Рабочая программа по физической культуре для 2 класса, автор учебника Лях


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 А КЛАССА
МБОУ «СШ №6»
П.ЭНЕМ ТАХТАМУКАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА 2016 – 2017 УЧ.ГОД
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № 6» Тахтамукайского района Республики Адыгея, с учётом авторской программы В. И. Ляха и А. А. Зданевича (Лях В. И. «Физическая культура»), утвержденной МО РФ, и Постановления Кабинета министров Республики Адыгея №115 от 24.07.2006г.
Место предмета в учебном плане
Учебная рабочая программа предполагает 102 часов за год, по 3 часа в неделю, базовая программа рассчитана на 102 часов в год, по 3 часов в неделю
Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
 
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3х10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Учебно-тематический план:
№ Тема Всего часов
1 Легкая атлетика 12
2 Подвижные игры 9
3 Гимнастика с элементами акробатики 18
4 Подвижные игры с элементами игры «Баскетбол» 9
5 Подвижные игры с элементами игры «Волейбол» 9
6 Подвижные игры народов России 27
7 Легкая атлетика 9
8 Подвижные игры 9
ИТОГО 102
Типы и формы уроков
1.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок - беседа
Урок с использованием учебного кинофильма
Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Урок самостоятельных работ
Урок - лабораторная работа
Урок практических работ
Урок - экскурсия
3.Урок обобщения и систематизации:
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
повторительно-обобщающий урок;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-сказка);
урок-совершенствование;
заключительная экскурсия;
урок-консультация;
урок-анализ контрольных работ;
урок-беседа.
Урок контроля и проверки знаний и умений
Урок - викторина;
Урок - конкурс;
Урок - смотр знаний;
Защита творческих работ, проектов;
Творческий отчет;
Контрольная работа;
6. Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
урок-экскурсия;
мультимедиа- урок;
проблемный урок.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2016-2017 УЧ.ГОД
УЧЕБНИК: ЛЯХ В. И. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. 1–4 КЛАССЫ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011Г ( 3 Ч В НЕДЕЛЮ, 102 Ч В ГОД)
№ Тема Д/З Дата
Легкая атлетика 1 Вводный инструктаж по ТБ. Подвижная игра «Салки-догонялки».
НРОСО АНИ «Захват противника» ОУУ, Упр. на скакалке 02.09 2 ТБ Низкий старт. Бег на 30м. Обучение положению высокого старта. Игра «Ловишки» ОУУ.бег. прыжки 06.09 3 ТБ Высокий старт. Бег 60 метров.П/игра «Салки с домом».
НРОСО АНИ «Наездники» ОУУ, бег, прыжки 07.09 4 ТБ Низкий старт. Бег на 30 м. Игра «Гуси-лебеди».
НРОСО АНИ «Скачки» ОУУ. Бег. прыжки 09.09 5 ТБВысокий старт. Бег 60 метров.Прыжки в высоту, способом
"Перешагивания". Игра «Шишки, желуди, орехи» ОУУ. Бег. прыжки 13.09 6 ТБНизкий старт. Бег на 30м. Прыжки в длину с места.
Игра «Удочка» ОУУ, бег. прыжки в длину 14.09 7 ТБ Высокий старт. Бег на 60 м.Прыжки в длину с места.
Игра «Жмурки». НРОСО АНИ «Прыжок лягушки» ОУУ,, бег. Прыжки в длину 16.09 8 ТБ Бег на 800 м в равномерном темпе без учёта времени.
Игра «Заяц без дома» ОУУ,, бег. Прыжки в длину 20.09 9 ТБ Прыжки в длину с места. Разучивание игры «Кто дальше бросит» ОУУ, бег. метание мяча 21.09 10 ТБ Бег 1000 мв равномерном темпе, без учета времени.
Эстафета «За мячом противника».
НОСО АНИ Журавли-журавушкиОУУ, бег. прыжки. метание мяча 23.09 11 ТБ составление комплекса ОУ упражнений.
Игра «Мяч соседу» ОУУ, бег. Прыжки в длину 27.09 12 ТБОУУ. Подтягивание на перекладине.
