Урок русского языка по теме: Русский алфавит, или азбука. Значение алфавита.


Тема: Русский алфавит, или азбука. Значение алфавита
Цели::
Метапредметные:
• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения
• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.
Предметные:
усвоение для чего нужен алфавит, познакомить с его историей, ролью в жизни людей; совершенствовать умение правильно называть буквы алфавита и пользоваться алфавитом в практической деятельности.
умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту; формировать умение писать имена собственные с большой буквы;
Личностные:
• формирование нравственно-этических качеств личности;
• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку; воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки  
•умение реализовывать теоретические познания на практике;
умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
Регулятивные УУД:
Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательнуюумение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
выполнять практические упражнения;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
определение цели своего обучения;
устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:, Основные понятия: азбука, алфавит, звуки, буквы.
Оборудование : Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс , портреты писателей , рис овощей, пакля,
Ход урока .1. Организация урока
.Кто старается всегда, Тот осилит все дела.
(запись на доске) Сначала аз да буки, а там и науки.
- Как вы понимаете эту пословицу?
-Объясните значение слов «аз да буки?»
-Назовите тему нашего урока? (ответы детей)
-Правильно, сегодня мы будем говорить об алфавите, или азбуке. Вспомним историю происхождения русского алфавита.
На странице «Букваря»
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.(Алфавит)
2.Активизация знаний.
Минутка чистописания.Красиво напишите буквы русского алфавита по порядку ( работа в тетради
б) Прочитайте названия букв на странице 81
-Сколько букв в современном алфавите? (33)
-Сколько гласных букв? (10) Назовите их.(ученики называют, а учитель записывает гласные буквы в два ряда) а, о, у, ы, э, я ,е, ю, ё,и- Почему они записаны в две строчки?(ответы детей)
-Сколько согласных букв? (21) Назовите их. Почему они записаны в два ряда? (глухие –звонкие звуки)
-Какие буквы не обозначают звука? (ъ,ь)
На странице 81 задаёт нам вопрос, что такое алфавит? А что такое азбука? Почему их так называют?( ответы детей)
Вывод: азбука, или алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.
3. Изучение нового
а) История славянской азбуки.
- Изобретение букв и рождение письменности у древних славян, наших предков связано с именами братьев Кирилла и Мефодия. 24мая 863 года, более тысячи лет назад, Кирилл и Мефодий заявили о создании славянской азбуки. В старорусской «похвале» говорилось о том, что они «произвели великое дело, не перенимая ни у кого, а сызнова буквы изобрели». С тех пор появились на Руси и других славянских странах первые книги. Сначала их писали от руки.
- А теперь давайте узнаем, почему, почему буквы, расположенные в определённом порядке. Мы называем то азбука, то алфавит?
-О чём сообщается в тексте? (ответы детей)
Самый длинный в мире алфавит а абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква. Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
б) Сравнение современного и старославянского алфавита.
-Рассмотрите листок из Азбуки Тихомировых. По нему учились ваши прабабушки и прадедушки. Чем он отличается от современной азбуки?
-Каких букв нет в современном алфавите? Написания букв тоже были более сложные, чем сейчас. Упростил её император Пётр 1. Именно он убрал из азбуки лишние буквы и упростил их написание. Таким алфавит и дошёл до наших дней. Буква Ё – моложе других букв. Она появилась позже. (Н.М.Карамзин в Н.М.Карамзин в в 1997г. в своем стихотворении)
4.Первичное закрепление.
а)Тренировка в расположении слов в алфавитном порядке.
-Где мы можем встретить применение алфавита? (в словаре, в библиотеке, т.д)
Рассказ «В библиотеке» с.33 «Русск. яз. для домашних занятий.»-Помогите Диме поставить книгу Э.Успенского.(Портреты писателей с подписями фамилий)
Выполнение упражнения125 с.123.
- Как можно назвать слова из каждой строчки? (ответы детей). Выполните задание.
– Спишите названия видов транспорта в алфавитном порядке.
Троллейбус, машина, автобус, самолёт, вертолёт, поезд, катер.
(Автобус, вертолёт, катер, машина, поезд, самолёт, троллейбус.)
– Прочитайте слова – названия спортивных игр. Спишите их в алфавитном порядке.
Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.
(Баскетбол, волейбол, городки, лапта, теннис, футбол, хоккей.)
– Напишите слова в алфавитном порядке. I ряд – овощи, II ряд – фрукты.
Абрикос, помидор, капуста, груша, огурец, слива.
– Прочитайте слова, близкие по значению. Расположите их в алфавитном порядке
6) Работа в парах Игра «Угадай слово»(в парах)+у доски+ сигнальные карточки
Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.(волк)
Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.(коса)
- Практическая работа со словарём. Найдите слова в словаре: арбуз, машина, девочка, класс, ягода.(с помощью учителя)
- Для чего располагать слова по алфавиту?(ответы детей)
в) Словарная работа.
- Отгадайте слово : 20, 6. 20, 18, 1, 5, 30. (тетрадь) , запишите его, обозначьте ударение и безударную гласную.
Истории этого слова: образовалось от греческого слова тетра (тэ) – четыре. Сначала тетрадью называли свёрнутый вчетверо лист бумаги.
г)Самостоятельная работа.
Выпишите из стихотворения в алфавитном порядке названия предметов, которые нужны для постройки дома. (стихотворение напечатано на листочках)
Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску.
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом. (Ю. Благинина)
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Что такое алфавит?
-Сколько букв в русском алфавите?
-Кто уже запомнил алфавит?
-Кому ещё нужно немножко потренироваться?
-Оцените свою работу на уроке.
-Для чего нужен алфавит?
6.Домашнее задание: 1)упр.131 с. 86
2) написать семь имён в алфавитном порядке.