Бинарный урок Люди сильны друг другом, 6 класс


Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о дружбе как межличностном отношении;
Показать учащимся систему отношений с окружающими людьми;
Научить определять для себя значимые личностные ценности;
Воспитать у подростка стремление к чистой, нравственной, созидательной дружбе.
Задачи урока:
Помочь учащимся усвоить понятия и на примерах закрепить полученные знания;
Учащиеся должны знать:
Юношескую дружбу определяет мотив взаимопомощи и верности;
Подлинной основой дружбы является равенство;
Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга.
Учащиеся должны понимать, что такое:
Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих
(слова записаны на доске).





Ход урока
I. Организационный момент. Целевая установка учащихся.
II. Изучение нового материала.
План:
Дружба как межличностные отношения.
Юношеский идеал дружбы.
Несовместимость дружбы и эгоизма.
Предшествующая подготовительная работа:
За неделю до урока учащиеся должны ответить на вопросы анкеты (приложение), используя начала предложения:
«Друг-это, тот кто»
«Друг и приятель- не совсем одно и то же, так как »
2. Ребята должны найти высказывания о дружбе, пословицы и поговорки.
3. Ученики заранее знакомятся с рассказом писателя В. Россина «Двойной праздник» для написания мини-сочинения о дружбе.

Организационный момент. Проверяем готовность к уроку.
-Упражнение «Мы все разные».
- Кто любит мороженое?
- Кто знает, что такое гидрокарбонат натрия?
- Кто любит кошек?
- Кто любит собак?
- Кто хочет, чтобы суббота был выходной?
- Кто любит математику?
- Кто хочет, чтобы летние каникулы сократили на месяц?
- Кто хочет иметь настоящего друга?
- Мы все такие разные, но у нас много общего. Встаньте спиной друг к другу , закройте глаза и настройтесь на дыхание соседа.
Кто в дружбу верит горячо.
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
- А теперь улыбнитесь друг другу. И мы продолжаем работать.
Ребята, как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке? (ответы детей)
(определение темы и целей урока):

Тема сегодняшнего урока звучит так: «Люди сильны друг другом»
- Актуальна ли тема урока?
- Где в повседневной жизни данные знания вам пригодятся, а может не пригодятся?
- Какие цели перед нами сегодня могут быть поставлены?
Цитата урока: Народная мудрость гласит: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой».
Беседа:
- Какие общечеловеческие ценности вы знаете?
(СЕМЬЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, МАМА, МИР, ЗНАНИЯ, ДОБРО, ДРУЖБА, СЧАСТЬЕ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА, СОВЕСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ДОМ)
- Какое место в системе общечеловеческих ценностей вы бы отдали дружбе?
Вывод: Дружба – отношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Для настоящих друзей не существует ограничений в возрасте, не важны национальность, расстояния, материальное благосостояние. Найти друга – большое счастье для человека. Искренняя дружба обязывает человека быть верным, честным, порядочным в мыслях, словах и делах.
- Как вы думаете, почему люди веками спорят о дружбе?
- Всегда ли понятие «дружба» имело одинаковый смысл?
ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ (раздаточный материал «Дружба в разные временные периоды»)
- вывод по тексту.

Рассказ «Мальчик – Огонек».
Жил на свете маленький горячий огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят. Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, - сказала Фея, - тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет. И не будет тогда ни мальчика, ни Огонька. Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил. Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, реке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет один из его друзей, уже голова его едва видна над водой. А поблизости никого нет. Что делать? Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не буде тогда ни мальчика, ни Огонька». Вспомнил и бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас. Остались на песке только черные угольки. Начал и мальчишка корить себя за то, что не уберег друга, глядя на эти черные угольки. И слезы катились по его щекам. Все это с неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучики в один сильный, живой горячий луч, направило на угольки и снова превратило их в мальчика- огонька, у которого было большое любящее сердце.
Вопросы:
Можно ли назвать мальчика – огонька верным другом? Как вы это определили?
А бывают ли ложные друзья? Как их распознать?
Известно, что с таким понятием, как «друг» существует ещё понятие «приятель», чем они отличаются?
Приятель – это человек, с которым вы просто учитесь в одном классе, занимаетесь в кружке, здороваетесь во дворе, это человек, с которым вы время от времени обсуждаете какие-либо события.

Огромный яркий мир окружает человека: деревья, звезды, люди, предметы их труда. Этот мир кормит человека и украшает его жизнь. В нем люди создают себе удобства и ищут знаний. Многообразен и внутренний мир человека: его порывы, грезы, мысли, нравственные способности.
Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что человек - существо общественное. Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая. Разговаривал сам с собой, читал Библию.
Каждый человек - часть какого-то коллектива: он - подданный своей страны, он имеет одноклассников, он - член семьи, он, как правило, имеет компанию. И у компании есть масса средств воздействия на ее членов. Каждый подросток попадает в поток интересов своих друзей и компании. Недаром говорится: "С кем поведешься, от того и наберешься».
Животное, выросло ли оно в лесу, или в знойной пусты не, или в доме у людей, все равно остается животным. Иное дело человек Он зависит от влияния друзей и среды. Если человек с детства видит жестокость, насилие, унижение человека и подвергается насилию и унижению сам, то он начинает считать это нормой жизни. Он становится черствым и толстокожим к добру и нежности. Бывает, что человек попадает в окружение дурных людей, и, если у него нет силы воли, достаточно мужества, чтобы вырваться оттуда, он может погибнуть.
Есть пословицы: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