Игра «Мышеловка» НРОСО АНИ «Ягненок»
ОУУ, бег. Прыжки в длину 28.09 Подвижные игры 13 ТБ ОУУ Подтягивание на перекладине. Ловля и броски
баскетбольного мяча в парах. Игра с элементами баскетбола «Мяч соседу». НРОСО АНИ «Захват противника» ОУУ, бег. Прыжки
30.09 14 ТБ. ОУУ Подтягивание на перекладине. Ловля и броски
баскетбольного мяча в парах. Игра с элементами
баскетбола «Мяч соседу» ОУУ, бег. Упр. с мячом 04.10 15 ТБ. ОУУ Перестроение. Команды «Шагом марш!»,
«Класс! Стой!»Ведение мяча. Игра с элементами
баскетбола «Бросок мяча в колонне» ОУУ, бег. Упр. с мячом 07.10 16 ТБ ОУУВедение мяча. Игра с элементами баскетбола
«Бросок мяча в колонне» НРОСО АНИ «Скачки» ОУУ, бег. Упр. с мячом 11.10 17 ТБ ОУУ Броски мяча через волейбольную сетку.
Игра с элементами волейбола «Волна» ОУУ, бег. Упр. с мячом 12.10 18 ТБ ОУУБроски мяча через волейбольную сетку.
Игра с элементами волейбола «Волна» ОУУ, бег. Упр. с мячом(ведение) 14.10 19 ТБ ОУУПодбрасывание мяча на заданную высоту.
Игра с элементами волейбола «Неудобный бросок».
НРОСО АНИ «Прыжок лягушки» ОУУ, бег. Упр. с мячом(ведение) 18.10 20 ТБ ОУУПодбрасывание мяча на заданную высоту.
Игра с элементами волейбола «Неудобный бросок» ОУУ, бег. Упр. с мячом(ведение) 19.10 21 ТБ ОУУ «Веселые старты». Урок-соревнование.
НРОСО АНИ. Журавли-журавушкиОУУ, бег. Упр. с мячом(ведение) 21.10 Гимнастика с элементами акробатики 22 ТБ Прыжки через скакалку. Игра «Кто больше»
НРОСО АНИ «Захват противника» ОУУ, прыжки через скакалку 25.10 23 ТБ Прыжки через скакалку. Игра «Кто больше» ОУУ, бег. Наклоны.Упр. на скакалке 26.10 24 ТБ Прыжки через скакалку (тестирование). ОУУ, бег. Повороты 28.10 25 ТБ Вращение обруча. Игра «Птички и гнездышко».
НРОСО АНИ «Скачки» ОУУ, обруч, бег 08.11 2
четв26 ТБ Вращение обруча. Игра «Птички и гнездышко» ОУУ, обруч, бег 09.11 27 ТБ Подъём туловища из положения лежа на спине.
Игра «Посадка картофеля» ОУУ, повороты, бег
11.11 28 ТБ Подъём туловища из положения лежа на спине.
Игра «Посадка картофеля» НРОСО «Ягненок» ОУУ, повороты, бег 15.11 28 ТБ Лазание и перелазание по гимнастической стенке.
Игра «Эстафета с обручами и скакалкой».
НРОСО «Прыжок лягушки» ОУУ, повороты. бег
16.11 30 ТБ Вис на перекладине (д). Подтягивание на перекладине (м).Игра «Игра «Эстафета с обручами и скакалкой» ОУУ, повороты. Бег, подтягивание 18.11 31 ТБ Вис на перекладине (д). Подтягивание на перекладине (м). Игра «Охота на кочках» ОУУ, повороты. бег 22.11 32 ТБ Вис на перекладине (д). Подтягивание на перекладине
(м) (тестирование). Игра «Игра «Охота на кочках».
НРОСО «Журавли-журавушки» ОУУ, повороты, бегпрыжки23.11 33 ТБ Кувырок вперед. Приседание. Игра «Прокати быстрее мяч» ОУУ, кувырки, бег 25.11 34 ТБ Кувырок вперед. Приседание (тестирование).
Игра «Прокати быстрее мяч» ОУУ, кувырки, бег 29.11 35 ТБ Отжимание. Игра «Отгадай, чей голосок» ОУУ, кувырки, бег,
отжимание 30.11 36 ТБ Отжимание. Игра «Отгадай, чей голосок» »
НРОСО «Ягненок» ОУУ, кувырки, бег, отжимание 02.12 37 ТБ Отжимание (тестирование). Игра «Конники-спортсмены» ОУУ, кувырки, бег, отжимание 06.12 38 ТБ Танцевальное упражнение: шаг на носках.
Игра «Вышибалы» ОУУ, кувырки, бег, 07.12 39 ТБ Танцевальное упражнение: шаг польки.
