Презентация программы по краеведению на тему Наследие


Российская Федерация
Ямало-Ненецкий Автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ без ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ДЕТСКИЙ ДОМ»


Методическая разработка
Тема разработки: Ненецкая игра как средство воспитания ребенка
Форма проведения : (подвижные , дидактические, сюжетно-ролевые, настольные игры)
Адресат: (воспитанники, педагоги ) Составитель: Вылко Екатерина Васильевна
Воспитатель дощкольной группы МОУ «Детский дом
Надым 2015г
Ненецкая игра как средство воспитания ребенка
Игра и есть естественное самовоспитание ребенка, упражнение для будущего. А.С.ВыготскийВведение
Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея. В прошлом это одна из крайне отсталых в культурном отношении народностей. Но ненецкий народ, покоряя тундру, благодаря высокой приспособленности к суровым условиям Севера, на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, транспорт, пища, фольклор.
Существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа.
Если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь ребенка, то можно смело сказать, что вначале было не слово, а игра.
С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют в различные игры. Это столь же естественно для человека, как и другие виды жизнедеятельности. Нельзя не согласиться и со словами А.С.Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы». (А.С.Макаренко. О воспитании стр.121 - 129).Велико значение игр в воспитании ненецких детей. Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.
Народные игры являются элементом национально – регионального компонента, используются в учебно – воспитательной работе в школах Ненецкого Автономного округа. Бесспорно то, что использование таких методов в народной педагогике, как: передача народной мудрости через сказки, песни, поговорки, пословицы, меткое сравнение, образное выражение несет в себе наблюдательность, прививают умение делать собственные выводы. Но именно через игру ребенок стремится к самостоятельному труду, к лучшим национальным традициям: любви к природе, бережному к ней отношению, воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству.
Детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. Подражание? Нет, нечто значительно большее и ценнейшее.Я. Корчак.
Традиционные игры, куклы, игрушки народов Севера многие десятилетия привлекают внимание исследователей. В играх и игрушках, их семантике, художественном своеобразии и устойчивости изобразительных канонов они ищут ключ к таинствам традиционной культуры. Но вопросы их происхождения не всегда находили ответ. Не случайно ненецкие игры и игрушки привлекают возможностью прикосновения к уже утраченным культурным пластам.
У малочисленных народностей Севера, в частности ненцев, не было детских садов и школ для организованного общественного воспитания подрастающего поколения, дети вместе с родителями делили все трудности, обусловленные кочевым образом жизни. Именно через игру осуществлялось воспитание и приобщение детей к трудовым традициям семьи. Следует заметить то, что родители весьма серьезно относились к играм своих детей – обеспечивали соответствующими предметами (арканом, нартами, мехом, кусочками сукна и т.д.) для целенаправленной подготовки их к труду в соответствующих игровых ситуациях. Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения друг с другом, подражают взрослым, сознательно следуют определенным этическим правилам. Ненецкий народ испокон веков считал своей основной задачей – воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим переносить сложные условия Крайнего Севера. В этой форме традиционного воспитания, регламентированной сезонностью, особенностями быта, промыслом и климатогеографической средой проживания, ненецкий народ сумел выработать самобытные физические упражнения, национальные игры.
Ненецкие игры выступают в нескольких функциях:
1. Воспитательная – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций. Не случайно эта функция стоит на первое место, так как это одна из главных и ведущих функций, из которой вытекают все последующие.
2. Обучающая – овладение национальными видами спорта; развитие умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации; развитие навыков владения родным языком. К этой функции можно отнести следующие игры: «Ловля «оленей», «Постановка чума» и др.
3. Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств; развитие концентрации и жизненных сил, выносливости, сноровки, которые необходимы тундровику. К этой функции можно отнести игры, перечисленные выше и такие как: «Метание колец или камней», «Тыранийко» или иначе ее называют «Нямдко» .
4. Коммуникативная – установление эмоционального контакта. Здесь можно выделить игры, такие как: «Нгухукова – игра в куклы», «Парнэко» и др.
5. Развлекательная – отдых в свободное время, создание благоприятной атмосферы, азарт. Здесь можно выделить следующие игры: «Жужжалка», «Волчок» (пэсько), «Игра в палочки», «Головоломки» (хобцо, пя хобцо) и другие) Игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.


Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимых детских сказок о Малыше, Карлсоне и др.) сказала: «Игра – это желание жить». Обучая детей народным подвижным играм северян, тем самым помогаю сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохраняя уникальность народа, а также обогащаю физические навыки детей.
Северные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние
на формирование здоровья детей.
Интеграция регионального компонента в воспитании детей дошкольного возраста способствует обогащению знаний детей о традиционных промыслах северных народов, формированию навыков самоорганизации и взаимоконтроля, умению проявлять волевые и физические усилия, развитию важнейших качеств личности.
На мой взгляд, вполне можно проводить многие игры регионального компонента, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов. Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость. Подбирая их, надо учитывать время года, состояние погоды, температуры воздуха.
Все игры коренных жителей Севера связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения, формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости.
Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке. С их помощью воспитываю у детей положительное отношение к прогулке при низкой температуре и поддерживаю у детей бодрое настроение, активность. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому стараюсь стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в повседневную жизнь ребенка.Главная составляющая успеха в работе с детьми - это мотивация, а также правильно подобранные подвижные игры, атрибуты, что создают радостную, непринужденную остановку.
Образно-двигательные движения в играх вызывают живой интерес детей, способствуют развитию смекалки и сообразительности, способности к импровизации. А, кроме того, развивают силу, ловкость, координацию движений, гибкость. Дети учатся ориентироваться впространстве, приобретают навыки двигаться в заданном ритме и темпе.
В планировании игр подбираю те игры, которые вызывают у них интерес и радость (особенно дети любят игру “Хейро”). Перед тем, как познакомить детей с новой игрой предварительно знакомлю с содержанием и правилами игры. При этом объяснение сочетаю с показом движений: как правильно бегать, прыгать, метать. В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг. Постепенно каждый ребенок приучается к совместным и согласованным действиям, выполнению правил.
Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует ознакомлению с коренным
народом, обогащает духовные и социальные качества детей.
Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу.
Народные игры Севера передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества. Среди игр и развлечений взрослого населения можно выделить национальные виды соревнований, которые сопровождают праздники, связанные с хозяйственной деятельностью. Из них наиболее распространены: гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), пастушьего топора на дальность, прыжки через нарты, перетягивание палки, стрельба из лука, бег на лыжах, бросок
камня через реку. Интересны традиционные прыжки через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в другом, кто перепрыгнет больше нарт без отдыха. Для этого надо иметь очень быстрые и крепкие ноги, чтобы по целым дням бегать за оленями в тундре.
Красивое захватывающее зрелище – гонки на оленьих упряжках. Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног. Все эти виды соревнований – мужские. Дети в своих играх подражают взрослым. Игры мальчиков отражают главным образом различные моменты хозяйственной деятельности (стрельба из лука, метание аркана и т.д.) В качестве игрушек для мальчиков распространенными являются игрушечные изображения оленей, детские луки со стрелами, изготовляемые обычно из прутьев ивняка. Вырабатывая меткость, малыши упражняются в стрельбе по неподвижным и подвижным целям. Для детей часто делают маленькие нарты, в них ребята иногда запрягают собак.
Из других игр и забав можно отметить женские игры – в жмурки, колечко – аналогичные русским играм. Женщины также изредка участвуют в гонках на оленях.
Во всех состязаниях, конечно, важен результат, желание стать победителем. Здесь проявляется мастерство и умение каждого из участников, их умения и навыки, заложенные с детства. Например, начиная с 3-4-летного возраста дети коренных национальностей учатся метать маут (веревочную петлю) на оленьи рога, ухаживать за собаками.
Наиболее известны подвижные игры народов Севера, как:
игры с бегом: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени»;
игры с прыжками: «Нарты - сани», «Охота на куропаток»;
игры с метанием: «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка»;игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и евражки»;
игры на развитие мелкой моторики: «Вывко» (детская гуделка), «Меткий охотник», «КолечкВ условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания.
Проведение данных игр способствует оздоровлению детей:
правильному и своевременному развитию костного аппарата, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы;
укреплению мышц сердца, развивают его способность приспосабливаться к внезапной изменяющейся нагрузке;
правильному развитию терморегулирующих и защитных функций кожи;
укрепляют дыхательную мускулатуру;
развивают и укрепляют все группы мышц.
Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке. С их помощью педагог воспитывает у детей положительное отношение к прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение, активность. Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к тому, кто умеет бегать, прыгать, кататься на санках.
Для эффективного использования подвижных игр народов Севера в целях формирования здоровья и развития личности необходимо самим педагогам:
хорошо изучить их содержание, т.к. глубокие знания и свободное владение обширным игровым репертуаром является необходимым условием внедрения народных игр;
постоянно повышать свой уровень знаний об играх, традициях, жизни северян;
хорошо знать методику педагогического руководства играми, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей;
пробуждать у них интерес, воображение, активность; привлекать внимание детей к их содержанию, следить за точностью выполнения движений;
строго следить за физической нагрузкой, поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и доброжелательное отношение играющих;
приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
вызывать интерес детей к этим играм путем ознакомления с жизнью, культурой и бытом коренных северян с помощью экскурсий, выставок, бесед;
перед проведением игры предварительно рассказать о жизни, или каком-то определенном предмете, обычае северного народа, роли ведущего, пояснить роль других игроков;
создать в группах необходимые условия для организации народных игр с детьми.
Игры народностей Севера могут быть использованы в детских садах не только во время прогулок, но и на вечерах досуга и праздниках, а также в самостоятельной двигательной деятельности детей.
Во время прогулок с воспитанниками рекомендую проводить подвижные игры «Охота на куропаток»,  «Кто быстрее встанет», «Турухтаны», «Меткие стрелки»… 
Вечером в свободное время ребятишки предпочитают играть в спокойные игры: «Вывко», «Пэсько», «Игра в палочки»…
С детьми старшего дошкольного возраста можно также проводить вечера развлечений, праздники, связанные с началом и концом полярного лета. В них можно включать игры «Гонки на оленьих упряжках», игра-хоровод «Хейро» (солнце). В хороводе в такт слову «Хейро» дети выполняют простые ритмические движения, характер их зависит от фантазии педагога, умения детей четко, одновременно выполнять показанные им движения, можно включать и другие виды игр, упражнений в ловкости, быстроте, находчивости.
Для обобщения и систематизации знаний детей о жизни народов Ямала использую дидактические игры, универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возростает интерес к культуре северных народов.
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основными средствами такого воспитания могут стать вышеперечисленные игры, они могут включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Северные подвижные игры
“Бег по медвежьи”
Описание: Она проводилась в любое время года. В игре принимали участие только мальчики. Дистанция бега была произвольная и обговаривалась между участниками до начала игры. Перед игрой в начале и в конце дистанции проводились линии старта и финиша. Все участники располагались вдоль стартовой линии, принимая исходное положение: стоя на четвереньках. По команде судьи (голосом) начинался “бег по-медвежьи”, который выполнялся так: оттолкнувшись двумя руками, игроки подтягивали ноги к груди и приземлялись на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становился участник, “пробежавший” таким образом к финишу первым.
“Кто быстрее”
Описание: Она проводилась в любое время года. Участвовала в ней вся семья, как дети, так и взрослые. Тот, кому во время игры доставалась шейная часть позвоночника оленя, должен был тут же быстро разъединить ее позвонки ножом. Игрок, который первым замечал в руках кого-либо шейную часть, должен был быстро выбежать из чума, припрыгать на одной ноге вокруг него и вернуться обратно. Если обладатель кости не успевал ее к тому времени разделить, то ее в этом случае забирал игрок, который пропрыгал вокруг чума, а игрок, отдавший ему кость, должен был также выбежать из чума и пропрыгать вокруг него и т.д. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то из сидящих за столом не разъединял шейную часть. Он обычно и становился победителем.