ДИСКУССИЯ «Возможна ли дружба в современном мире?» (с опорой на домашнее задание)
- А как вы думаете, для современного общества понятие «настоящий друг» актуально? Возможна ли дружба в современном мире?
Вопросы для дискуссии:
- возможна ли дружба в нашем современном мире, в котором господствует практицизм и каждый старается только для себя?
- можно ли вообще говорить об истинных, «настоящих» друзьях?
- Каким отношениям можно присвоить статус дружбы?
ВЫВОД: Дружба запрограммирована на радость, потому что она основана на свободе. Дружба - это неожиданный дар. Дружба ранима, вот почему так много людей разочаровывается в ней. Они не хотят принимать правила ее игры. Ошибаются и те, кто утверждает, что дружба, существовавшая в далеком прошлом, исчезла в современном мире. Нет никаких оснований думать, что в будущем она исчезнет. Просто у дружбы такая идеальная модель, которой обязательно нужно следовать. И в зависимости от того, насколько мы будем следовать этой модели, мир будет наполняться для нас друзьями, которые всегда будут дарить нам радость.



Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг спас его. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Ребята, запомните эту истину, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Какие человеческие пороки несовместимы с дружбой?
Дружба, как и любая другая форма человеческих отношений, имеет определенный набор правил, которых должен придерживаться человек, если он считает себя другом. Естественно, эти правила не являются юридическими. Они не записаны в законах, а добровольно поддерживаются людьми, которые дружат. Именно потому, что правила дружбы нигде не записаны, людям бывает трудно найти настоящего друга.
Задание. «Наш класс дружный»
Инструкция: Упражнение проводится в кругу. Ведущий дает ученикам заранее подготовленный плакат, на котором написано «Наш дружный класс», каждый из учеников наклеивает на плакат звезду, на которой написано его имя. При этом он говорит фразу словами «Мне приятно тебе сказать мой класс, что », продолжает предложение. Затем этот участник передает плакат другому и так далее, пока добрые слова о классе не скажут все ученики.
(Звучит песня «Дружба крепкая» М. Пляцковского.
в это время ученики наклеивают звезды на плакат)

«Как научиться дружить?» - этот вопрос часто задают себе каждый из вас (выдержки из сочинений детей)

Вывод: Дружба - отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, взаимопонимание, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.

Домашнее задание: Работая в парах, составить кодекс дружбы, для этого можете использовать пословицы, поговорки, афоризмы.


ПРИЛОЖЕНИЕ
ДРУЖБА В ДРЕВНЕМ ОБЩЕСТВЕ
Первобытное общество не знает различия «личных» и «общественных» связей. При родовом строе понятия «дружба» и «кровное родство» были близки по сути. Другом мог считаться только «свой», а «чужак» воспринимался как потенциальный враг.
Разложение общинно-родовых связей, ослабление уз родства вело к появлению дружбы, основанной на свободном выборе и личной склонности. По словам Сократа, «без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности» (Сократ. Пир, VIII,13).


ДРУЖБА ПО АРИСТОТЕЛЮ
Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Друг – наша «второе Я». Ближе друга у человека никого нет. Поэтому, считает Аристотель, количество друзей имеет пределы. «Близкая дружба – это дружба с немногими», «При товарищеской дружбе не бывает большого числа друзей, да и в гимнах говорится о парах». (Там же. С.263.)

ДРУЖБА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В Средние века христианская мораль допускала понимание отношений между людьми, близкое к античному идеалу дружбы. Христианская формулировка «любви к ближнему» внешне напоминает принцип Аристотеля «относиться к другому как самому себе», видеть в нем «другого себя». Сильная эмоциональная привязанность к какому-либо отдельному человеку с точки зрения Средневековья даже опасна, так как отвлекает от Бога или соперничает с ним (Августин Блаженный, IV-V). Средневековый канон дружбы носил откровенно сословный характер. Это проявлялось и в выборе друзей из своего социального круга, и в этике дружеского общения и т.п.

ДРУЖБА В НОВОЕ ВРЕМЯ
Гуманисты возродили и усилили античный культ дружбы, сделав ее символом «подлинно человеческих» отношений. Французский философ Гольбах считает дружбу подлинным благом, которое следует предпочитать всем другим благам и преимуществам. Господствующей темой рыцарской дружбы была верность. У гуманистов дружба чаще всего ассоциируется с совместной радостью и весельем.
Для романтиков XIX в. дружба – это прежде всего страстное чувство, не знающее границ и меры. Романтики, ставящие горячее, живое чувство выше трезвого, благонамеренного разума, видят в дружбе не добродетель, а непосредственное жизненное переживание, воплощением которого является не зрелый муж, а пылкий юноша.
Анкета
Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?
Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?
Какие проступки ты смог бы простить другу?
Чего не смог бы простить ему?
Всегда ли ты говоришь другу правду?
Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот не прав?
Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?
На чем строится дружба твоих родителей и их друзей?
Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от
недостатков?

























13PAGE 15


БЕСЦЕННЫЙ ДРУЖЕСКИЙ СОЮЗ



15