Доклад по теме Современный урок — как основа эффективного и качественного образования в условиях реализации ФГОС ООО


Храмушкина Г.Г. – учитель математики
высшей квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2 города Димитровграда Ульяновской области»
Современный урок - как основа эффективного и качественного образования в условиях реализации ФГОС ООО
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования является их деятельностный подход, во главе которого стоит развитие личности ученика.
Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в огромном потоке информации. Сегодня «выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума, возник спрос на «выпускника умеющего, творческого, имеющего ценностные ориентации». Традиционная формула «послушай -повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию школьников в обществе.
Учащегося необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности.
Меняются цели, меняется содержание образования и требования к результатам, появляются новые стандарты и технологии обучения, но урок был, есть и остаётся по-прежнему основной дидактической единицей образовательного процесса, и именно от его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество получаемого в школе образования. 
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников, так как:
Стандарты первого поколения ориентированы на процесс и на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат;
во-вторых, с появлением образовательных стандартов и на их основе появились обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании и требуют совершенствования форм обучения.
в-третьих – изменилась  социальная ситуация развития детей: резко возросла их информированность;
переход на предпрофильное обучение в 9-м классе также ставит перед уроком новые задачи.
Кроме того, внедряются информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс, которые делают обучение более содержательным, зрелищным, способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, существенно повышают уровень индивидуализации обучения. И это тоже оказывает значительное влияние на урок.
И, конечно, важным событием для всей системы образования стало введение ЕГЭ и ОГЭ. В связи с этим, учителя вынуждены активно перестраивать свою педагогическую деятельность, ориентируясь на новые требования к содержанию урока и оценке образовательных достижений школьников.

Я думаю, что каждый учитель согласен с этими утверждениями теоретически, но на практике, волей-неволей, мы сталкиваемся с разнообразными проблемами, так как исходя из требований времени, меняется подход к уроку. Конечно, можно работать и «по старинке», ведь любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Так что же такое современный урок? Как его построить и провести, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он мог достигнуть желаемых целей и результатов?
Каждый учитель имеет на этот счёт свое совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов и обсуждение достигнутого на уроке. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос. Но ясно одно: современным урок делают вовсе не использование информационных технологий, не установка новейшего оборудования, и даже не изменение содержания изучаемого материала. 
Конечно, мультимедийные доски, скоростной интернет в школах, и, теоретически подготовленные для внедрения нового ФГОС учителя – это хорошо, но степень современности урока определяется другими факторами.
В качестве основных характеристик современного урока называют: 1) новый тип отношений между учителем и учениками, основанный на сотрудничестве и сопровождении (а не проведении урока); 2) принципиальную интерактивность, которая проявляется не столько в технических, сколько в коммуникативных аспектах; 3) практическую ориентированность на решение жизненных, а не узко-учебных задач; 4) равнозначность различных источников информации и форматов их обработки и представления; 5) совместный поиск, проверка и формализация эффективных способов решения задач (проблем). 
Если перевести этот перечень на повседневный школьный язык, понятный всем участникам образовательного процесса, то урок постепенно превращается в цикл организованного образовательного общения и взаимодействия, приводящего к практически значимому для всех участников результату, то есть перестает быть «уроком» в классическом смысле.
Доктор педагогических наук, профессор Юрий Анатольевич Конаржевский писал: « Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ».
Современный урок по ФГОС – это
• Профессиональная и методическая подготовка учителя
• Целеполагание и мотивация учения
• Системно-деятельностный подход
• Современные средства обучения
• Выбор оптимальных средств обучения
• Создание условий для саморазвития
• Анализ каждого учебного занятия.
Конечно, современный урок – это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны, это звено целостного учебно-воспитательного процесса. Уметь конструировать урок, знать его структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Проведение уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений об образовательном процессе. Назову некоторые отличительные черты:
Педагог в традиционной школе ставил цели урока сам, а современные стандарты требуют, чтобы этот этап работы проводился совместно с учащимися для полного осмысления ими тех задач, которые необходимо решить.
Для усвоения материала важна мотивация. На традиционном уроке учитель мотивирует сам за счет внешних стимулов, а современная школа требует наличие опоры на внутренние мотивы школьников.
Для достижения целей и учебных задач на традиционном уроке педагог сам выбирает подходящие средства обучения, а на современном уроке происходит совместный выбор наиболее эффективных средств.
Педагог полностью организует и регламентирует все действия на традиционном уроке, а образовательные стандарты приветствуют, когда есть для учащихся вариативность в соответствии с их возможностями.
На современном уроке важно достижение учащимися личностно-значимого результата и на первом плане внутренние позитивные изменения, а на традиционном уроке сам педагог подводит класс к тому результату, который был им намечен.
Традиционный урок не предполагал самооценку, учитель всегда сам оценивал результаты труда своих учеников. Стандарты ориентируют на возможность производить оценку своей работы на уроке самими школьниками.
Как видим, доминирующей на уроке становится деятельность ученика, а деятельность учителя, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Итак, Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку в соответствии с ФГОС?
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
время-сбережение и здоровье-сбережение;
в центре внимания урока – дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.

