Исследование системы жизненных смыслов и особенностей образа мира у девиантных подростков

Исследование системы жизненных смыслов и особенностей образа мира у девиантных подростков
Мирошниченко Марина Валерьевна
Данная статья посвящена исследованию степени значимости основных категорий системы жизненных смыслов, как составляющей образа мира у девиантных подростков. Обсуждается такая проблема, как выявление особенностей образа мира у девиантных подростков, посредством определения его валентности. Что позволит поднять процесс психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, на более высокий уровень за счет использования научно-обоснованных методов психологической диагностики и коррекции личности.
Ключевые слова: система жизненных смыслов, процесс социализации, особенности образа мира, валентность, девиантные подростки.

На всех этапах становления общества, человек стремился к пониманию мира, в котором он живет. Познание мира, по сути, является познанием отношения человека к происходящему, с позиции соотнесения его смысла жизни, потребностей, целей, интересов. Осмысление своего места в жизни, является одной из основных потребностей, для удовлетворения которой необходимо создание единой картины мира, как основополагающей составляющей мировоззрения.
Широкое теоретико-практическое изучение различных аспектов проблемы образа мира в психологии, начинается в середине XX века. К проблеме его изучения обращаются практически все видные ученые- психологи (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, В.В. Петухов, Ф.Е. Василюк, В.Ф. Петренко, Г.А. Берулава, Е.Ю. Артемьева, А.П. Стеценко и др.). Образ мира представляет собой личностно обусловленное, интегратив- ное отношение субъекта к окружающему миру, этот образ активен и избирателен, т.е. динамичен, служит основой жизнедеятельности человека [1,3,4,7,9,10,13].
Важным аспектом является изучение этапа личностного развития, на котором формируется стремление к означиванию смыслов и ценностей, определения их валентности. Таким этапом психологического становления личности, является подростковый период. Подростки стремятся обособиться от взрослых, показать свою взрослость, самостоятельность – происходит процесс суверенизации [8]. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуально–познавательная, мотивационно-потребностная сферы, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей, проявляется способность подростка к рефлексии, что в дальнейшем влияет на весь процесс жизнетворчества личности. Свои намерения и действия, подросток выстраивает по отношению к некоему идеалу, который становиться своеобразным мерилом отношения к действительности. Таким образом, все многообразие мира, оценивается, как соответствие или несоответствие идеалу [11]. Нарушение основных механизмов социализации, ведет к неправильному представлению о себе, своем «Я – образе», образе мира и как следствие, соотнесении себя с негативными эталонами поведения, т.е. проявляется в девиантном поведении. [5, 12].
В тоже время практически отсутствуют работы, посвященные изучению особенностей образа мира у девиантных подростков. На наш взгляд, заслуживает особого внимания изучение такого качества образа мира, как валентность. По сути, валентность выполняет функцию означивания тех или иных объектов действительности, определяет их истинное место и роль в жизнедеятельности личности. «Информация поступающая из окружающего мира, проходит оценку на соответствие смыслам и ценностям человека, что дает возможность говорить о валентности этой информации» [2, С.71–72]. По сути, являясь в функциональном плане, характеристикой образа мира, которая предшествует деятельности, выступая ее активным началом, т.е. инициируя и направляя ее. Недостаточная разработанность указанного вопроса и определила выбор темы исследования.
В связи с этим целью настоящей работы являлось исследование системы жизненных смыслов и особенностей образа мира у девиантных подростков.
Задачи исследования
1. Определить степень значимости основных категорий системы жизненных смыслов у девиантных подростков.
2. Проанализировать и определить особенности образа мира у девиантных подростков на основании полученного эмпирического материала.
Описание выборки испытуемых
В качестве объекта исследования выступили несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные, находящиеся в следственном изоляторе № 1, г. Ростов-на-Дону. Всего в исследовании приняло участие 72 подростка в возрасте от 14 до 16 лет, из них: 60 – мужского пола, 12 – женского пола.
Методики исследования
1. «Методика исследования системы жизненных смыслов» – В.Ю. Котляков. Методика использовалась для определения ранговых значений таких категорий системы жизненных смыслов, как: альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, самореализации, статусные, коммуникативные, семейные, когнитивные [6].
2. Тест «Образ мира». На основании особенностей изображения рисунков, позволяет выделить пять основных видов: «планетарная» картина мира – изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира, в виде общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе; «пейзажная» - в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчетам – желаемая картина своего окружения; «непосредственное окружение», обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная – «то, что приходит на ум» (неожиданные образы, горящая свеча, лампа, идущие от ощущений человека); «опосредованная или метафорическая картина мира» - передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа; «абстрактная, схематическая» - отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа [15]. Материал: бумага – формат А4, цветные карандаши – 18 цветов.
Полученные результаты
