Рабочая программа по русскому языку. ФГОС. 5 класс. Программа Т.Ладыженской


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская средняя школа»


Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор
___________Е.Н.Жирнова ___________ О.Е.Михайлина
«____»__________2016г. «____»__________2016г.



Рабочая программа
по русскому языку в 5 классе
на 2016- 2017 уч. год

Учитель Л.А.Горбунова


Рассмотрено и одобрено
на заседании методического объединения
учителей предметников
гуманитарного цикла
Протокол №____ от «___»__________2016г.
Руководитель МО___________Л.А.Гимадеева

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2016.) и методическими указаниями авторов учебника ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., «Просвещение» 2013 г. Научный редактор академик РАО Н. М. Шанский) , в соответствии с БУП на 2016-2017 уч. год.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов ( 5 часов в неделю).
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностные
результаты
Метапредметные
результаты
Предметные
результаты

Включают:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Включают:
освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (далее УУД) -регулятивные, познавательные, коммуникативные;
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
построение индивидуальной образовательной траектории.
Включают:
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых основ лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
5 класс
Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные знания и умения:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
-выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки;
- уметь изменять части речи;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.


Содержание курса (5 класс)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.



Распределение часов
Содержание
Кол-во часов
Кол-во контрольных
Развитие речи

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.
4
1
-

Повторение изученного в начальных классах
21
1
3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
34
1
4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
12
1
2

Лексика. Культура речи.
10
1
2

Морфемика. Орфография. Культура речи.
21
1
4

Морфология. Орфография. Культура речи.
57
3
11

Повторение и систематизация изученного.
16
1
1

ИТОГО

175
10
27




Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дидактические единицы Тема изучаемого раздела. Тема изучаемого материала
Количество часов
Дата
Планируемые результаты
КИМ
Основные виды учебной деятельности
Д/з




План

факт
знания
умения
Универсальные учебные действия





Язык важнейшее средство общения
4









1-2
Язык и человек. Язык и речь.
2


роль язык в жизни человека, общества; функции русского языка.

читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме
Личностные, познавательные, коммуникативные

Знакомство с учебником,. Беседа. Ролевая игра


3
Стили речи

1


Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.

определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания
коммуникативные познавательные,
Использование формулы речевой ситуации
Индивидуальная , групповая, работа в малых группах


4
Диагностическая работа
1




Регулятивные,
Решение теста
Индивидуальная



Повторение изученного
22









5
Фонетика. Звуки и буквы
1


Классификацию звуков,
составлять транскрипцию, находить безударную гласную в корне
Регулятивные, общеучебные, логические

Систематизация знаний. Выполнение упражнений, Работа в группах


6
Орфограмма
1







орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме
находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки;
Регулятивные, общеучебные, логические Познавательные
Проверочная работа
Систематизация знаний. Индивидуальные задания. Объяснения учителя. Работа с текстом. Выборочно-распределительное списывание.


7
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
1









способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова.
Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне пользоваться орфографическим словарем
Личностные, регулятивные, коммуникативные общеучебные,
Словарный диктант
Индивидуальные задания. Чтение и анализ текста. Самостоятельная работа.



8
Правописание проверяемых согласных в корне слова
1


способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.
правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
Регулятивные, общеучебные, логические
Орфографический диктант
диктант. Чтение и анализ текста; работа с таблицей, со словарем


9
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
1


способ проверки непроизносимых согласных в корне слова
правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова
Регулятивные, общеучебные, логические
Диктант с самопроверкой
Индивидуальные задания; работа с текстом..
Работа с учебником


10
Буквы И, У, А после шипящих
1


правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения
правильно писать слова с буквами И, У, А после шипящих и слова-исключения
Личностные, регулятивные Познавательные

Индивидуальная работа. Творческое задание


11
Разделительные Ъ и Ь
1


правило употребления разделительных Ъ и Ь
находить в словах разделительные разграничивать разделительный Ь и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь;
Личностные, регулятивные
диктант
Тренировочные упражнения


12
Раздельное написание предлогов с другими словами
1


Орфограмма – пробел, орфограмма- дефис
разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму  слитное и орфограмму  раздельное написание
Личностные, регулятивные общеучебные,

Наблюдение, работа с иллюстрациями


13
Текст.
1


признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте).
составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план
Регулятивные, общеучебные, логические

Индивидуальная и коллективная работа с текстами


14
Р.Р.Обучающее изложение
1


Способы изложения текста
Подбирать заголовки, передавать содержание от 3 лица
Личностные, регулятивные

Изложение по плану


15
Части речи.
1


на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Ознакомление с наречием как неизменяемой частью речи.

определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия
Личностные, регулятивные общеучебные, логические
Ответы на вопросы
Ролевая игра работа с учебником


16
Глагол.
1


Морфологические признаки глагола. Ь в глаголах 2 лица
уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени
Коммуникативные, личностные

Беседа. Обобщение учителя. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения


17
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов.
1



находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Личностные, регулятивные общеучебные, логические
Проверочная работа
Анализ схемы; выборочно-распределительное списывание. Проверочнаяработа


18
Тема текста
1


широкие и узкие темы высказывания, микротемы).

Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста
Личностные, регулятивные

Сопоставление. Редактирование текста


19
Личные окончания глаголов НЕ с глаголами
1


Спряжение глаголов
выделять личные окончания глаголов; писать Е или И в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с глаголами
Личностные, регулятивные Познавательные
тест
Наблюдения по таблице, работа по учебнику


20
Имя существительное
1


морфологические признаки существительного
определять число, род, падеж, тип склонения существительного употреблять Ь после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написание Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Личностные, регулятивные, общеучебные
Объяснительный диктант
Систематизация материала, практическая работа со взаимопроверкой.


21
Имя прилагательное 
1


морфологические признаки прилагательного
изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными
Личностные, регулятивные, общеучебные

Коллективная и индивидуальная работа с учебником. Беседа


22
Р.Р. Сочинение по картине Пластова «Летом»
1


Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине
описывать изображенное на жанровой картине 
Личностные, регулятивные

Беседа,сочинение


23
Местоимение
1


личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3-го лица после предлогов.
находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов 
Личностные, регулятивные Познавательные
Орфографический диктант. Объяснительный диктант
. Анализ и редактирование текста. Прием изучающего чтения.


24
Повторение материала по разделу
1


разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов
разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов
Личностные, регулятивные
Тесты, деформированный текст
Беседа, практическая работа по карточкам


25
Контрольный диктант по теме «Повторение»
1




Личностные, регулятивные

диктант


26
Р.Р.Основная мысль текста. Сочинение «Летние радости»
1


способы раскрытия основной мысли текста.

определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, писать сочинение повествовательного характера на заданную тему
Личностные, регулятивные

Сочинение с иллюстрацией



Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
34









27
Синтаксис. Пунктуация
1


роль знаков препинания в понимании смысла предложения; знать названия и функции знаков препинания.

связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять знаки препинания
Личностные, регулятивные Познавательные
Деформированный текст
Объяснение учителя; работа с учебником. Тренировочные упражнения Самопроверка


28
Словосочетание
1


строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании.

отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов  в  словосочетании
Регулятивные, общеучебные, логические
диктант
Работа с раздаточным материалом. Тренировочные упражнения. Редактирование словосочетаний


29
Разбор словосочетания
1


порядок разбора словосочетания
разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме
Регулятивные, общеучебные, логические
Графический диктант
Разбор по образцу


30
Предложение
1


основные признаки предложения
определять границы предложения; находить грамматическую основу предложения; соотносить указанные предложения с определенными схемами
Регулятивные, общеучебные, логические
Деформированный текст
Обобщающая беседа, работа со схемами, обобщение материала


31
Р.Р.Сжатое изложение упр
1


способы сжатия текста
формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение;
Личностные, регулятивные Познавательные

Отбор материала в тексте, исключение второстепенной информации


32
Виды предложений по цели высказывания
1


особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений
распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять
Регулятивные, общеучебные, логические
диктант
Словарная работа. Составление плана ответа. Анализ таблицы. Письмо по памяти с графическим комментированием


33
Восклицательные предложения
1


виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении
распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять
Личностные, регулятивные