“Медведь и ягодники”
Описание: В игре участвовали мальчики и, девочки. Она обычно проводилась на песчаном берегу реки. Для игры чертили на песке игровую площадку, прямоугольной формы. Ее длина была равна 15 м, ширина 7–10 м. В центре проводили линию, разделяющую площадку на две половины. На одной половине площадки сидел “медведь” – водящий, которого выбирали с помощью считалки в начале игры. Дети – “ягодники” заходили на половину “медведя” и имитировали сбор ягод (собирали камешки). “Медведь” неожиданно вскакивал и старался схватить кого-либо из игроков-“ягодников”, которые старались увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину площадки. Если ему (водящему) удавалось поймать кого-либо из игроков–“ ягодников”, то этот игрок становился “медведем”- водящим, а водящий становился ягодником. Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садился на свое место (на своей половине площадки), а игроки подходили к нему и начинали “собирать ягоды”, и игра продолжалась вновь.
“Метание диска”
Описание: В этой игре принимали участие только мальчики. Каждый из игроков изготовлял себе палку из черемухи длиной 1 м. 20 см, диаметром 2 см, а также 20 березовых дисков, изготовленных из коры этого дерева. Диаметр дисков 15 см, толщина в средней части 0,5 см и по краям 0,1–0,2 см. Палка с одного конца расщеплялась, и в этот расщеп вставлялся диск.
Игрок брал палку за нерасщепленный конец в правую (левую) руку и после небольшого замаха назад, за счет сильного захлестывающего движения руки с палкой, выбрасывал диск из расщепленного конца палки. Игроки старались перебросить диски через реку. Выигрывал тот, кому удавалось наиболее часто это сделать.
“Игра в мяч”
Описание: Играли в нее на ровных площадках возле домов, на лесных полянках в летнее время. В начале игры чертили на земле круг диаметром 20 м, затем по желанию или по договоренности между собой игроки выбирали двух водящих. Все игроки располагались внутри круга, а два водящих ходили за кругом, пряча мяч под одеждой. Мяч изготавливали из оленьей кожи и набивали тряпками. Его диаметр от 10 до 15 см.
Водящие ходили за кругом и старались неожиданным броском попасть в кого-либо из игроков в кругу. Если им удавалось это сделать, то игрок, в которого попали мячом, выходил за круг. Та пара водящих, которая быстрее выбивала всех игроков из круга, и становилась победителем.
Игра с мячом “Пуксэл”
Описание: Играли в нее только мальчики в летнее время на дороге или на поляне. Количество игроков не ограничивалось. Для игры требовался мяч, который сплетали из корней кедра, растущего на болоте (так как его корни более гибкие). Мяч обычно имел диаметр 10–15 см, и у него был небольшой хвостик (15–20 см).
Игроки метали мяч по очереди с одного и того же места (от линии или от палки, камня). Метающий брался рукой за хвостик мяча и с замаха старался бросить его вперед-вверх как можно дальше. Место падения мяча отмечалось палочкой или камешком, и каждый игрокзапоминал свою отметку. Тот, у кого мяч пролетал большее расстояние, и становился победителем.
“Прятки” “Каняхянтэх”
Описание: Она проводилась зимой на снегу. Участвовали в игре девочки и мальчики. Количество игроков не ограничивалось. Перед игрой участники проделывали под большими сугробами ходы в разных направлениях с выходами наружу и определяли недалеко от этих ходов место водящего, например у дерева, камня и т.д. По желанию или по договоренности, иногда по жребию выбирался водящий, который занимал отведенное ему место, повернувшись спиной к играющим. Все участники игры разбегались и прятались в снеговых ходах. После предупреждающего сигнала голосом водящего, что он идет искать, водящий начинал искать спрятавшихся игроков. Обнаружив кого-либо, водящий осаливал (пятнал, ляпал), и после этого оба, кратчайшим путем, используя любые снежные лабиринты и выходы, старались как можно быстрее добежать до места, где первоначально стоял водящий (дерево, камень и т.д.) и коснуться его рукой. Так игра продолжалась до тех пор, пока водящий не обнаруживал и не осаливал всех игроков. Победителями становились игроки, сумевшие опередить водящего и первыми коснуться рукой предмета, у которого он ранее стоял. Последний проигравший водящему игрок становился новым водящим, и игра продолжалась дальше. Водящему разрешалось осалить сразу несколько игроков.
В другом варианте игры выбирался водящий, который располагался спиной к снеговым ходам у дерева (камня и т.д.), остальные игроки разбегались, прячась в ходах. Водящий по сигналу одного из игроков приступал к поиску спрятавшихся игроков, которые, проявляя находчивость, хитрость и смекалку, старались незаметно для водящего приблизиться по снеговым ходам к дереву (камню), пытаясь опередить друг друга. Игрок, первым успевший коснуться дерева (камня), становился победителем. Игра заканчивалась, когда водящий находил всех игроков. Спрятавшимся игрокам разрешалось вылезать из-под снежных ходов на любом участке площадки для игры. Иногда снежные ходы и выход наружу подходили прямо к месту водящего (дереву, камню), и достаточно было протянуть руку, чтобы коснуться дерева (камня) в тот момент, когда водящий приступал к поиску спрятавшихся игроков.
“Игра с кольцами” “Кусанюх”
Описание: Играли в эту игру летом в лесу на полянках мальчики и девочки. В игре принимало участие 6–8 человек. Для игры из веток тальника толщиной примерно 1 см изготавливали 5–6 колец диаметром 15 см и палку (кол) длиной 90 см, толщиной 2–3 см, для чего использовали ветки сухостоя. Каждый игрок вбивал себе кол на расстоянии 2–3 м от линии броска. Игроки становились у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и старались по одному набросить их на колья. Тот, кто набрасывал на свой кол больше колец, становился победителем и считался самым метким и ловким игроком.
