Формирование толерантности и межкультурной компетенции


1. Формирование толерантности и межкультурной компетенции у школьников среднего звена посредством внеурочной деятельности.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования внеурочная деятельность учащихся приобретает особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых как в школе, так и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Что же такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Предлагаем рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно дру­гого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого.В настоящее время в нашей школе учатся дети - представители разных национальностей. Это позволяет назвать нашу школу многонациональной (адыгейцы, грузины, армяне, молдоване, украинцы, абхазцы, татары, айзербайджанцы и т.д.). Поэтому для меня важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Сегодня в сложной политической игре мировых держав мы, взрослые, не всегда можем разобрать истиные намерения и отношения. И часто от детей мы слышим выражение недружелюбия, неуважения, отсутствие сдержанности в отношении разных наций. Но, в действительности это отношение сформированно под влиянием средств массовой информации, которые не всегда достоверны, родителей, которые не скупятся на агрессию. Важно вовремя объяснить и показать, что необходимо с уважением относиться к разным народам и нациям.
Какие конкретные шаги необходимо предпринять, чтобы воспитать толерантную личность? Весьма распространено мнение о том, что для развития у школьников межкультурной толерантности необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их углубленное изучение. Однако, нет смысла погружаться в культуру (тем более, что всего разнообразия культур не познать), чтобы получить представление об ее инаковости, самооценки и равных с другими правах на существование и уважение. На первое место должна выходить работа педагогов не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще.
Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности, как нам кажется, являются встречи подростка с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него.
Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно во время внеурочной деятельности, с помощью мультимедийных презентаций, с соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, видео о рельной жизни, культуре, традициях, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Данный шаг очень важен. Он заставляет ребенка впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он заставляет школьника осознать и источник этого непонимания – иную логику мышления.
Осознание школьниками проблематичности своего понимания других культур является предпосылкой следующего шага педагогов - организации групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их положительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.
Наконец, педагоги осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогают выразить их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях. Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия. Чтобы пробудить интерес детей к проблемам общения, воспитать навыки культурного поведения, проводятся тренинги общения (“Что мне в тебе нравится?”, “Чей это портрет?”, “Ассоциации”, “Мнения”).
Наряду с коллективными формами работы используются индивидуальные и групповые, особенно в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к небольшой группе учащихся, затрагивает факты, требующие доверительного индивидуального разговора.
Курс «История и культура англоязычных стран» разработан для тех, кто интересуется Великобританией и США и желает получше разобраться в особенностях менталитета, культуре, политике, экономике этих стран. Ориентированный на формирование толерантности учащихся, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия, он предполагает овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира: еда, одежда, костюм, а также внешними проявлениями культуры своего и других народов.
Данный курс носит метапредметный характер, так как предполагается изучение всех сфер жизнедеятельности, связанных с применением речевых средств и возможностью межличностной коммуникации. Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение. Очень близко к метапредметному срезу федеральных государственных образовательных стандартов, находится область формирования универсальных навыков и умений у учащихся. Курс тесно связан со школьной программой, строится на более подробном изучении культурных и исторических аспектов. Актуальность разработки программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном материале и применении полученных знаний на практике. В содержание обучения курса включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Внеурочная деятельность также предполагает прикладной характер образовательного процесса, т. е. по окончанию таких занятий, учащийся получает некий готовый продукт. Данный курс будет закончен итоговым обобщением материала в виде творческой работы (брошюры) «Записки путешественника» или презентации «Страна, в которой мне хотелось бы побывать». Работа над проектами представляет собой целый спектр разнообразных форм. Нельзя не упомянуть и потребность в частой смене характера деятельности учащихся, быструю их утомляемость, невозможность закрепления материала при помощи домашнего задания и др.
В условиях внеурочной работы, занятия могут нести такое важное качество как спонтанность, что, безусловно, способствует очень эффективному освоению навыков говорения. И основное внимание уделяется не работе с проектом, а его защита, когда ученик формулирует самостоятельно свои мысли. Здесь основным мотивом является формирование навыков самопрезентации. Творческое начало всегда остается важным составляющим любого проекта, однако здесь наблюдается переход к инициативно-созидательной основе. Проект как форма внеурочной деятельности способствует изучению курса на более высоком уровне, как с содержательной, так и с качественной точки зрения, в полной мере позволяет реализовать принципы метапредметности в образовании. Применение такого личностно-ориентированного обучения обеспечивает максимальную эффективность внеурочной деятельности, формирует у учеников особые образовательные потребности. Федеральные образовательные стандарты обращают особое внимание на эффективное взаимодействие урочной и внеурочной деятельности учеников, когда в условиях слаженной и последовательной работы учителей и самих учеников результатом становится конкурентно способная личность.
Цели и задачи программы. Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительных для школьника, различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся предлагается собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Коммуникативная направленность курса способствует формированию личности, не только толерантную к иностранной культуре, но и способную в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий.
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.