Наблюдение над текстом, сравнение


34
Р.Р.Сочинение на свободную тему упр
1


о теме сочинения (широкой и узкой), о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения
уметь определять свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную тему
Личностные, регулятивные

сочинение Выбор темы


35
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
1


грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего
разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов
Регулятивные, общеучебные, логические
Деформированный текст
Ответ по образцу, наблюдение, запоминание


36
Сказуемое
1


способы выражения сказуемого
находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным
Регулятивные, общеучебные, логические
Графический диктант.
Ролевая игра. Работа по воображению


37
Тире между подлежащим и сказуемым
1


опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения
правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему
Личностные, регулятивные Познавательные
Графический диктант
Списывание с учебника, работа со словарем


38
Нераспространенные и распространенные предложения
1


определение распространенных и нераспространенных предложений;
разграничивать распространенные и нераспространенные предложения
Регулятивные, общеучебные, логические

Составление ответов по плану наблюдения



·39
Второстепенные члены предложения
1


знать общее определение второстепенных членов предложения
находить в предложении второстепенные члены, распространять предложение второстепенными членами
Регулятивные, общеучебные, логические
Проверочная работа
Самостоятельная работа, работа со схемами


40
Дополнение
1


Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения
находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение
Регулятивные, общеучебные, логические
диктант
Работа с рисунками
наблюдение, запоминаниие


41
Определение
1


способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания.

находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями
Регулятивные, общеучебные, логические

Орфографическая работа. сочинение-миниатюра по вариантам. Чтение и анализ материала для наблюдений.


42
Обстоятельство
1


способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения;
верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами;
Регулятивные, общеучебные, логические
Графический диктант
Работа с текстом, со схемами, индивидуальная работа с текстом


43
Предложения с однородными членами
1


определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления
находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления
Регулятивные, общеучебные, логические
объяснительный диктант
Наблюдения над теоретическим материалом учебника.


44
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1


опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами
соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами;,
Регулятивные, общеучебные, логические

. Чтение и анализ материала для наблюдений. Тренировочные упражнения.


45
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1


правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах
уметь составлять предложения с однородными членами
Личностные, регулятивные
диктант
Индивидуальная работа с тестом


46
Предложения с обращениями
1



определение обращения;; знать опознавательный признак выделения обращения на письме  звательную интонацию
обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего
Регулятивные, общеучебные, логические

Наблюдение, запоминание, работа со схемами


47
Письмо
1


письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи.
определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме
Личностные, регулятивные

Беседа, написание письма


48
Синтаксический разбор простого предложения
1


порядок синтаксического разбора простого предложения
производить синтаксический разбор
Личностные, регулятивные

Самостоятельная работа Составление алгоритма


49
Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова. «Мальчишки»
1


рассказ по картине  один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине.
составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль
Личностные, регулятивные Познавательные

Наблюдение, беседа, сочинение


50
Пунктуационный разбор простого предложения
1


порядок пунктуационного разбора простого предложения
производить пунктуационный разбор (устный и письменный
Регулятивные, общеучебные
Самостоятельная работа
Работа по образцу


51
Простые и сложные предложения
1


структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы
определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного
Регулятивные, общеучебные

Языковая разминка. Чтение теоретического материала.
Работа с таблицей. Тренировочные упражнения


52
Запятая в сложном и простом предложении
1


функция запятой между простыми предложениями в составе сложного 
составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами А, И
Личностные, регулятивные
Графический диктант
Самостоятельная работа по схемам, сравнение разных конструкций предложений


53
Синтаксический разбор сложного предложения
1


порядок синтаксического разбора сложного предложения
производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения
Личностные, регулятивные, коммуникативные
диктант
Наблюдение, составления схем, беседа


54
Прямая речь
1


правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью
разграничивать прямую речь и слова автора
Личностные, регулятивные
Работа с деформированным текстом
Чтение материала для наблюдений. Работа со схемами. Речевая ситуация


55
Диалог.
1


Знать правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога
составлять схемы диалога, составлять диалоги на заданную тему; вести диалог
регулятивные, коммуникативные