“Прыжки на одной ноге“
Описание: Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.
“Салки под снегом”
Описание: Проводилась она зимой на снегу. Играли мальчики и девочки. Количество играющих - произвольное. Перед игрой участники делали ходы под снегом в различных направлениях и с выходом на игровую площадку. Площадка была довольно произвольных размеров, ограниченная предметами, расположенными на ней (деревьями, камнями, нартами и т.д.).
По желанию или по договоренности выбирался водящий, задача которого осалить (заляпать) кого-либо из разбежавшихся по снежным ходам игроков. Игроки же, передвигались под снегом в различных направлениях, старались “убежать” от водящего, используя для этого и выходы наружу, на площадку. Игрок, которого поймал (осалил) водящий, также начинал ловить других участников. Игра прекращалась, когда были пойманы все игроки или по желанию всех играющих.
Игрокам разрешалось вылезать наружу из снежных ходов и передвигаться только в обговоренных пределах площадки.
“Метание шишек”
Описание: Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно. Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех.
“Прыжки на двух ногах“
Описание: Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч. Игрок, достигший финиша первым становился победителем. Прыгучесть, сила ног и спины, быстрота, ловкость.
“Заячьи следы“
Описание: Летом – на песке, зимой – на снегу.Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их, изменяя направление и т.д. Игра способствовала развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.

,
“Перетягивание пальцами“
Описание: Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 35-40 см., толщиной 2-3 см.Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами)Другой вариант:Веревочная петля длиной 50-70 см.Два игрока садились и упирались друг в друга прямыми ногами, ступня в ступню. Затем они брались за веревочную петлю, натягивали ее и по сигналу начинали тянуть петлю на себя, стараясь поднять соперника с пола (земли). Игрок выпустивший петлю, проигрывал, а с победителем состязался следующий игрок.
“Метание аркана на снег“
Описание: Играют в зимнее время. Каждый из игроков имеет аркан. Выбирают припорошенную снегом полянку.
Все участники встают в линию лицом к полянке и поочередно с небольшим интервалом метают свои арканы так, чтобы они, пролетев по воздуху, приземлились на снег. При этом при приземлении петля аркана должна лечь на снег в форме круга, а остальная часть аркана – в виде точной прямой линии. Для этого игроки в конце броска поддергивают свои арканы, чтобы придать петле нужную форму. Побеждает игрок, которому удается придать своему аркану наиболее идеальную форму.
“Ловля оленя“-“Ярколава“
Описание: Количество играющих не ограничивается. Для игры отбирают из стада оленя. Каждый игрок держит в руках аркан. Один из играющих удерживает оленя руками за рога, остальные игроки окружают его на расстоянии 15–20 м. Игрок, удерживающий оленя, отпускает его, и тот начинает бегать между игроками, которые стараются броском аркана поймать его. Игрок, который первым ловит оленя, уводит его в сторону, освобождает от петли и направляет его в сторону других игроков, которые также стараются заарканить его. Побеждает игрок, которому удается заарканить оленя большее количество раз.
“Метание аркана на хорей“ - “Яркыбава (Тюрм,) “Описание: Участники игры поочередно становятся боком к хорею так, чтобы ближняя к хорею нога находилась на расстоянии 50 см от него. Игроки отматывают только необходимую по длине часть аркана для метания на верхушку хорея; оставшуюся часть они прижимают к земле ближней к хорею ногой. Затем броском руки снизу через сторону они бросают аркан вверх так, чтобы тот зацепился петлей за верх хорея или охватил верх хорея. Дети коренной национальности в возрасте 6-7 лет предпочитают игры на выносливость, находчивость,
инициативу, физическую подготовку, закалку. К ним можно отнести игры с бегом на короткие и длинные дистанции, бег по кругу, разнообразные прыжки, игры с мячом, камнями, мелкими палочками, борьбу – возню.
“Тройной прыжок“ - “Санарма“
Описание: Первый игрок встает как можно ближе к линии, не наступая на нее. Ступни ног должны быть вместе, носки направлены вперед. Сгибая ноги в коленях и убирая руки назад, игрок за счет быстрого разгибания ног в коленях и одновременного маха руками вперед-вверх выпрыгивает вперед. После этого он должен приземлиться на одну ногу и, сразу оттолкнувшись ею и вынося колено другой ноги вперед, приземлиться на две ноги. Затем он, оттолкнувшись двумя ногами, прыгает последний раз, чтобы приземлиться на две ноги. После этого кто-нибудь из участников проводит линию на месте его приземления (по последней точке касания относительно места отталкивания). Затем поочередно прыгают остальные участники. Побеждает тот участник, которому удается прыгнуть дальше всех.
“Перетягивание палки“ - “Ныхыдырма“
Описание: Два участника садятся на землю (пол) напротив друг друга, упираясь ступнями ног в доску (ноги при этом должны быть прямыми в коленях), и берутся руками за палку. Хват произвольный, т. е. можно браться одной рукой хватом сверху, другой – хватом снизу и т. д. По команде судьи (им может быть любой из игроков) соперники начинают тянуть палку на себя, стараясь оторвать противника от земли (пола). Во время перетягивания можно отрывать ноги от доски, пристукивать ими по доске. Если игрок падает набок, но не выпускает палку из рук, это не считается поражением и дается еще одна попытка. Проигравший выбывает из борьбы, а с победителем садится следующий участник состязания и т. д. Побеждает тот, кому удается перетянуть всех участников состязания.
“Кто быстрее встанет“ - “Хибя мер,? “Описание: Участники игры разбираются по парам. Затем они садятся спиной друг к другу на землю, сцепляют руки в локтевых суставах, ноги вытягивают вперед. По команде каждая пара пытается встать как можно быстрее, стараясь опередить соперников. Пара, которой удается встать быстрее других, становится победительницей.