1. В результате ранжирования данных исследования категорий системы жизненных смыслов во всей группе испытуемых, получены следующие данные (категории расположены по степени убывания значимости): семейные; экзистенциальные; коммуникативные; статусные; альтруистические; когнитивные; гедонистические; самореализации.
Проведя корреляционный анализ данных (по Спирмену) была выявлена только одна положительная значимая взаимосвязь, между такими категориями системы жизненны смыслов, как «экзистенциальные – гедонистические» (r=0,24; p<0,05). И отрицательная значимая взаимосвязь между такими категориями жизненных смыслов, как: «альтруистические – самореализации» (r= - 0,32; p<0,01), «альтруистические – статусные» (r= - 0,27; p<0,05), «экзистенциальные – статусные» (r= - 0,27; p<0,05), «экзистенциальные – семейные» (r= - 0,36; p<0,01), «гедонистические – семейные» (r= - 0,56; p<0,01), «статусные – коммуникативные» (r= - 0,35; p<0,01), «статусные – когнитивные» (r= - 0,26; p<0,05).
2. Анализ рисунков по тесту «Образ мира», выявил следующие результаты: «планетарная» картина мира – изображена в 7 рисунках; «пейзажная» - в 47 рисунках; «непосредственное окружение» - в 4 рисунках; «опосредованная или метафорическая картина мира» - в 10 рисунках; «абстрактная, схематическая» - в 4 рисунках.
Обсуждение результатов
1. Результаты, полученные при проведении методики исследования системы жизненных смыслов свидетельствуют о том, что для девиантных подростков такие жизненные смыслы, как экзистенциальный и гедонистический – практически равнозначны, и тождественны по смыслу. Статус, в их понимании, исключает альтруистичность, коммуникативность, когнитивный и экзистенциальный жизненный смысл. Самореализация практически полностью исключает альтруизм, а экзистенциальный жизненный смысл и семейный, являются взаимоисключающими даже у испытуемых женского пола. Такое мировоззрение, конструирование системы ценностей, в целом, довольно точно характеризует нарушение процесса социализации, и как следствие проявление девиантного поведения.
2. Разделив согласно интерпретации теста «Образ мира» рисунки на пять групп, выявлены следующие особенности в их исполнении:
а) планетарная картина мира – изображение земного шара не является однозначным. Во-первых, при правильности в цветовом решении рисунка, наблюдается как «одушевление» изображения (земной шар – лицо с большими глазами и зубами; ощетинившийся как ёж), так и метафоричность – земной шар, разделенный на «добро – зло», «рай – ад». Во-вторых, при правильности смыслового изображения – использование в рисунке карандаша одного цвета (синий, коричневый, черный);
б) пейзажная – большинство рисунков изображены одним цветом (коричневый, синий, черный – по самоотчетам испытуемых, не характеризует желаемое окружение и несет негативную смысловую окраску), либо 2 – 3 цвета. А так же включают в себя абстрактные образы (как элемент «пейзажного» рисунка);
в) непосредственное окружение – при использовании широкой цветовой гаммы, содержат негативный смысл изображения (различные изображения учреждений закрытого типа, сцены распития алкогольных напитков);
г) опосредованная или метафорическая картина мира – практически все рисунки отображают асоциальные стремления и убеждения испытуемых (например: «герб» страны «Конопля», милицейские погони – «в этом мире одни убегают, другие догоняют» и т.д.). Так же присутствуют рисунки одного цвета (черный);
д) абстрактная, схематическая картина мира – испытуемые использовали какой-либо один цвет (красный, черный), либо их сочетание.
Выводы
На основании вышеизложенных результатов, мы приходим к выводу, что иерархия системы жизненных смыслов у девиантных подростков обуславливает их асоциальное поведение. Валентность образа мира у девиантных подростков может определяться как на основании смыслового содержания рисунков (явный антисоциальный смысл), так и используемой цветовой гамы (одноцветность рисунка, доминирование таких цветов, как черный или коричневый). Осмысление психологических проблем девиантных подростков, требует более углубленного научного изучения, проведения исследований по отработке методик психодиагностического изучения личности. Таким образом, главная задача – поднять процесс психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков на более высокий уровень за счет использования научно-обоснованных методов психологической диагностики и коррекции личности.
Литература:
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под. ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. – 350 с.
Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. – 360 с.
Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: Уч. Пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.- 192 с.
Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии 1993, № 5 С. 5 – 19
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненны смыслов //Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып. 2 – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 18 – 21
Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т2, С. 251 – 262
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М: Издательский центр Academia, 2006. – 608 с.
Петренко В.Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа / Восприятие и Деятельность. Под ред. А.Н. Леонтьева. МГУ, 1976, С.268 – 270
Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. психология, 1984, №4, С. 13 – 20
Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии № 1, 1996. С. 20 – 33
Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 440 с.
Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1981, № 2 С. 15 – 29
Стеценко А.П. Понятие «Образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1987, № 3 С. 26 – 37
Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – С. 537 – 538


15