Чтение материала для наблюдений. Работа со схемами. Речевая ситуация


56

Повторение по теме «синтаксис»
1


Простое и сложное препдложение
Постановка знаков препинания в предложениях
Личностные, регулятивные
диктант
Индивидуальная работа, работа со схемами


57
Р.Р. Выборочное изложение упр
1


План работы с тексом
Выбирать важную информацию в тексте
Личностные, регулятивные

Беседа по тексту, обмен впечатлениями


58
Контрольный диктант по теме «Синтаксис»
1


Правила орфографии и пунктуации
Находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы
Личностные, регулятивные
диктант
Самостоятельная работа


59
Работа над ошибками
1


План работы над ошибками
Классифицировать ошибки, подбирать правила проверки
Личностные, регулятивные

Самостоятельная работа



Фонетика. Орфоэпия
12









60
Гласные звуки
1


Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков.
различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции
Личностные, регулятивные Познавательные

Объяснение учителя. Чтение материала для наблюдений


61
Согласные звуки
1


образование согласных звуков; перечень согласных звуков знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные
различать согласные звуки по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные
регулятивные, коммуникативные

Наблюдение, выполнение творческих заданий


62
Повествование. Р.Р.Изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский. «Шкатулка»)
1


структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование.

определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст
регулятивные, коммуникативные

Наблюдение, выполнение творческих заданий


63
Согласные звонкие и глухие
1


перечень пар согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные
различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости
регулятивные, коммуникативные
Фонетический диктант
Языковая разминка. Анализ материала для наблюдений. Тренировочные упражнения


64
Графика. Алфавит
1


различие между звуками и буквами
уметь правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть
регулятивные, коммуникативные

Коллективная работа с учебником


65
Р.Р.Описание предмета. Сочинение-описание вещи
1


особенности описания в научном и разговорном стиле.

письменно описывать предмет в разговорном стиле
Личностные, регулятивные

Письменное описание


66
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
1


правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных
разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола, с разделительным Ь
Познавательные
диктант
Наблюдение Составление аналитической таблицы


67
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
1


звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях.

различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я
Познавательные Личностные, регулятивные

Наблюдение, систематизация материала


68
Орфоэпия
1


представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях
правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки
Познавательные Личностные, регулятивные коммуникативные

Слушание, запоминание


69
Фонетический разбор слова
1


порядок фонетического разбора слова
производить фонетический разбор
регулятивные
транскрипция
Работа по образцу


70
Повторение изученного по фонетике
1


Основные правила по фонетике
Систематизировать знания о фонетике
Личностные, регулятивные, коммуникативные
диктант
Беседа по контрольным вопросам. Объяснительный диктант. Письмо по памяти.


71
Контрольный диктант по теме «Фонетика»
1




Личностные, регулятивные,
Диктант
Индивидуальная работа



Лексика
10









72
Слово и его лексическое значение
1


функция слова в языке
уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы;
регулятивные, коммуникативные

Объяснение учителя. Беседа. Тренировочные упражнения. Работа с толковым словарём.


73
Однозначные и многозначные слова
1


способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова
находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением
регулятивные

Работа с материалом для наблюдений и теоретическим материалом. Тренировочные упражнения. Работа с таблицей


74
Прямое и переносное значение слов
1


отражение в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях.

находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением
Личностные, регулятивные, коммуникативные
диктант
Работа с материалом для наблюдений и теоретическим материалом


75
Омонимы
1


различие между омонимами и многозначными словами; отражение омонимов в толковом словаре
находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре
Познавательные Личностные, регулятивные

Объяснение учителя. Беседа. Тренировочные упражнения. Работа с толковым словарём.


76
Синонимы
1
к

отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов
определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам
Познавательные Личностные, регулятивные

Работа с толковым словарём, списывание текста


77
Р.Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»)
1


План работы над сочинением описанием картины
В устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы
Личностные, регулятивные, коммуникативные

Наблюдение, беседа, сочинение


78
Антонимы
1


понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи
находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам
Личностные, регулятивные, коммуникативные

Чтение и лингвистический анализ текста Работа с толковым словарём


79
Повторение изученного в разделе «лексика»
1


Обобщить изученное о лексических единицах
совершенствовать навык их употребления
коммуникативные
Подготовка к диктанту
Ответы на вопросы, приведение примеров


80
Контрольная работа по теме «Лексика».

