Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ОВЗ через проектную деятельность.


Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ОВЗ
через проектную деятельность.
Мосунова Е.Н., Галикова М.А.
Семеновская школа-интернат
Одной из задач коррекционно-развивающей работы при обучении детей с нарушениями слуха в контексте ФГОС является: "создание благоприятных условий для наиболее полноценного личностного развития, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся". Для полноценного личностного развития ребёнка с нарушениями слуха овладение навыками коммуникации составляет одну из самых сложных задач в сурдопедагогике.
Специалисты понимают коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон.
Врожденные или приобретённые в раннем возрасте стойкие нарушения слуха негативно влияют на речевое и личностное развитие ребёнка. Овладение слухо-зрительным восприятием и достаточно внятным воспроизведением устной речи обучающихся с ОВЗ невозможно без сильной мотивации и наиболее успешно это происходит в ходе практической деятельности.
Среди современных образовательных технологий, достаточно эффективной, на наш взгляд, является применение проектной технологии в учебно-воспитательном процессе школ для глухих и слабослышащих детей. Проектная технология – это совокупность приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентаций этих результатов в различных ее формах.
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта «Я помню, я горжусь!" В рамках проекта предполагалось организовать просветительскую, творческую, поисковую деятельности среди учащихся. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей с нарушениями слуха становится одной из актуальных.
Целью проекта стало: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
Задачи проекта:
Формировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами.
Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.
Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
На организационно-подготовительной стадии проекта воспитатель класса предложила детям исследовать проблему: узнать кто из членов семьи участвовал в войне или был тружеником тыла. Родители с детьми организовали поисковую деятельность в домашних архивах, беседы и встречи с ветеранами. Когда учащиеся привезли материал перешли к технологической стадии проекта: дети совместно с воспитателем оформили листовки, где кратко рассказывалась биография ветеранов и тружеников тыла. На классном собрании ребята рассказали о своих предках, их наградах, чем они занимались на фронте и в тылу. В школе была организована выставка рисунков, где участвовали дети и педагоги класса. Затем была проведена серия бесед о пионерах-героях Валя Котик, Марат Казей, Надя Богданова, Витя Хоменко, Вася Коробко. Найденную информацию о членах семьи, ветеранах и тружениках тыла отправили на сайт «Бессмертный полк».
На музыкально – ритмических занятиях учащиеся познакомились с ролью музыкального искусства в годы ВОВ. С детьми просматривались фрагменты документальных фильмов о выступлении артистов театра, о любимых исполнителях: Лидии Руслановой, Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Аркадии Райкине; фрагменты художественных фильмов «В бой идут одни старики», «После боя» и др. Ребята познакомились с песнями войны: «Вставай страна огромная», «Синий платочек». Детям были рассказаны воспоминания фронтовиков о том, что в перерывах между боями, в медсанчасти солдаты сами пели песни под гармонь, пускались в пляс. Излюбленными танцами были переплясы под частушки и русский танец «Яблочко». Ученики третьего класса решили разучить этот танец и выступить на концерте, посвященному Дню Победы.
На технологической стадии проекта школьникам предложили приготовить стихи-поздравления для ветеранов. Ребята сами выбрали и распределили стихотворные тексты. Готовить их им помогали учителя развития слухового восприятия на индивидуальных занятиях. У детей с большой степенью потери слуха, как правило, произношение имеет существенные недостатки: нарушено звукопроизношение, отсутствует слитность речи, часто неправильное словесное и логическое ударение, невыраженная интонация. Поэтому работа над стихотворным текстом включала следующие этапы:
- чтение текста учителем и учащимся;
- работа над содержанием текста стихотворения;
- работа над правильным произношением слов (слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав);
- работа над словесным ударением (правильная постановка ударения в словах, выделения ударного слога силой голоса);
- соблюдение правил орфоэпии (проставление условных надстрочных знаков);
- работа над логическим ударением;
- работа над темпом речи (воспроизведение фразы в нормальном темпе, слитно на одном выдохе).
На заключительной стадии проекта готовое выступление записали на видео и данный видеоролик был показан на общешкольном праздничном концерте, посвященному 70-летию Победы.
При подведении итогов реализации проекта ребята поняли, что владение разнообразными речевыми средствами, помогает воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя, слушать и слышать, адекватно воспринимать чужую речь. У детей расширились знания о ВОВ, обогатился словарный запас, увеличился интерес к истории своей семьи, своего народа.