“Игра с юлой“ – “Пэсько“
Описание: В эту игру можно играть перед сном. Играют на полу или на столе. Для игры из любого дерева изготавливают диск диаметром 4–5 см, толщиной 1,5–2 см. В центре диска просверливают дырочку диаметром 5–10 мм. Кроме этого, изготавливают палочку длиной 12 см, диаметром 5–10 мм. Концы палочки заостряют. Затем палочку вставляют в центральное отверстие диска так, чтобы нижняя часть палочки была длиной 1,5–2 см, а верхняя – 10 см. Раскручивают юлу так, чтобы появилась иллюзия, что она стоит на месте, и при этом приговаривает: «Хонад! Хонад!» («Спать!Спать!»).
“Нухукова”
Описание: Туловища кукол представляет собой продолговатый кусочек сукна (высота 10-15 см.) с нашитыми на него в вертикальном положении полосками разноцветного сукна. Головой куклы служит клюв гуся (обычно у кукол-мужчин), или утки (у кукол-женщин). Одежда кукол тоже различается по полу и является полной копией мужчин и женщин ненецкой одежды. В этой игре дети отражают повседневную жизнь оленеводов, рыбаков. “Нухукова” – это любимая игра девочек. Они сами шьют одежду им. Для кукол делают игрушечные люльки, принадлежности чума. Всё это хранят в Сумочке-падко, в нём имеются цветные лоскутки сукна, кусочки меха. Учатся шить девочки с раннего возраста. Мальчики могут в этой игре играть роль мужчин.
“Прыжки через нарты“ - “Ханонимнясанарма“
Описание: Прыжки через нарты - широко распространенный вид состязаний среди народов Крайнего Севера. В России данный вид национальных физических упражнений классифицируется как вид спорта. Установлены разрядные нормативы, фиксируется рекорды. Высота спортивных нарт равняется 50см, ширина верхней части - 50см, нижней – 70см.
Прыжки через нарты ставятся на ровной площадке поперек движению, на расстоянии 50см друг от друга – в количестве 10 штук. Участник должен последовательно перепрыгивать через расставленные нарты, отталкиваясь двумя ногами, без остановки. После прыжки через последнюю нарту он прыжком поворачивается лицом к нартам и продолжается перепрыгивать в обратном направлении. Окончательный результат участника определяется по количеству перепрыгнутых нарт в лучшей попытке. Участнику не разрешается задерживаться больше 5 секунд после преодоления последней нарты и разводить ступни на ширину локтей. В момент перепрыгивания нарты колени разводятся, ступни подтягиваются, минимальное движение туловища. Такая техника прыжка экономит силы и напоминает технику бега барьериста.
“Игрушка гуделка-жужжалка“- “Вывко“
Описание: Представляет интерес у ненцев детская игрушка гуделка – “Вывко”. “Вывко”-жужжалка, это самодельная игрушка для малыша. Она представляет собой деревянную пластиночку с двумя дырками, через которые продёргивается оленья жила или нитка, можно дощечку заменить пуговицей. При скручивании и раскручивании петли, который держат растянутой двумя руками, дощечка гудит. Развивает произношение звука “Вывко” развивает энергичные движения кистей рук (вращение, разжимание).
“Борьба“ - “Тарома“
Описание: Борьба национальная, на поясах. Задача каждого борца – положить противника на лопатки или провести больше приемов или бросков. Дети борются по времени 2-3 минуты.
Победители каждой пары снова встречаются в полуфинале, а потом и за звание сильнейшего борца.
“Стрелки“-“Енерта”
Описание: Дети сами изготавливают лук. На расстоянии 15-20 метров от линии старта ставится щиток или метка. Дети договариваются между собой, сколько выстрелов будет произведено (10-15). Каждый участник стреляет из лука в цель. Побеждает самый меткий стрелок.
Соревнование в стрельбе из лука проводится и на дальность. Чья стрела дальше улетит, тот стрелок побеждает.
“Турухтаны“ - “Лорцэ”
Описание: Эта игра развивает ловкость, способность удерживать равновесие. Дети встают по парам. Руки держат за спиной, поддерживают согнутую в колене ногу. Прыгая на одной ноге, толкают друг друга плечом. Руками толкать друг друга нельзя. Тот, кто встает на землю двумя ногами, проигрывает.
“Лучший бросок“-“Саваркамова“
Описание: Эта игра совершенствует умение метать аркан на дальность. Развивает глазомер и пространственную ориентацию детей. Дети вспоминают, как правильно собирать и бросать аркан. Метать на дальность нужно правой рукой на расстояние 8-10 м, длина аркана 10-12м. Аркан кидают с разбега. Одновременно могут играть до 6 детей. Побеждает тот, кто бросит аркан дальше.
“Игра в палочки“ - “Тыранийко“
Описание: Для игры изготавливают гладкие палочки длиной 15-20 см, диаметром 1см. Количество палочек произвольное: чем больше, тем лучше. Одновременно играют 5-6 человек. Палочки лежат на ладони. Движением надо перебросить их на тыльную сторону руки. Снова подбросить палочки вверх и поймать на ладонь. Пойманные палочки можно снимать только парами. Лишние палочки переходят к следующему игроку. Победит тот, у кого окажется больше палочек
“Охота на куропаток“ - “Хоркынзь“
Описание: Игра развивает координацию движения, метание в цель. Дети, изображающие куропаток, размещаются на одной стороне площадки. Прыгают по кочкам, бегают. 3 охотника находятся на противоположной стстараются попасть мячом (шишкой) в ноги. «Подбитые куропатки» выбывают из игры. После 2-3 повторений игры выбираются новые «охотники».
Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста- научить связно и выразительно говорить. Основная цель воспитателей- помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром.
В работе с детьми педагоги ставят следующие задачи развития речи: обогащение словаря дошкольников и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи, формирование и развитие связной речи.
Дидактическая игра является игровым методом и формой обучения дошкольников. Благодаря дидактической игре дети лучше усваивают первоначальные представления об окружающей действительности, формируются навыки речевого общения, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактические игры по развитию речи с целью реализации национально-регионального компонента систематизируют и углубляют знания о родном крае, способствуют обогащению словарного запаса ненецкими словами и фразеологизмами, развитию насыщенной и связной диалогической речи, умению высказывать свои суждения.