1




регулятивные,
Контрольная работа
Решение теста


81
Р.Р. Подробное изложение (К. Г. Паустовский. «Первый снег»)
1


роль деталей в художественном описании предмета.
сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру
Личностные, регулятивные, коммуникативные

Определение микротем.



Морфемика
21









82
Морфема  наименьшая значимая часть слова
1


предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова
выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова
Познавательные Личностные, регулятивные
Графический диктант
Языковая разминка. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения


83
Окончание. Основа слова
1


определение окончания слова; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании
выделять в слове окончание
Познавательные Личностные, регулятивные

Работа с таблицей. Распределительный диктант.


84
Р.Р.Сочинение по личным впечатлениям упр390
1


текст-описание разговорного стиля
составления собственного текста
Личностные, регулятивные, коммуникативные

Составление собственного текста- по личным впечатлениям


85
Корень слова
1


определение корня слова.
Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова
Познавательные

Командная эстафета.


86
Р.Р. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе»)
1


о рассуждении как о типе текста
находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте
Личностные, регулятивные

Наблюдение практическая работа


87
Суффикс
1


определение суффикса, смысловое значение суффикса
правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения
Познавательные
Пунктуационный разбор текста
Чтение и анализ материала для наблюдений. Работа с таблицей


88
Приставка
1


определение приставки, смысловое значение приставки
правильно выделять приставку в слове
Личностные, регулятивные Познавательные

Работа с рисунками и аналитическим материалом


89
Р.Р.Выборочное изложение с изменением лица упр 419
1


характеристики выборочного изложения
выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика
Личностные, регулятивные Познавательные

Чтение и анализ текста.


90
Чередование звуков.
1


виды чередований гласных и согласных звуков в корнях слов
опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне;
Познавательные
Словарный диктант
. Индивидуальные задания. Работа с теоретическим материалом и таблицей.


91
Беглые гласные
1


о чередовании гласных О и E с нулем звука в одной и той же морфеме.

опознавать слова с беглыми гласными О и E в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам
регулятивные Познавательные

Самостоятельная работа с деформированным текстом


92
Варианты морфем
1


понятие «варианты морфем».
различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов);
регулятивные Познавательные

Решение познавательных задач


93
Морфемный разбор слова
1


порядок морфемного разбора слова
производить морфемный разбор
регулятивные
диктант
Систематизация материала


94
Правописание гласных и согласных в приставках
1


правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на З- (С-)
находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
регулятивные Познавательные

Запоминание, практическая работа


95
Буквы З и С на конце приставок
1


правило написания букв З и С на конце приставок
правильно писать слова с изученной орфограммой
регулятивные Познавательные

Составление алгоритма «Выбор правильного написания приставки».


96
Буквы З и С на конце приставок
1


;знать о единообразном написании приставки С-; словарные слова.
правильно писать слова с непроверяемыми написаниями
регулятивные Познавательные
диктант
анализ теоретического материала.


97
Буквы О  А в корне -ЛАГ-  -ЛОЖ-
1


правило написания букв О  А в корне -ЛАГ-  -ЛОЖ
правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний
регулятивные Познавательные

запоминание


98
Буквы О  А в корне -РАСТ-  -РОС
1


правило написания букв О  А в корне -PACT-  -РОС
писать слова с изученной орфограммой
регулятивные Познавательные
диктант
Работа с теоретическим материалом и материалом для наблюдений


99
Буквы Ё  О после шипящих в корне
1


Знать правило написания букв Ё  О после шипящих в корне; знать слова-исключения;
находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора
регулятивные Познавательные
Составление диктанта
Работа с теоретическим материалом и материалом для наблюдений


100
Буквы Ы  И после Ц
1


Знать правило написания букв Ы  И после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения
различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы  И после Ц в разных частях слова
регулятивные Познавательные
Выборочный диктант
Составление опорной схемы. Тренировочные упражнения.


