Конспект урока на тему : Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России (8 класс)


Г. Ульяновск. Средняя школа № 82
Учитель географии Атареева К.Н.
8 класс.
Тема урока: Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России
Цели урока: знакомство с особенностями климата России.
Задачи урока:
1. Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России.
2. Познакомить с климатическими "рекордами" России. Формировать умение работы с климатическими картами и сопоставлять данные тематических карт и картосхем с физической картой России и делать выводы на основе анализа карт.
3.Сформировать знания об испаряемости и коэффициент увлажнения
4. Развитие у учащихся навыков свободного рассуждения по теме, умение анализировать, сравнивать, проводить соответствие.
5.Воспитание внимательности, активности, увлеченности, способности к самостоятельности и самооценки.
Методы обучения: практический.
Приёмы обучения: работа с карточками, работа с учебником, работа с атласом, контурными картами.
Планируемые результаты работы:
Личностные УУД: личностное самоопределение.
Регулятивные УУД: действия обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности; целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; коррекция; элементы волевой саморегуляции.
Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознано и произвольно создавать речевое высказывание; определение основной и второстепенной информации. Универсальные – анализ объектов.
Коммуникативные УУД: планирование учебного процесса с учениками; инициативное сотрудничество в поиске.
Содержание урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Приветствие Организационный момент. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Присаживайтесь! Отметить отсутсвующих.
Проверьте на столах наличие дневника, учебника, тетрадей, атласа, ручки и карандаши. Приветствуют учителя!
Проверяют готовность к уроку. Личностные: Полная готовность к уроку
Регулятивные: Включение в ритм работы
Коммуникативные:
Контроль, коррекция.
Познавательные: Рефлексия способов и условий действий
Этап проверки домашнего задания. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили материал на прошлом уроке. Некоторым я раздала карточки, вы будете работать по ним. Задание в карточках 2х видов. В части А тестовые задания, нужно выбрать правильный вариант из предложенных. В части Б нужно написать определение. Приступайте к работе!
А с остальными будем работать устно.
- Что такое климат?
- Какие климатообразующие факторы выделяют?
- Что такое солнечная радиация?
- От чего она зависит?
- Что такое суммарная солнечная радиация и как она изменяется по территории нашей страны?
- Кто запишет на доске формулу суммарной солнечной радиации?
- Кто даст определение ВМ?
- Какие ВМ могут действовать в умеренных широтах?
- Что такое трансформация ВМ?
- Какие атмосферные фронты действуют на территории России?
- Показать на карте как они проходят зимой и летом?
- Чем отличается циклон от антициклона?
- Для каких районов страны характерна циклоническая, для каких- антициклоническая погода?
- Какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование климата нашей местности?
Я вижу вы хорошо усвоили материал! Кто работает по карточкам , прошу сдать! С задних парт на первые передаем работы!
За домашнее задание вы получаете отметки….()
Слушают учителя.
Личностные: Сформулирована мотивация учащихся на учебную деятельность
Регулятивные Мобилизация сил и энергии Коммуникативные:
Владение монологической и диалогической речью
Познавательные: умение структурировать знания
Мотивационная беседа.  
«Ребята, в классе тепло, а на улице прохладно, а какая же температура воздуха в других регионах России? Определим с вами тему урока:
«Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России».
Откройте тетрадь запишите число, сегодня 19.10.2016 и тему и тему урока.
И какие же цели нашего урока?
Изучение нового материала. Распределение тепла на территории нашей страны.
Огромная протяженность территории нашей страны с севера на юг и с запада на восток, расположение ее в разных климатических поясах, приводит к тому, что в разных районах страны сильно отличаются средние температуры января и июля, годовое количество осадков.
- Давайте вспомним, что такое изотерма?

Откройте атлас на странице или учебник на стр. 65.

1. Определите , где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурой января? Найдите наиболее холодные районы?
2.Обратите внимание на то как проходят изотермы? Чем можно объяснить такую картину?

Откройте стр.66 рис36.
1.А как проходят изотермы июля по территории России?
Распределение осадков на территории России.
Распределение осадков на территории страны связано с циркуляцией ВМ, особенностями рельефа и температурой воздуха. Теперь давайте проанализируем карту годовое распределение осадков. Стр. 67 в учебнике.
1.Выявите особенности распределения осадков, почему количество осадков уменьшается по мере движения на восток? Почему западные склоны Крыма, Кавказа, Алтая, Урала получают наибольшее количество осадков?
Испарение и коэффициент увлажнения.
Среднегодовое количество осадков не дает полного представления о том, как территория обеспечена влагой, т.к часть влаги испаряется, а часть просачивается в воду.
- Что такое испарение?
Для характеристики обеспеченности территории влагой используют коэффициент увлажнения.
1..По карте определите, в каких районах нашей страны испаряемость минимальная, а в какой максимальная?
3.Что такое коэффициент увлажнения (К)
Практическая работа № 4 Распределение тепла и тепла
Разнообразие климата России
В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории различаются и особенности климата. Назовите, какие климатические пояса имеются.
   - Посмотрите на климатическую карту и скажите,  в каких климатических поясах располагается Россия?
   - Какие пояса основные?
    - Какие переходные?
    - Самый большой по площади пояс.
    - Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются  с запада на восток температура, количество осадков)
    - Какие показатели  характеризуют  тип климата? (средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие ВМ)
Внимательно слушают.
Отвечают на вопрос.
Работа с картой
Работа с картой
Работа с текстом учебника
Работа с картой
Работа с текстом учебника
Самостоятельное выполнение задания
Отвечают на вопросы Познавательные.
Поиск информации
Регулятивные:
Контроль за выполнением заданий
Коммуникативные:
Умение выражать мысли строить высказывания
Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить высказывание.
Регулятивные: ОбщеучебныеЛичностные: нравственно-эстетическое оценивание
Закрепления нового материала.
Рефлексия Сегодня я узнал (ла)…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял(ла) что…
Теперь я могу…
Я приобрел (ла)…
Мое настроение…
Предлагает закончить предложение Познавательные: Поиск информации
Преобразование знаково-символьной информации в словеснуюЛичностные:
Установление связи между целью и результатом
Регулятивные:
Оценка- и выделение и осознание того, что усвоено
Поиск и сбор информации Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли;
-оценивание качества своей и общей учебной деятельности.
Домашнее задание П.11-12 прочитать. По плану на стр. 296 дать характеристику климата России . Выполнить контурную карту с.4 Записывают в дневники домашнее задание