Игра «Вышибалы» ОУУ, кувырки, бег, отжимание 09.12 Подвижные игры с элементами игры «Баскетбол» 40 ТБ Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах.
Игра «У кого меньше мячей». «Захват противника» ОУУ, упраж . с мячом 13.12 41 ТБ Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах.
Игра «У кого меньше мячей» ОУУ, упраж . с мячом 14.12 42 ТБ Техника ведения мяча. Игра «Гонка мячей по кругу» ОУУ, упраж . с мячом 16.12 43 Техника ведения мяча. Игра «Гонка мячей по кругу».
НРОСО «Скачки» ОУУ, упраж . с мячом 20.12 44 ТБ Броски мяча в баскетбольное кольцо. Игра «Мяч среднему» ОУУ, упраж . с мячом 21.12 45 ТБ Броски мяча в баскетбольное кольцо. Игра «Мяч среднему» ОУУ, упраж . с мячом 23.12 46 ТБ Ведение мяча и броски в баскетбольное кольцо.
Игра «Метко в корзину» НРОСО «Прыжок лягушки» ОУУ, упраж . с мячом 27.12 47 ТБ Ведение мяча и броски в баскетбольное кольцо.
Игра «Метко в корзину» ОУУ, упраж . с мячом 28.12 48 ТБ Урок – обобщения. Эстафета с мячом ОУУ, упраж . с мячом 30.12 Подвижные игры с элементами игры «Волейбола» 49 ТБ на уроке. Ведение мяча в волейболе. Повороты на месте. ОУУ. ОУУ, упраж . с мячом 13.01 3
четв50 ТБ.Ведение мяча в волейболе. ОУУ. Бросок через сетку.
НРОСО «Журавли-журавушки» ОУУ, упраж . с мячом 16.01 51 ТБ Передача мяча в волейболе. ОУУ. Бросок через сетку.
Игра «Кто быстрее» ОУУ, упраж . с мячом 18.01 52 ТБПередача мяча в волейболе. ОУУ. Подача мяча.
Игра «Кто быстрее» ОУУ, упраж . с мячом 20.01 53 ТБ Передача мяча в волейболе. ОУУ. Подача мяча.
Игра «Кто быстрее» » НРОСО «Ягненок» ОУУ, упраж . с мячом 23.01 54 ТБ Передача мяча в волейболе. ОУУ. Подача мяча. Игра Пионербол ОУУ, упраж . с мячом 25.01 55 ТБПередача мяча. ОУУ. Подача мяча. Игра Пионербол. НРОСО «Скачки» ОУУ, упраж . с мячом 27.01 56 ТБ Передача мяча в волейболе. ОУУ. Подача мяча.
Игра Пионербол ОУУ, упраж . с мячом 30.01 57 ТБИгра «Пионербол» Соревнования команд ОУУ, упраж . с мячом 1.02 Подвижные игры народов России 58 ТБ. ОУУ Совершенствование строевых упражнений.
Обучение положению высокого старта.
Шапка канатоходца (игра народов Дагестана) ОУУ, бег, прыжки
3.02 59 ТБ. ОУУ Развитие скорости и ориентации в пространстве.
Контроль двигательных качеств: челночный бег.
Игра «У медведя во бору». НРОСО «Прыжок лягушки» ОУУ, бег, прыжки 6.02 60 ТБ. ОУУ Развитие внимания, мышления при выполнении
расчета по порядку. Обучение прыжкам вверх и в длину с
места. Игра «Горелки» ОУУ, бег, прыжки
8.02 61 ТБ. ОУУ Совершенствование строевых упражнений.
Объяснение понятия «физическая культура как система
занятий физическими упражнениями». Игра «Бой петухов» (марийская  народная  игра) НРОСО «Журавли-журавушки» ОУУ, бег, прыжки
10.02 62 ТБ. ОУУ Развитие ловкости, внимания в метании предмета на дальность. Разучивание игры «Кто дальше бросит» ОУУ, бег, прыжки 13.02 63 ТБ. ОУУ Контроль двигательных качеств: метание. Эстафета «За мячом противника» ОУУ, упраж с мячом 15.02 64 ТБ. ОУУ Игра « Защита  крепости» ОУУ, упраж с мячом 17.02 65 ТБ. ОУУ «Биляша» (марийская народная игра) ОУУ, упраж с мячом 20.02 66 ТБ. ОУУ Игра «Гуси и волки» ОУУ, упраж с мячом 22.02 67 ТБ. ОУУ Игра «Совушка». » АНИ «Ягненок» ОУУ, упраж с мячом 24.02 68 ТБ. ОУУ Игра «Хищник в море» (чувашская  народная  игра) ОУУ, упраж с мячом 27.02 69 ТБ. ОУУ Игра «Картошка» ОУУ, упраж с мячом 1.03 Подвижные игры народов России 70 ТБ. ОУУ Русская народная игра «Два мороза».