101
Повторение изученного в разделе «Морфемика»
1


Все правила
Находить изученную орфограмму
коммуникативные
Заполнение таблиц
Индивидуальные задания. Беседа по контрольным вопросам.


102
Контрольный диктант по теме «Морфемика»
1


Правила работы с тестом


диктант
Индивидуальная работа


103
Р.Р.Сочинение-описание по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»)
1


понятие натюрморта
описывать малопредметные натюрморты
регулятивные Познавательные

Беседа по вопросам Индивидуальная работа



Морфология










104
Самостоятельные и служебные части речи
1


названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение;
распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам
регулятивные Познавательные
Словарный диктант
Наблюдение, задания по учебнику. Построение рассуждения


105
Имя существительное как часть речи
1


что обозначает существительное морфологические признаки морфологические признаки
уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения
Личностные, регулятивные коммуникативные
Орфографический разбор
Работа с таблицей. Наблюдение практическая работа


106
Р.Р.Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение
1


структура рассуждения, роль доказательства в рассуждении
находить основной тезис, аргументы, выводы
регулятивные Познавательные

Чтение материала для наблюдений


107
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
1


основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными
распознавать одушевленные и неодушевленные существительные 
Личностные, регулятивные коммуникативные
Пунктуационный анализ текста
Наблюдение над рисунками. Подготовка устного сообщения по теме урока


108
Имена существительные собственные и нарицательные
1


правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п
правильно писать собственные имена
регулятивные Познавательные

запоминание


109
Р.Р. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница»)
1


структуру рассуждения, повествования
включать элементы рассуждения в повествование
регулятивные Познавательные

Составление собственного короткого рассказа по материалам притчи


110
Морфологический разбор имени существительного
1


порядок морфологического разбора имени существительного.
производить морфологический разбор
Личностные, регулятивные
диктант
Индивидуальная работа с учебником


111
Род имен существительных
1


о грамматической категории рода существительных
определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными
регулятивные Познавательные
Орфографический разбор
Элемент исследования


112
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
1


о грамматической категории числа и реальном количестве предметов
находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой;
регулятивные Познавательные

Элемент исследования


113
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
1


Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа, и об их лексических группах
находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой;
регулятивные Познавательные
диктант
Наблюдение, решение познавательных задач


114
Три склонения имен существительных
1


о склонении имен существительных
находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные 
регулятивные Познавательные
Орфографический разбор
Работа с таблицей. Тренировочные упражнения.


115
Падеж имен существительных
1


названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы;
определять падеж существительного
регулятивные Познавательные

Наблюдение, решение познавательных задач


116-117
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
2


правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе
уметь правильно писать гласные Е, И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе
регулятивные Познавательные
Орфографический разбор
Анализ теоретического материала. Тренировочные упражнения.


118
Р.Р. Изложение с изменением лица упр 547
1


возможности использования существительных-синонимов
излагать содержание исходного текста с изменением лица
Личностные, регулятивные

Работа с текстом


119
Множественное число имен существительных
1


об особенностях склонения существительных во множественном числе
правильно склонять существительные во множественном числе; правильно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т. д.)  и  родительного  (ботинок,  мест и т. д.)  падежей множественного числа
писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания 
Орфографический разбор
Наблюдение, систематизация материала, решение орфографических задач


120
Правописание О  Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
1


правило правописания О  Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
правильно писать О  Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний
регулятивные Познавательные
диктант
Наблюдение,запоминание


121
Повторение темы
1


Все правила по теме «Имя сущ»
Находить и писать все орфограммы
Личностные, регулятив

Беседа по вопросам Инд. работа


122
Контрольный диктант по теме «Имя существительн.»
1


Правила работы с тестом
Решать тест
Личностные, регулятив
диктант
Инд. работа


123
Работа над ошибками
1



Систематизировать ошибки, подбирать правила для проверки
регулятивные

Самостоятельная работа


124
Р.Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»)
1


правило составления отзыва

Личностные, коммуникативные

Составление отзыва на сочинение одноклассника


125
Имя прилагательное как часть речи
1


характеристика имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли;
определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи 
Личностные, регулятив Познавательные
Пунктуационный разбор
Комплексная работа с текстом.


