Конспект урока по истории Либеральные реформы 1860-1870-х гг»

Тема урока «Либеральные реформы 1860-1870-х гг»

Класс -8
Предмет
–история России XIX век
УМК-
Данилов А.А. и Косулина Л.Г. «История России 6-9 класс».- М.: Просвещение, 2011год
Раздел
–Россия во второй половине XIX века
Тема
- Либеральные реформы 1860-1870-х гг
Тип урока-комбинированный
Цель
– выяснить, почему после отмены крепостного права Россия оказалась перед необходимостью проведения дальнейших реформ
Задачи
– выявить противоречивость процесса реформирования
-развивать умения анализировать материал, ставить и разрешать проблемы
- путём анализа исторических источников охарактеризовать последствия манифеста 1861 года
Проблема урока
- действительно ли либеральные реформы принесли свободу российскому обществу?
Основные понятия
Земства, курии, имущественный ценз, городская дума, всеобщая воинская повинность, суд присяжных.
Хронология
1864-земская и судебная реформы;
1870-городская реформа
1861-1874-проведение военной реформы
План урока
1. Основные положения реформы местного самоуправления
2. Судебная реформа
3. Военная реформа Д.А.Милютина
Оборудование
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник , исторические документы («Конец крепостничества в России», документы,письма,мемуары,статьи.М.,1994 г,с.265-274). Гаджеты с выходом в интернет.
Ход урока
Урок проводиться с игровыми элементами: сам учитель выступает в роли императора, а все учащиеся разделяются на чиновников, работающих с документами – «письмами крестьян и помещиков»; министров, оценивающих отмену крепостного права и планирующих новые реформы и ближайших советников императора, которые анализируют предлагаемые преобразования.
1.Вначале учитель организует проверку домашнего задания в виде « отчета министров» по результатам проведенной отмены крепостного права . Они должны выделить ее «+» и «-» (слайд №1- карта «Отмена крепостного права в России»
Ожидаемые ответы
«+»
«-»

Созданные необходимые условия для формирования капитализма
Возрастет темп экономического развития
Крестьяне стали лично свободными
Изменится социальная структура общества

Временнообязанное положение
Сохранение барщины
Малоземелье
Бунты
Грабительский характер по отношению к крестьянину
Годовые проценты
Земля-собственность не крестьянина, а общины
Сохранение общины



2. Переход к новой теме. Учитель обращается к классу
«Можем ли мы остановиться только на отмене крепостничества? Не кажется ли вам, что проведенная реформа требует дальнейших изменений?»
Ожидаемые ответы: прежнее управление на местах необходимо менять, свобода крестьян приведет к изменениям экономическим. Если все сословия равны, то надо менять судебную систему и т.д.
Учитель:
Мы получили много писем из разных уголков России. Предлагаю чиновникам с ними ознакомиться, ответить на вопросы.
( « чиновникам» - группе детей, выбранной учителем, даются документы и вопросы к ним. Документ:
« По сборе народа ...священники...выходили с манифестом в руках...
Чтение манифеста на народ никакого впечатления не произвело, крестьяне ...не поняли и начали по – своему перетолковывать, давая себе небывалые преимущества... народ начал негодовать на священника, что неправильно читал, что земля- их собственность и барщины никакой не должно быть...
...По прочтении Манифеста народ разошелся с мыслью...,что на днях пришлют другую, настоящую вольную...
Они говорят : «Помещики упросили царя еще дать им два года...Нечего делать, два года потерпим».
Вопросы: почему Манифест читали священники? Почему народ не поверил в достоверность документа? как воспринял народ манифест? Почему надо потерпеть «еще ДВА года?»)
А министры (учащиеся рассаживаются в три группы) разработают проекты 1.реформы местного и городского самоуправления
2.судебная реформа
3.военная реформа
(слайд №2 «Либеральные реформы 1860-1870-х гг»)
Для оценки работы министров мне понадобиться помощь трех ближайших советников
Учащиеся работают с учебником и от первого лица «отчитываются» о своих решениях по поставленным вопросам.
Ожидаемые ответы:
1. реформы местного самоуправления
(понятие земств, подробно - их роль в решении местных хозяйственных и культурных задач)
Советники : Земствам не дано было развиться ни «вширь», ни «вниз», ни тем более «вверх»: они не распространялись на нерусские окраины, не создали волостных (крестьянских) организаций, не имели прав на межгубернские , всероссийские объединения, за которыми властям мерещился призрак надзору губернских властей. Недостаточно учтены интересы крестьян.
2. судебная реформа (главное- выделить новые черты: бессословность, состязательность, гласность, независимость, современность)
Советники : сохранялись пережитки прошлого- суды для духовенства, волостные суды для крестьян, военных и высших чиновников.
3. военная реформа (замена рекрутских наборов на всеобщую воинскую повинность, новые сроки службы, улучшения в армии)
Советники: для претворения реформы в жизнь требовалось долгое время.
Учитель:
Давайте подведем итог нашему заседанию. Мы рассмотрели три проекта и нам надо дать им оценку. Что вы можете сказать? (слайд №3 «название реформ и годы проведения»)
Ожидаемые ответы:
Реформы , даже при том, что имеют недостатки, необходимы, и чем скорее их проведем, тем лучше. Судебная реформа – самая прогрессивная, военная необходима, как показали результаты Крымской войны, а реформа местного управления продиктована изменениями, произошедшими после отмены крепостного права. Все они действительно носят либеральный характер.
Учитель:
Но есть и их серьезный недостаток: реформы не могли быть последовательными в силу того, что они проводились по инициативе верховной власти, и если бы они были доведены до логического конца, то потребовалось бы отказаться от самодержавного принципа правления.
Более подробно разобрать их последствия нам еще предстоит на следующих уроках.
Домашнее задание: сам текст параграфа мы разобрали сегодня на уроке достаточно подробно , поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам расширить словарный запас с помощью терминов на странице 157, а также поработать с документами после параграфа и вопросами к ним (стр. 155-157)(слайд №4)


План - конспект урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время (мин.)

1.организационный
Приветствие, проверка отсутствующих
Приветствие
1

2. проверка домашнего задания
Организует проверку домашнего задания
в виде « отчета министров» по результатам проведенной отмены крепостного права . Демонстрация слайда №1
Ответы на вопросы учителя- должны выделить ее «+» и «-»
5-7

3. подготовка к усвоению нового материала и усвоение новых знаний
Демонстрация слайда №2
Разделение на группы, раздача заданий
Разделение на группы Подготовка к работе
2


Формулировка проблемы урока, обзор вопросов к уроку
Запись темы в тетрадь
2


Контроль работы учащихся , разъяснение затруднений
Работа с текстом учебника
10-13


Опрос по вопросам
Ответы на вопросы учителя по группам, оценка преобразований «советниками»
9-12

4. первичная проверка понимания нового материала
и усвоение новых знаний

Демонстрация слайда №3
Формулировка итогового вопроса

Ответы на вопросы учителя
3-4


Подведение к формулировке вывода к уроку
Ответы на вопросы учителя
2

5. информация о домашнем задании
демонстрация слайда №4 , разъяснение по заданию
Запись домашнего задания
2










15