НРОСО «Перетягивание веревки», «Захват противника» ОУУ, упраж с мячом 3.03 71 ТБ. ОУУ Русская народная игра «Два мороза»» ОУУ, бег, прыжки 7.03 72 ТБ. ОУУ Башкирская народная игра «Липкие пеньки» ОУУ, бег, прыжки 7.03 73 ТБ. ОУУ Карельская народная игра «Мяч»
НРОСО «Драчливый баран» ОУУ, бег, прыжки 10.03 74 ТБ. ОУУ Карельская народная игра «Мяч» ОУУ, бег, прыжки 14.03 75 ТБ. ОУУ Марийская народная игра «Бой петухов» ОУУ, бег, прыжки 15.03 76 ТБ. ОУУ Марийская народная игра «Бой петухов»
НРОСО «Кто быстрее» ОУУ, бег, прыжки 17.03 77 ТБ. ОУУ Мордовская народная игра «Раю-раю» ОУУ, бег, прыжки 21.03 78 ТБ. ОУУ Мордовская народная игра «Раю-раю
НРОСО «Снимать сыр» ОУУ, бег, прыжки 22.03 79 ТБ. ОУУ Татарская народная игра «Скок-перескок» ОУУ, бег, прыжки 4.04 4 четв80 ТБ. ОУУ Татарская народная игра «Скок-перескок»
НРОСО «Пешие всадники» ОУУ, бег, прыжки 5.04 81 ТБ. ОУУ Тувинская народная игра «Стрельба в мишень» ОУУ, бег, прыжки 7.04 82 ТБ. ОУУ Тувинская народная игра «Стрельба в мишень» ОУУ, бег, прыжки 11.04 83 ТБ. ОУУ Удмуртская народная игра «Стой!» ОУУ, бег, прыжки 12.04 84 ТБ. ОУУ Удмуртская народная игра «Стой!»
НРОСО «Пешие всадники» ОУУ, бег, прыжки 14.04 Легкая атлетика 85 ТБ. ОУУ Прыжки в длину с места (тестирование).
Игра «Третий лишний ОУУ. Бег, прыжки 18.04 86 Прыжки в высоту, способом "Перешагивания" (тестирование). Игра «Третий лишний» ОУУ. Бег, прыжки 19.04 87 ТБ. ОУУМетание малого мяча на дальность из-за головы.
Игры «Кованы-раскованы» НРОСО «Прыжок лягушки» ОУУ, упраж. с мячом 21.04 88 ТБ. ОУУМетание малого мяча на дальность из-за головы
(тестирование). Игры «Кованы-раскованы» ОУУ, упраж. с мячом 25.04 89 ТБ. ОУУ Бег 30 метров. Игра «Штандер-стоп» ОУУ, бег, скакалка 26.04 90 ТБ. ОУУ Бег 30 метров (тестирование).Игра «Штандер-стоп» ОУУ, бег, скакалка 28.04 91 ТБ. ОУУ Бег 1000 м. Игра «Вышибалы».
НРОСО «Скачки» ОУУ, бег, скакалка 3.05 92 ТБ. ОУУ Бег 1000 м(тестирование, без учета времени).
