, коржик? Показать раскрытые ладони.
- Иль, рожок? Пальцы сложить в виде рожка.
Вот драже вам на ладошку, Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки,
Всё берите понемножку. Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т. д. – осторожно брать драже,
С ручек все стряхнули крошки энергично встряхнуть кистями рук.
И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

- Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днем, ни ночью не уходят с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины. Как они называются? /7слайд/
Дети: Комбайны.
Воспитатель: Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра. /8 слайд/
- Ребята, кто управляет комбайном?
Дети: комбайном управляет комбайнёр.
Воспитатель: Ульяна повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/.
- Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает-отделяет от колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на её место уже следующая подъезжает. /9 слайд/
Всё зерно на грузовых машинах везут на элеватор/10 слайд/
- Давайте все вместе повторим это новое для, вас слово.
Дети: Элеватор.
Воспитатель: Значит, куда везут машины зерно?
Дети: Машины зерно везут на элеватор.
Воспитатель: На элеваторе, что происходит с зерном?
Дети: На элеваторе зерно сушат, хранят его в сухом месте, следят, чтобы в нем не завелись вредили. /11слайд/
Воспитатель: После того, как зерно прошло обработку и стало нужного качества, его отправляют на мельницу, или мукомольный завод, где специальные устройств превращают зерно в муку /12 слайд/
- Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на хлебозавод, где идёт работа дальше. /13 слайд/
- Теперь надо замесить тесто.
ФИЗМИНУТКА

Мы замесим тесто,  сжимают и разжимают кисти рук.
Приготовим место.  разводят руки в стороны.
Тесто раскатаем,  движения рук вперёд назад.
Кружочки вырезаем.  рисуют в воздухе круги обеими руками.
Для начинки сладенькой  приседают
Соберём мы ягодки.  собирают ягоды.
Получился пирожок,  хлопают в ладоши.
Ты попробуй ка, дружок! вытягивают руки вперёд ладонями кверху.

Воспитатель: В специальных больших чанах заводят тесто и вымешивают его с помощью специальных машин- помощников, затем после того, как тесто подойдёт и расстоится, его раскладывают по формам и пекут в больших печах. Всё хлеб готов! Вот, какой долгий путь прошел хлеб, пока попал к нам на стол.

Познавательно исследовательская деятельность
Вы, наверное, все видели, как это делается, когда мама или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. Нам потребуется- вода, мука, соль, сахар, дрожжи и яйцо,
В кастрюлю насыпаю муку, наливаю воду, добавляю сахар, соль, яйцо и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с мукой. Готовое тесто, мы отправим на кухню, ему необходимо подойти ,расстоятся и Людмила Петровна к обеду испечет нам свежий, душистый хлеб

Воспитатель: Сейчас Ульяна прочтет стихотворение.

Каравай.
Я. Дягутите
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле!

Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный,
Если я разленюсь,
Если лодырем стану.

Вот увидишь,
Тебе горевать не придётся
Пусть не плачет мой хлеб
Пусть он только смеется!


Воспитатель: Спасибо Ульяна. Понравилось вам стихотворение?
Дети: Да.
Воспитатель:
-Ребята , предлагаю поиграть в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте мне. Игра «Откуда пришёл хлеб?»
- Откуда хлеб попал к нам на стол? – Из магазина.
- А в магазин как попал? – Из пекарни.
- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.
- Из чего? – Из зерна.
- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
- Откуда пшеница? – Выросла в поле.
-Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.
- А что они делают? – Хлеб убирают.

Игра «Назови, со словом нет»- Учить образовывать существительные в родительном падеже/. Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель-всередине круга.
Пшеница – нет пшеницы.
Овёс - нет овса.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Зерно – нет зерна.
Колос – нет колоса.
Колосья – нет колосьев.
Комбайн – нет комбайнов.
Хлеб – нет хлеба.
Батон – нет батона.
Машина – нет машины.
Рожь – нет ржи.
Мука – нет муки.
Воспитатель: В старину люди сочиняли заклички. Чтобы был хороший урожай пшеницы. Заклички нам прочитают Арина и Диана
Д: Дождик, дождик, пуще –
Дай хлеба гуще!
Дождичек, росе, росе,
Хлебушек, расти, расти!

Мочи, мочи, дождь
На нашу рожь.
На бабушку пшеницу,
На дедушку ячмень
Поливай весь день.

Следующая игра «Родственные слова»

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.
Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.
Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.
Посуда для хлеба. /Хлебница/.
Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.
Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.
Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.
Воспитатель: Я хочу, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение о хлебе.

На мельнице.

Поглядите, в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет всё зерно мукою.
Потечёт мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.

Воспитатель: Спасибо Саша!

- Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке.
- Ребята что я сказала?
Д: Пословицу.
В:А вы знаете пословицы о хлебе?
Д: -Хлеб – всему голова.
-Хлеб – наше богатство.
-Много снега – много хлеба.
-Без хлеба – половина обеда.
-Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
-Хлебушек ржаной – отец наш родной.
-С хлебом русский человек – богатырь из века век.
-Не трудиться, так и хлеба не добиться.

Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель : Сегодня мы говорили о хлебе: слушали стихи о хлебе, заклички, а сколько много пословиц мы услышали о хлебе. Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб. А чтобы вы это хорошенько запомнили, я приготовила для вас интересное задание.
На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Хочу закончить занятие о хлебе такими словами.

Слава хлебу.
С. Погореловский.
Слава хлебу на столе!
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Охраняло, берегло!





Используемая литература:

1. Е.Емельянова «Расскажите детям о хлебе». 
2. Интернет ресурсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15