Формирование учебной мотивации и развитие сферы личностных смыслов обучающихся на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС начального и общего образования.


«Практика проведения уроков английского языка»
Формирование учебной мотивации и развитие сферы личностных смыслов обучающихся на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС начального и общего образования.
 
учитель английского языка ГБОУ Школа 2070 г.Москва
Ходкевич Татьяна Юрьевна
Научный консультант : Максимова Н.В., д. филол.наук, профессор НИПК и ПРО г. Новосибирск
В настоящее время одна из задач учителя иностранного языка - добиться того, чтобы интерес к предмету был постоянным и устойчивым. Ведь, как известно, там где интерес, там и успех.
Процесс обучения, понимаемый нами как процесс достижения личностного знания и личностных смыслов, направленных на развитие субъекта, предполагает реализацию различных механизмов смыслопоиска и воздействия на смысловую сферу учащихся.
Смыслопоисковая деятельность заключается в способности ученика интерпретировать знания, полученные в процессе учебной деятельности, поэтому задача учителя состоит не в том, чтобы добиться от учащихся создания какого-то одного единственно правильного смысла, а в том, чтобы вовлечь их в процесс рефлексии, поиска личностных смыслов.
Реализация смыслов учащимися в процессе обучения не может быть привнесена извне, а является результатом экзистенциальных усилий каждого учащегося, поэтому смыслообразование не может быть внеличностным, механически привнесенным видом деятельности.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить возможные пути формирования смыслопоисковой деятельности учащихся через создание в учебной деятельности условий, сущность и содержание которых способствовали бы созиданию учащимися смысла выработки ими собственной позиции в учебной деятельности.
Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т.е. мотивы учения.
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.
Формирование мотивов - это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Особое значение приобретает поиск путей и способов поддержания мотивации изучения иностранного языка на высоком уровне в течении всего периода обучения и способов для достижения хорошей мотивации, конечно же, много, но я расскажу о некоторых.
Я полагаю, что начиная обучение иностранному языку еще в начальной школе, необходимо исследовать уровень мотивации обучающихся и использовать полученные данные в своей работе с детьми. Так, совместно с психологом, было проведено анкетирование учеников вторых классов, подгрупп, которые обучаются у меня. Были выявлены следующие результаты:
Анализируя результаты диагностики стоит отметить ,что уровень мотивации учеников 2 классов к уроку английского языка находится на хорошем уровне. В каждом классе есть дети , у которых уровень мотивации низкий, но это единичные случаи. На данных учеников следует обратить особое внимание и работать с ними, обращая внимание на их индивидуальные потребности при обучении и на способы повышения их уровня мотивации с низкого на более высокий. Из всех трех классов самый высокий уровень мотивации наблюдается у учеников 2 "Г" класса.
Я предполагаю, что хороший уровень мотивации, сформированный на начальном пути обучения иностранному языку, способствует успешному процессу обучения и развитию сферы личностных смыслов, положительно влияет на развитие и формирование личности учащихся. По мнению И.А. Зимней, мотивация является "запускным механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание.
На своих уроках английского языка я пытаюсь запустить этот механизм, особенно обращая внимания на детей с низким уровнем мотивации к предмету, следующими способами и формами работы:
Работа с тренажерами для чтения «Открытый и закрытый слог»:

Настольные игры по теме «Дом»:



Антистрессовые диктанты на манной крупе:

Отработка звуков английского языка (работа над произношением):

Создание собственного домика для семьи на уроке.


Использование бумажных кукол для развития диалогической речи:

«Активный алфавит» Твистер для запоминания букв английского алфавита:

«Угадай, что в коробке»:

«Алфавит на крышках»:

Активные физкультминутки:

Участие в олимпиадах:

Праздники и сказки на английском языке:

Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, речью, памятью. В современном мире существует множество мотивов для изучения иностранного языка. Одним из мотивов может быть высказывание Вольтера. Он заметил, что " знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку". 
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов проектной деятельности учащихся Так, поддерживая высокий уровень мотивации на пути в среднее звено, учащиеся охотно участвуют в создании проектных работ, которые в дальнейшем преобразуются в научно-исследовательские работы. Я бы хотела остановится на двух проектах учениц 6 классов. Ученицей Полиной Микрюковой была разработана увлекательная настольная игра под названием "Легенды и предания старой Англии". Игра основана на легендах о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Прежде всего хочется отметить, что тема работы была предложена самой ученицей ,что является очень важным моментом для формирования сферы личностных смыслов. В процессе подготовки данного проекта ученица познакомилась с легендами о Короле Артуре и выбрала легенды наиболее понятные для детей младшего школьного возраста, так как именно для данной возрастной категории рассчитана настольная игра. Были изучены виды настольных игр и произведен выбор наиболее подходящего типа для создания игры. На заключительном этапе ученицей была разработана авторская настольная игра по средствам оригами и бумажного моделирования. В дальнейшем игра может быть использована на уроках английского языка, либо в нее могут играть учащиеся младших классов на переменах и в их свободной время. В ходе проекта Полиной освоены предметные, метапредметные, личностные умения и качества такие как:
- развитие субъективности учащейся( научилась ставить цели, планировать исследование, разрабатывать проект)
- работа над проектом способствовала развитию навыков мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, самостоятельной деятельности);
- способствовала формированию внутренней позиции ученицы; формирование учебной и социальной мотивации;
- ученица научилась создавать и изготавливать авторские настольные игры.
Предметные результаты:
- освоила и применила на практике способы построения предложений в прошедшем времени (Past Simple), создавая вопросы к игре, адаптировав их для младших школьник.


Проект ученицы 6 "В" класса Сорокиной Екатерины основывается на стремительном проникновении английских слов в повседневный быт российских граждан. Ученица сконцентрировала свое внимание на популярном в Новосибирске магазине под названием "Аура", который она очень любит посещать. Екатериной Сорокиной было выявлено множество вывесок и названий магазинов на английском языке. Данные названия были разделены по группам по способам заимствования. Кроме того были опрошены посетители магазина "Аура" и выяснилось, что многие даже не знают, что означают названия магазинов, которые они посещают. Таким образом, в ходе работы было принято решение создать англо-русский справочник для посетителей магазина "Аура". В ходе данного проекта ученицей освоено:
Метапредметными результаты
-развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей;
-развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
-развитие познавательной, эмоциональной сфер;
- умение работать с различными информационными ресурсами;
- пополнение лексического запаса;
- научилась создавать анго-русский словарь;
Предметные результаты:
- Научилась работать со словообразованием. Систематизировать слова по способу заимстования.
Личностный результат:
- Данный проект заставил Катю задуматься над тем, насколько важно беречь собственный, родной русский язык и не засорять его излишней иноязычной лексикой. И по-русски можно назвать магазин красиво.

Исходя из вышесказанного можно утверждать с полной уверенностью, что в данном случае формируются устойчивые личностные смыслы учащихся и достигается высокий уровень мотивации, путем включения их в проектную деятельность. Овладения иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьнику истинную радость познания, приобщения к новой культуре. Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь".
И совсем недавно мной был обнаружен еще один мощный мотиватор для изучения английского языка - это создание пластилинового мультфильма на английском языке. Данный вид деятельности развивает в детях:
- стремление к хорошей фонетике, так как чтобы озвучить мультфильм, нужно хорошо произносить слова и с правильной интонацией.
- расширение кругозора;
- развитие умения для разработки сюжета;
- формирование умений отстаивать свою точку зрения-
- распределение ролей и обязанностей
- подготовку соответвующих декораций
- содействие творческой проектной деятельности группового и индивидуального характера
-продолжать работу по обогащению словаря
-формирование потребности в двигательной активности
-формирование умения договариваться
Кроме того, решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает качества мышления, которые формируют креативность. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатор. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.

Таким образом, смыслопоисковая деятельность учащихся, понимаемая нами как процесс достижения личностного знания и создания личностных смыслов учения, направленных на личностное становление субъекта, предполагает реализацию различных механизмов смыслопорождения и воздействия на смысловую сферу учащихся.