Игра «Вышибалы» ОУУ, бег, скакалка 5.05 93 ТБ. ОУУ Веселые старты. Урок-соревнования. »
НРОСО «Ягненок» ОУУ, бег, скакалка 10.05 Подвижные игры 94 ТБ. ОУУ Удары по мячу ногой. Игра с элементами футбола
«Бросок ногой» ОУУ, упраж. с мячом 12.05 95 ТБ. ОУУ Ведение мяча по прямой поочередно левой и
правой ногой. Игра с элементами футбола «Гонка мячей»
НРОСО «Журавли-журавушки» ОУУ, упраж. с мячом 13.05 96 ТБ. ОУУ Ведение мяча по прямой поочередно левой и правой ногой. Игра с элементами футбола «Гонка мячей» ОУУ, упраж. с мячом 16.05 97 ТБ. ОУУ Удары по воротам. Игра «Метко в цель» ОУУ, упраж. с мячом 17.05 98 ТБ. ОУУ Прыжки через скакалку (тестирование). Игры со
скакалкой «Рыбалка», «Я знаю …». » НРОСО «Ягненок» ОУУ, бег, скакалка 19.05 99 ТБ. ОУУ Вращение обруча. Игры с обручем «Мяч в обруче», «Один, два, три - в обруч беги!» ОУУ, бег. обруч 23.05 100 ТБ. ОУУ Игры с волейбольным мячом. «Горячая картошка» ОУУ, бег, мяч 24.05 101 ТБ. ОУУ Игры с волейбольным мячом. «Земля, воздух, вода» НРОСО «Прыжок лягушки» ОУУ, бег, мяч 26.05 102 ТБ. ОУУ Урок-обобщение ОУУ, бег, мяч, обруч. скакалка 30.05 Адыгейские народные игры
Перетягивание веревки
Цель игры: развитие выносливости, ловкости, укрепление мышц туловища, рук, ног.
На игровой площадке чертится круг диаметром 3— 4 м. Играющие заходят в круг и надевают веревку так, чтобы она прошла под руками (веревка завязывается так, чтобы с обеих сторон были кольца диаметром 1,5 — 2 м). Подав корпусом немного вперед, игроки натягивают веревку. По команде каждый играющий стремится выйти из круга.
Правила игры:
выигрывает тот, кто первым выйдет из круга двумя ногами;
нельзя дотрагиваться до пола руками.
Вариант игры: — можно игру завершить после перетягивания противника из круга.
Драчливый баран
Цель игры: развитие выносливости, укрепление мышц туловища.
На игровой площадке очерчивается круг диаметром . 1,5—3,5 м (в зависимости от возраста детей).
Два игрока становятся на четвереньки друг перед другом так, чтобы правое (левое) плечо упиралось в правое (левое) плечо соперника. По условному сигналу судьи соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга.
Правила игры:
по договоренности можно менять плечи. Для этого нужно поднять руку, чтобы судья остановил встречу.
Проигравшим считается тот, кто:
коснется какой-нибудь частью тела земли за очерченным участком;
упадет или перейдет в другое положение, чем на четвереньках.
Кто быстрее
Цель игры: развитие быстроты, ловкости, укрепление мышц ног.
На игровой площадке выстраиваются желающие играть. На расстоянии 50—60 м от начала игровой площадки обозначается место, до которого должен добежать игрок и дотронуться рукой. Во время бега можно задерживать впереди бегущего захватами рук.
Правила игры:
выигрывает тот, кто первый добежит до условленного места;
нельзя толкать в спину или в бок соперника. В этом случае игрок получает условленное количество штрафных очков.
Варианты игры:
то же задание, что и при основном варианте, но бег осуществлять спиной вперед;
участники делятся на две команды. Добежавший первым приносит 4 выигрышных очка, вторым — 2. Пришедший последним получает 4 штрафных очка. Победителем считается команда, набравшая большее число выигрышных очков.
Снимать сыр
Цель игры: укрепление мышц рук и ног, ловкости.
На игровой площадке вкапывается гладко обструганный длинный шест, на конце которого прибивают небольшую корзинку, в которую кладут разные игрушки, сладости. Принимающий участие в игре подходит к шесту и, обхватив его руками и ногами, залазит наверх и берет все, что может взять в одну руку. Затем спускается.
Правила игры:
нельзя сбрасывать лежащие в корзине предметы;
предметы, выпавшие из рук игрока при спуске, могут принадлежать любому из стоящих внизу;
чтобы руки не скользили, их можно натереть песком или золой.
Всадник
Цель игры: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.
Играющие распределяются по парам: один — «конь», другой — «наездник». Игрок-«конь» вытягивает руки назад-вниз, игрок-«наездник» берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.
Правила игры: побеждает пара, которая ни разу не проиграла заезд.
Сильные ноги
Цель игры: развитие силы, укрепление мышц туловища, стоп.
В игре участвуют два мальчика. Они ложатся на спину и упираются стопами согнутых в коленях ног. По сигналу судьи игроки должны выпрямить ноги.
Правила игры:
выигрывает тот, кто передвинет или заставит согнуть ноги противника;
при выполнении задания руки игроков должны лежать на груди.
Пешие всадники
Цель игры: развитие выносливости, ловкости, укрепление мышц туловища, нижних конечностей, координации движений.