Дидактические игры
“Животные Севера“
Задачи: Учить угадывать животное, опираясь на некоторые признаки внешнего вида. Углубить представление о характерных чертах живого объекта. Развивать память, монологическую речь, зрительное восприятие. Воспитывать силу воли.
Материал: Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны- кусочек меха или перо.
Описание: Воспитатель раздаёт участникам по одной карточке (мехом вверх). Предлагает детям потрогать, погладить кусочек меха или перо и угадать: «Кто носит эту шубку? ». После того, как ребёнок угадал название животного, карточка переворачивается. Ведущий предлагает описать характерные признаки внешнего вида.
Также можно использовать ненецкие загадки при угадывании животных.
Дидактическую игру можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.
“Отгадай-ка“
Задачи: Формировать интерес к ненецкому языку. Учить узнавать знакомые слова и соотносить их с иллюстрированным материалом. Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность. Воспитывать уважение к ненецкому народу.
Материал: Карточки с изображением предметов быта ненецкого народа, карточка с ненецкими словами и их обозначением на русском языке.
Описание: Воспитатель раздаёт участникам игры карточки с изображением предметов быта ненецкого народа. Предлагает детям рассмотреть карточки и вспомнить некоторые ненецкие слова, соотнося их с иллюстрированным материалом.
Аргиш- обоз оленьих упряжек.
Аркан- приспособление для ловли оленей.
Капор- женский головной убор из меха молодого оленя.
Малица- верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами.
Нарты- средство передвижения.
Нюк – меховое покрытие чума
Паница- верхняя женская одежда их меха молодого оленя.
Пимы- меховые сапоги.
Скребок-инструмент для выделки шкур.
Хорей- шест, которым погоняют оленей во время езды.
Чум- жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой.
Дидактическую игру можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.
“Волшебный чум“
Задачи: Продолжать формировать интерес к культуре ненецкого народа. Учить угадывать ненецкие загадки. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память. Воспитывать усидчивость.
Материал: Ненецкие загадки, спрятанные в «Волшебных чумах».
Описание: Воспитатель предлагает отгадать ненецкие загадки. Каждая отгадка спрятана в «Волшебном чуме». Если дети отгадывают и называют слово, спрятанное в «Волшебном чуме», то воспитатель интересуется, как они догадались.
На конце холма
чернеет уголёк.
(песец)
Длинноухий модник:
летом- в сером кафтане бегает,
а зимой шубку надевает.
(заяц)
Четыре девушки одним платком покрыты.
(стол)
Летом- серая,
зимой- белая.
(куропатка)
Олень от них убегает-
а они не отстают
(нарты)
Весной зелёными рождаются,
а осенью желтеют, краснеют
и на землю осыпаются.
(листья)
Цветная занавеска ночное небо закрывает,
а в тундре от неё светлее становится.
(северное сияние)
Бегут два брата вперегонки,
а обогнать друг друга
никак не могут!
(охотничьи лыжи)
С неба летит- пляшет.
Всё, что есть в тундре- прячет.
А в чум попадёт- плачет.
(снег)
Сквозь землю пролез,
русскую шапку надел.
(гриб)
Летом красным сукном одетая,
на одной ножке стоит.
(морошка)
Великан полгода спит.
(медведь)
У порога чума доброе существо рычит.
(собака)
Хоть верь, хоть не верь,
Побежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
Что это за зверь лесной
Встал как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Зайка)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грузы. (Белка)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – … краса!
А зовут ее …. (Лиса)
В наших северных лесах
Есть красавица в мехах,
Черно-серебристая
Шубонька пушистая,
Пышный хвост – ее краса,
Чернобурая … (Лиса)
Кто зимою в белой шубке,
Летом – в серой бегать любит?
Всеми признанный трусишка,
Но любимчик наш - … (Зайчишка)
По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается –
От врагов спасается. (Олень)
Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты,
Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвёт.
/Северный олень/ Осторожный, чуткий, смелый,
Зимой ходит в шубе белой,
Шубкою гордиться –
Младший брат лисицы.
/Песец/ Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
/Заяц/
Серовато, зубовато –
По тундре рыщет,
Оленей ищет.Лежит у порога меховое кольцо-
Чужого в дом не пустит. (Собака).
Ме-не-меТуча – не – туча-
То по тундре кочует. То на одном месте кружит. (Оленье стадо).
Олень от них убегает,
А они не отстают. (Нарты).
Сверху кожа, снизу нету,
В середине пусто.
Деревянная подружка
Пляшет на его макушке.
Бьют его, а он гремит. (бубен)
Лежат на кочках –
Янтаря кусочки,
В рот отправишь –
Они сладко тают (морошка)
Дидактическая игра рекомендуется детей среднего и старшего возраста. Можно использовать в развлечении, на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности.
“ Кому что нужно? “
Задачи: Продолжать формировать интерес к культуре ненецкого народа.Развивать мыслительные процессы и закреплять знания о профессиях. Учить угадывать ненецкие загадки. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Материал: Орудия трудаохотника, рыбака, оленевода.
Описание: Дети подбирают предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу.
“Для чего нужны предметы? “
Задачи:Закреплять знания детей о предметах быта, орудиях труда.Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Материал: предметы быта, орудия труда ненцев, манси.
Описание: Вместе с детьми уточняем, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним.
“Что не нарисовал художник? “
Задачи:Закреплять знания детей о диких животных Севера.Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Материал: На картинках изображены дикие животные у которых нет хвоста (лапы, морда, уха). Описание: Дети должны определить, что не нарисовал художник, и сказать. Например: «Художник не нарисовал волчий хвост (лисьи уши, оленьи рога, заячью лапу).