126-127
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
2


правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных
обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания
Личностные, регулятив Познавательные
диктант
Запоминание, наблюдение, решение познавательных задач


128
Р.Р.Описание животного. Изложение (А. И. Куприн. «Ю-ю»)
1


описание животного в художественном стиле
писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания 
Личностные, коммуникативные

Анализ схемы сочинения


129
Прилагательные полные и краткие
1


правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий.

различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль
Личностные, производить морфологический разбор

Запоминание, наблюдение, решение познавательных задач


130
Р.Р.Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»)
1


о специфике описания животного
описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле
Личностные, коммуникативные

Анализ картины, беседа


131
Морфологический разбор имени прилагательного
1


порядок морфологического разбора имени прилагательного
производить морфологический разбор
регулятив Познавательные
диктант
Самостоятельная работа по плану, творческая работа


132
Повторение темы «Имя прилагательное»
1


Все правила
Находит орфограммы и использовать прилагательные в речи
Личностные, коммуникативные

Беседа по вопросам, Работа по учебнику


133
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
1




Личностные
диктант
Индивидуальная работа


134
Работа над ошибками
1



Систематизировать ошибки, подбирать правила для проверки
регулятив

Самостоятельная работа


135
Р.Р. Сочинение «Наши друзья  животные»
1


Жанр сочинения описания
составлять собственный текст  описание животного на основе личных впечатлений;
Личностные, коммуникативные

Индивидуальная работа


136
Глагол как часть речи
1


характеристика глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли
определять морфологические признаки глагола 
регулятив Познавательные

Запоминание, анализ примеров


137
НЕ с глаголами
1


правило написания НЕ с глаголами
правильно писать глаголы с НЕ; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
регулятив Познавательные
диктант
Систематизация материала


138
Р.Р.Рассказ
1


знать о композиции рассказа
составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам 
Личностные, коммуникативные

Работа с иллюстрациями


139-140
Неопределенная форма глагола
2


окончание неопределенной формы. Знать правило употребления Ь после Ч в неопределенной форме о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме
правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме;
регулятив Познавательные
Орфографический разбор
Запоминание, работа по образцу, решение познавательных задач


141
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
1


условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
; правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах
регулятив Познавательные

Запоминание, работа по образцу, решение познавательных задач


142
Виды глагола
1


о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида.

определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных;
регулятив Познавательные

Наблюдение, анализ примеров, Работа с иллюстрациями


143
Буквы Е  И в корнях с чередованием
1


перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е  И в указанных корнях
правильно писать слова с чередованием Е  И в корнях;
регулятив Познавательные
Орфографический разбор
Запоминание, работа по образцу, решение орфографических задач


144
Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе
1


Знать, что главное в рассказе  развертывающееся в определенной последовательности действие
составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его 
Личностные, коммуникативные

Индивидуальная работа


145
Время глагола
1


сведения о трех временах глагола
определять времена глаголов 
регулятив Познавательные

Индивидуальная работа


146
Прошедшее время
1


знать правило написания безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени;
изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам
регулятив Познавательные

Наблюдение, анализ примеров


147
Настоящее время
1


Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида
образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени
регулятив Познавательные

Наблюдение, анализ примеров


148
Будущее время
1


формы (простую и сложную) будущего времени
образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи 
регулятив Познавательные

Наблюдение, анализ примеров


149
Р.Р. Сочинение о школе будущего (упр666)
1


знать о композиции рассказа
Употреблять глаголы будущего времени в тексте
Личностные, коммуникативные

Индивидуальная работа


150-152
Спряжение глаголов
3


знать личные окончания глаголов I и II спряжения.

применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов
регулятив Познавательные Личностные, коммуникативные
Диктант с продолжением
Составление алгоритма, запоминание, тренировочные упражнения


153
Морфологический разбор глагола
1


порядок морфологического разбора глагола
производить морфологический разбор
регулятив Познавательные

Работа по образцу


154
Р.Р. Сжатое изложение упр 688
1


Определять главную мысль
Выбирать важную информацию
Личностные, коммуникативные

Индивидуальная работа обсуждение текста


155
Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
1


правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
правильно писать слова с изучаемой орфограммой
регулятив Познавательные
Диктант по памяти
Наблюдение, анализ примеров


156
Употребление времен
1


Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом
употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого 
Личностные, коммуникативные

Индивидуальная работа обсуждение текста


157
Повторение темы «Глагол»
1



Находить орфограммы и использовать глаголы в речи
Личностные, коммуникативные
диктант
Беседа по вопросам, Работа по учебнику


158
Контрольный диктант по теме «Глагол»
1




Личностные,
диктант
Индивидуальная работа


159
Работа над ошибками
1



Систематизировать ошибки, подбирать правила для проверки
Регулятивные

Самостоятельная работа


160
Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»)
1


о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции рассказа.

составлять рассказ на основе изображенного
Личностные, коммуникативные

Индивидуальная работа



Повторение изученного в 5 классе
15









161-162
Разделы науки о языке 
2


назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом
устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом;
Личностные, коммуникативные
Работа с деформированным текстом
Беседа по вопросам. Подготовка устного сообщения. Тренировочные упражнения


163
Р.Р. Сочинение на одну из тем по выбору
1


Повторение знаний о типах текстов
создавать текст одного из типов по выбору
Личностные, коммуникативные

Беседа по вопросам,


164-166
Орфограммы в приставках и в корнях слов
3


об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении.

группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения
Личностные, коммуникативные
Диктант, тест
Систематизация знаний, работа с таблицами


167-168
Орфограммы в окончаниях слов
2


знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи
группировать слова с изученными орфограммами в окончаниях по основному условию выбора и графически их обозначать
Личностные, коммуникативные
Диктант, тест
Систематизация знаний, работа с таблицами


169-171
Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания
3


о различных функциях буквы Ь, об условиях выбора буквы Ь, букв Ъ и Ь разделительных
группировать слова с буквой Ь в разных функциях; верно писать слова с разделительными Ъ и Ь
Личностные, коммуникативные
Тест, диктант
Повторение и систематизация знаний, умений, навыков, полученных в течение года


172-174
Знаки препинания в простом и сложном предложениях
3



правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях
Личностные, коммуникативные
Тест, диктант
Повторение и систематизация знаний, умений, навыков, полученных в течение года


175
ИТОГОВЫЙ контрольный диктант
1




Личностные, коммуникативные
диктант
Повторение и систематизация знаний, умений, навыков, полученных в течение года



















Перечень контрольных работ


п\п
Тема
Дата проведения

1.
Диагностическая работа. Тест


2.
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в начальных классах». Диктант


3.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис»


4.
Зачетная контрольная работа по теме «Фонетика»


5.
Контрольная работа по теме «Лексика»


6.
Контрольный диктант по теме «Морфемика»


7.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


8.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»


9.
Контрольный диктант по теме «Глагол».


10.
Итоговый контрольный диктант.



ПЕРЕЧЕНЬ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

п\п
Тема
Дата проведения

1.
Обучающее изложение (упр)


2.
Сочинение по картине Пластова «Летом»


3.
Сочинение «Летние радости» (упр)


4.
Сжатое изложение


5.
Сочинение на свободную тему


6.
Сочинение по картине Ф. П. Решетникова. «Мальчишки»


7
Выборочное изложение


8
Изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский. «Шкатулка»)


9
Описание предмета. Сочинение-описание вещи


10
Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»)


11
Подробное изложение (К. Г. Паустовский. «Первый снег»)


12
Сочинение по личным впечатлениям упр390


13
Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе»)


14
Выборочное изложение с изменением лица упр 419


15
Сочинение-описание по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»)


16
Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение


17
Сжатое изложение (Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница»)


18
Изложение с изменением лица упр 547


19
Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»)


20
Описание животного. Изложение (А. И. Куприн. «Ю-ю»)


21
Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»)


22
Сочинение «Наши друзья  животные»


23
Невыдуманный рассказ о себе


24
Сочинение о школе будущего (упр666)


25
Сжатое изложение упр 688


26
Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»)


27
Сочинение на одну из тем по выбору упр 717












 P~Ђ†€
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ѕАЖИЪдкт
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·и Заголовок 115