Играющие выбирают себе пары, а внутри каждой пары определяют, кто будет «всадником», а кто «лошадью». «Всадник» садится на спину «лошади» и плотно зах­ватывает его туловище ногами. Нижний партнер также помогает «всаднику» руками удержаться в «седле». Затем «лошади» сходятся, а «всадники» стараются сбросить своего противника с «коня».
Правила игры:
побеждает та пара, которая удержалась на ногах и не упала;
пара выбывает из игры в том случае, если кто-либо из партнеров упадет на землю;
«лошадь» в непосредственную борьбу не вступает.
Варианты игры:
можно играть командами. Членам одной команды, не выбывшим из игры, разрешается помогать друг другу;
возможно увеличение физической нагрузки за счет того, что «всадники» будут сидеть не на спине, а на плечах.
Захват противника
Цель игры: развитие ловкости, быстроты, внимания.
Описание игры: на игровой площадке на расстоянии 60—70 м друг от друга вбивается два колышка. В игре принимают участие 6 и более человек. Играющие делятся на две группы, каждая из которых выстраивается возле своего колышка. Группа, которой по жребию выпало начинатьигру, выделяет одного человека, который должен добежать до колышка противоположной стороны площадки и дотронуться до него. Ему помогают защитники своей команды. «Противники» в свою очередь пытаются задержать нападающего.
Правила игры:
Если нападающий дотронулся до колышка, то ему дается возможность нападать еще раз. В противном случае нападает противоположная команда.
Команда получает одно очко, если нападающий коснулся колышка.
Команда, большее количество раз дотронувшаяся до колышка, считается победительницей.
Можно задерживать противника захватом за плечи, за руки, за туловище.
Скачки
Цель игры: развитие быстроты, умения ориентироваться, укрепление мышц ног.
Игра предназначена для детей 4—5 лет. На игровой площадке отмечаются линии старта и финиша (на расстоянии 20—30 м).
Игроки садятся на «коня», то есть пропускают между ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуться и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).
Правила игры:
выигрывает тот, кто первый пересечет линию финиша;
если хворостина во время бега окажется в другом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение.
Прыжок лягушки
Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища.
На игровой площадке отмечается линия старта. Право первым начать игру определяется жребием. Игрок, получивший право на выполнение задания, выходит на линию старта и принимает позу лягушки (становится на четвереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыгает вперед три раза. Последнее место приземления отмечается. Затем то же самое выполняют следующие игроки.
Правила игры:
нельзя переступать через линию старта и отрывать ладошки от земли до начала прыжка. Нарушивший правило проигрывает;
выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.
Вариант игры: прыжки выполняются спиной вперед.
Журавли-журавушкиЦель игры: развитие внимание, координации движений, укрепление мышц туловища, спины, живота.
Для игры выбирается водящий-матка — «журавль». На игровой площадке дети выстраиваются в цепочку, лицом к ним стоит матка. Колонна все время движется, сначала медленно, потом ускоряя темп. При этом она выполняет указания вожака. Например, когда водящий говорит: «Желтобрюхая змея», колонна «журавлей» выстраивается в клиновидную фигуру. Если говорит о лягушках, то колонна в полуприседе прыгает вперед и т. д.
Правила игры:
проигравшим считается тот, кто не смог выполнить задание и разорвал круг;
проигравший игрок становится на самый конец колонны;
матка-«журавль» меняется по договоренности.
Ягненок
Цель игры: развитие трудовых навыков, ловкости, сообразительности, имитационных движений.
В игре принимают участие 6 и более детей. Свою верхнюю одежду, которую иногда заменяют листьями, складывают в одно место (куча шерсти). Для игры выбирается «пастух» и «ягненок».
Пастух приглашает к себе других участников игры — стригалей на кош. Они имитируют работу стригалей друг на друге. Хозяин вместе с ягненком ходит и следит за качеством работы, иногда давая советы, делая замечания. И вот стригалям надоедает ягненок. Они его уводят и прячут в «куче шерсти». Пастух сначала не замечает пропажи, а потом начинает поиски ягненка. Когда он его находит, то помогает ему подняться и бросается ловить стригалей. Кого поймает, тот становится пастухом.
Правила игры:
«ягненок» не оказывает сопротивления, когда его уводят, и не встает сам, пока его не поднимет «пастух»;
пойманным или раненным считается тот, кого пастух хлопнет по спине или по плечу