“Фотографии коренных жителей тундры“
Задачи:Закреплять знания детей о животном и растительном мире Севера.Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Материал: На столе разложены картинки: с изображением пейзажей тундры, лиственного леса, ледовой пустыни, животных (северного оленя, волка, полярной совы, ежа, бурого медведя, белки).Описание: Фотографии сделанные в тундре перепутались по дороге с другими фотографиями. Помогите отобрать, ребята, те фотографии, которые сделаны коренными жителями тундры, подобрав фотографии, дети рассказывают о погоде, о животном и растительном мире тундры.
“Угадай“
Задачи:Закреплять знания детей о животном мире Севера.Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост.Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к описанию песца: осторожный, пушистый мех, добывает рыбу, питается травами и ягодами, разоряет птичьи гнёзда, пушистый хвост, копыта, ветвистые рога, серебристо-голубая шубка, неуклюжий.“Назовите лишнюю картинку“
Задачи:Закреплять знания детей о животном мире Севера.Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Назовите животное, которое не живет в тундре.
“Что растет на Севере? “
Задачи:Закреплять знания детей о северных ягодах.Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Если ягоду называю северную, вы говорите «Ам», если другую - закрываете рот ладошкой.(ягоды, растущие на Севере:морошка, брусника, голубика, черника, смородина, клюква, княженика).
“Что за зверь? “
Задачи:Закреплять знания детей о видовых признаков животных Севера.Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Считалкой выбирается водящий, который загадываетзверя. Водящий встает перед детьми и показывает движениями основные признаки задуманного животного, сопровождая показ словами: «Есть у меня зверь вот такой!» - показывает руками, какой величины зверь. «Когти у него вот такие!» показывает размер когтей. «Рога у него вот такие» -показывает размер и форму рогов и т.д.В процессе игры учащийся должен сам выбирать основные признаки и сочинять нужные слова для показа. Ведущий не может специально путать отгадывающих; он должен достоверно показывать основные признаки животного; при показе нельзя делать долгих пауз или подсказывать; отгадывающие не кричат с места, поднимают руку, чтобы водящий их спросил; водящим становится тот, кто первым отгадал животное. Побеждал тот, кто чаще становился водящим.
“Биологическая цепочка “
Задачи: Активизировать процесс изучения природоведческих знаний, развитие умения быстро ориентироваться в ответах. Закреплять знания детей о северных ягодах.Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Учащиеся вместе с воспитателем садятся по кругу. Воспитатель начинает игру, называя животное (растение) из любого видового или растительного сообщества Севера. Сидящий рядом с ним играющий называет следующее животное (растение), начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Затем продолжают по очереди остальные дети. Главное условие игры - называть только тех животных и растений, которые водятся и произрастают в наших краях.
“Биологические жмурки “
Задачи: Активизировать знания учащихся о видовом разнообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений Ямала. Закреплять знания детей о северных ягодах. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: На столе воспитателя в коробке лежат 10 - 15 листьев и 10-15 плодов различных растений Ямала. Для игры необходимо подбирать растения с ярко выраженными признаками, определяемыми на ощупь крылатки клена и ясеня, ягоды рябины; яблочки дикой яблони, колючие плоды лопуха, ягоды шикши, парные иголки сосны обыкновенной, мягкие иголки лиственницы, одиночные иголки ели, сережки березы, крупные листья тополя, сложные листья рябины и т.д.).Играющему завязывают глаза, он вытаскивает из коробки предмет, на ощупь определяя название части растения и само растение, которому принадлежит данная часть. Каждый правильный ответ оценивается фишками. Кто набрал большее количество фишек за самое короткое время, тот побеждает.
“ Что было бы, если из леса исчезли… “
Задачи:Закреплять знания детей о растительном и животном мире Ямала, о их взаимосвязи. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
“ Какого растения не стало? “
Задачи:Закреплять знания детей о растительном мире Ямала. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
“ Где что зреет? “
Задачи:Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Закреплять знания детей о растительном мире Ямала. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: На фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (кедра), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья лиственницы, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
“ Угадай, что в руке? “
Задачи:Закреплять знания детей о растительном мире Ямала. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи даров Севера. Затем показывает один из них. Дети, которые определили у себя такой же предмет, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
“ Где снежинки ? “
Задачи:Закреплять знания детей о состоянии воды в разные сезоны. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
“ Земля, вода, огонь, воздух “
Задачи:Закреплять знания детей о разнообразии растительного и животного мира Ямала. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде на Ямале; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
“ Я знаю… “
Задачи:Закреплять знания детей о разнообразии растительного и животного мира Ямала. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы Ямала (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.Аналогично называются другие классы объектов природы.
“ Цепочка“
Задачи:Закреплять знания детей о разнообразии растительного и животного мира Ямала. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы Севера. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.“ Кто где живёт“
Задачи:Закреплять знания детей о разнообразии растительного и животного мира Ямала. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: У воспитателя картинки с изображением животных Ямала, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
“ Летает, плавает, бегает“
Задачи:Закреплять знания детей о разнообразии растительного и животного мира Ямала. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы Севера. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «кедровка» - изображают полёт птицы.“ Береги природу“
Задачи:Закреплять знания детей о взаимосвязи человека с природой Ямала. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей Севера, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
“ С чем нельзя в лес ходить?“
Задачи:Уточнить и закрепить правила поведения в лесу.Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память.
Описание: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
Заключение
Велико значение игр в воспитании ненецких детей.
Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.
Народные игры являются элементом национально – регионального компонента, используются в учебно-воспитательной работе в школах Ненецкого Автономного округа. Бесспорно, что использование таких методов в народной педагогике, как: передача народной мудрости через сказки, песни, поговорки, пословицы, меткое сравнение, образное выражение несет в себе наблюдательность, прививают умение делать собственные выводы. Но именно через игру ребенок стремится к самостоятельному труду, к лучшим национальным традициям: любви к природе, бережному к ней отношению, воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству.
Список используемой литературы
 1.Фёдорова Л. В. « Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.
2. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М. : ТЦ Сфера, 2008 г.
3. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
4. Северные родники / Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
5. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г. А., Васильева В. И. Издательство «Малыш», 1991.
6. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р. Н. и Пеньковская Л. А.. М., «Просвещение», 1976.
7. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А. В. Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
8. Шесталов Ю., Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
9. Ямал – наш дом, один на всех. «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
10. Аромштам М., Чему нам учиться у ненецких детей, или этнопедагогика для взрослых. «Дошкольное образование», №20, октябрь, 2002 года.
11. Борко Т. И., Галкин В. Т. Культура народов Ямала.
12. Богун П. Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района. Учебное пособие. Салехард 1993.
ПриложенияП








Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
НЕНЕЦКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Предисловие
Растить детей здоровыми, жизнерадостными – задача очень важная, ответственная.
Актуальность физического воспитания детей – неоспорима. Непосредственно образовательную деятельность по физической культуре я строю в соответствии с возрастом, доступности и целесообразности.
Игра сопровождает человека всю жизнь. И у каждого народа есть свои традиционные игры. Для коренных жителей Ямала физические занятия являются частью их духовной культурой.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радости. В народных играх народностей Севера отражается образ жизни людей, их быт, труд, обычаи.
Игры народов Севера воспитывают в детях выдержку, ловкость, быстроту, меткость, любовь к своей родине.
Разработанные мной игры можно использовать как в помещении детского сада, так и в естественных условиях (во дворе детского сада) .В пособии разработки занятий по физической культуре для детей раннего возраста.
«Перетяни»
Цель: развивать детей физически (укреплять мышцы, воспитывать выносливость, ловкость, упорство. Учить радоваться успехам.
Оборудование: 6 пластмассовых гимнастических палок (длина 37 см., 6 опорных досок (длина 45 см., ширина 20 см., свисток. Ход игры:
Детки, вы повзрослели, подросли. Стали ловкими, сильными.
Сегодня мы будем состязаться в своей силе.
Нужно сесть напротив друг друга. Доску опорную кладём между ступнями ног. Затем берём палку обеими руками, оба игрока и по моему сигналу (звучит свисток) начинаем перетягивание, каждый в свою сторону. Палку нужно тянуть на себя изо всех сил. Победит тот игрок, который перетянет в свою сторону.
Мы весёлые ребята
Мы из группы « Почемучки!!!»
Любим прыгать и играть
Любим силу испытать
Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Ручей»
Цель: учить детей умению перепрыгивать, отталкиваясь двумя ногами. Воспитывать ловкость, смелость.
Оборудование: условное обозначение – «изображение ручейков» (ширина 25 см., длина 85 см.)
Ход игры:
Приглашаю я вас в лес,
Туда, где ёлки до небес,
Вот ручей впереди,
Его надо перейти
Чуть присесть и оттолкнуться
Ловко прыгнуть чуть вперёд!
Ручей глубокий, постарайтесь не замочить ножки.
Надо прыгать так … (показ прыжка воспитателем)
Прыгать будем мы смелее
Раз – два, раз – два
Позади уже вода
(Прыжки повторяются 3 – 4 раза)
Погуляли мы в лесу,
Повидали мы красу.
А теперь пора прощаться
В детский сад нам возвращаться.
«Через нарты»
Цель: обучать детей технике прыжков через препятствие. Развивать ловкость, настойчивость, умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: аконит (высота 18 см., длина 38 см., на котором изображены нарты. Нарты расставлены на расстоянии 70 см.
Ход игры:
Сегодня мы с вами будем играть в ненецкую игру «Нарты». Перед вами стоят нарты в ряд, нужно чуть присесть и сделать прыжок вперёд, стараться не задеть нарты.
Тундра вся известна нартам,
Тропы все известны им.
След свой быстро оставляя
Уезжают в даль они.
Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Умение арканить»
Цель: учить детей метать аркан на дальность. Развивать глазомер, ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: аркан (три верёвки по 3 м., подставки 2 шт., пластиковые палки. Ход игры:
Сегодня мы с вами будем учиться арканить, будем его собирать и бросать в цель. Научимся арканить, затем, на следующем занятии будем учиться ловить арканом оленя.
Посмотрите как я собираю аркан (воспитатель наматывает большими петлями верёвку на руку).
Сейчас я подойду к извилистой дорожке, брошу аркан в цель на палку!
Попала!
Аркан метать нужно правой рукой.
Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Поймай оленя»
Цель: учить метанию аркана на оленя, совершенствовать пространственную ориентацию, формировать положительные эмоции при попадании в цель.
Оборудование: аркан (три верёвки по 3 м., игрушка мягкая «Олень»Ход игры:
На расстоянии 1, 5 – 2 м. лежит олень.
Вот пятнистый оленёнок
По лесу гуляет,
Он совсем ещё ребёнок –
Ничего не знает.
Он заблудился в тундре, наша с вами задача, поймать его и отвести в стадо. Для этого нужно накинуть аркан на рога оленя. Сначала соберём петли аркана, встанем у дорожки и с силой бросим аркан на рога оленя.
Крепко аркан мы сжимаем
С силой вдаль его бросаем.
Игра повторяется 2 – 3 раза
«Кочки»
Цель: закреплять технику перешагивания, воспитывать ловкость, совершенствовать координацию движений, развивать глазомер.
Оборудование: в помещении используем аконит круглой формы (пенёчки, в естественных городских условиях для этой игры настоящие пеньки на участке детского сада. Ход игры:
Сегодня мы с вами пойдём в гости к мишке. Мишка живёт далеко в лесу. Чтобы добраться до мишутки надо преодолеть множество препятствий. Вот одно из них: «перешагивание через кочки».
Смотрите, как нужно перешагивать: руки на пояс, поднимаем высоко ногу и перешагиваем, стараясь не задеть «пенёчек».
А вот детки идут,
Весело шагают
Высоко, высоко ногу поднимают.
Спинку ровно,
Выше ножки
Мы шагаем по дорожке.
В гости мишке мы пойдём,
Через кочки перейдём.
Игра повторяется 3 – 4 раза.