Требования к современному уроку в школе включают умелое использование учителем различных способов и методик для развития личности ученика, его умственного роста и осмысленного усвоения знаний - при объединении влияния педагога и самостоятельных действий учащихся.
Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо знать наиболее важные характеристики урока, определяющие современные требования к нему.
Во-первых – это комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания школьников.
Современный урок ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Урок имеет не только обучающую, но и развивающую направленность, способствует воспитанию детей. С учётом требований ФГОС урок должен быть построен на основе идей развивающего, а не традиционного обучения.
Урок должен быть построен на основе системно – деятельного подхода, то есть
Урок должен быть направлен на становление школьника как субъекта учебной деятельности. Это предполагает активную деятельность учащихся на уроке, их самостоятельность и инициативность.
В процессе урока формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
На уроке создаются условия для возникновения у учащихся положительной учебной мотивации, в том числе учебно – познавательных мотивов.
Перед учащимися ставятся учебные задачи, организуется работа по их осознанию детьми и по их решению. Учащиеся принимают участие в целеполагании (учатся самостоятельно определять цели своей деятельности).
Учащиеся принимают участие в планировании собственной деятельности и в оценке её результативности.
Организуется работа по усвоению школьниками обобщённых способов действия.
Урок имеет рефлексивную направленность. Дети являются участниками контрольно – оценочной деятельности.
Организуется оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок.
Следующей характеристикой современного урока является продуманность методической системы урока, которая включает в себя:
Продуманность целей и задач урока.
Комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока.
Целесообразный выбор форм и методов обучения.
Целесообразное использование средств обучения.
Продуманность структуры и логики построения урока. Компонентами которой являются:
Соответствие структуры урока системе основного общего образования, особенностям УМК, учебной программы и специфике урока.
Логическое и системное построение урока, обоснованное соотношение частей урока; продуманная последовательность учебных заданий.
Отражение в структуре урока этапов учебно – познавательной деятельности (мотивационного, операционно – познавательного, рефлексивно – оценочного).
Чёткая организация класса.
Оптимальный темп урока. Соблюдение временных рамок выполнения заданий.
Рациональное использование времени урока.
Поддержание дисциплины за счёт интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность.
Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся Сотрудничество учителя и учащихся как равных партнёров.
Сотрудничество детей друг с другом.
Гибкий стиль общения учителя с учащимися.
Соблюдение психологических требований к уроку, компонентами которой являются:
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
Благоприятный психологический климат урока, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям. Соблюдение педагогического такта.
Правильная организация познавательной деятельности учащихся.
Учёт личностных особенностей учащихся: создание ситуаций успеха и ситуаций выбора; учёт интересов учащихся; актуализация их субъективного опыта; предоставление ученикам возможности высказывать собственную точку зрения и др.
Эмоциональная насыщенность урока.
Здоровьесберегающая направленность урока, которая подразумевает:
Соблюдение гигиенических требований
Своевременное и качественное проведение физкультминуток, минуток релаксации, гимнастики для глаз и т.д.
Регулярная смена видов деятельности учащихся на уроке.
Соблюдение требований к использованию технических средств обучения, в том числе требований к работе с компьютерными средствами.
Забота учителя о сохранении не только физического, но и психического здоровья учащихся.
Следующая особенность современного урока - владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой:
Выразительность речи учителя, отсутствие речевых ошибок.
Соблюдение правильного стиля и тона общения.
Использование методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга и ответственности.
Четкое следование замыслу урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь развивающего обучения.
Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения?
Занимательность
Учебные исследования и эксперименты
Дидактические игры и игровые ситуации
Исторический контекст (связь содержания с историей науки, либо с перспективами её развития)
Художественный контекст (связь содержания с литературой, поэзией, произведениями живописи и скульптуры)
Практический контекст (связь содержания с бытом, профессией, здоровьем)
Медиа-контекст (связь содержания со средствами массовой информации)
Важно понимать, что современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Готовясь к уроку, необходимо учитывать, что любой современный урок должен включать шесть основных этапов:
Организационный – организация класса (группы) в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Бесспорно, на уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Учащиеся должны самостоятельно формулировать цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться». Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, а также они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач.
Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе. Цели этапов урока по ФГОС различны. Однако, вместе с этим, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается: созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность, актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога, установлением тематических рамок деятельности.
Коммуникативный – уровень общения педагога с учащимися.
Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.
Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса, данной группы и т.д. На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок.
Контрольно-оценочный этап – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Домашнее задание – инструктаж по его выполнению.

Как подготовить современный урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы и организацию познавательной деятельности, сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? Сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
четко определить и сформулировать для себя его тему;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока
3. Спланировать учебный материал.
Для этого надо: подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям,
упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Следующий шаг - продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить длительное время. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к работе учащихся.
Далее следуют ещё два важных момента, на которые необходимо обратить внимание:
7. Подготовить оборудование для урока. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект, или, говоря современным языком – в технологическую карту урока.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;
Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;Начало формы
Обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;
Управлять учебным процессом на уроке, большую часть которого активно работают учащиеся.
Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Вопрос типологии, а значит и структуры  уроков,  остается открытым до сих пор. Всё чаще говорят о том, что целесообразно сохранить существующую типологию уроков, поскольку она не противоречит идеям новых образовательных стандартов, а стоит только дополнить их нестандартными формами обучения. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития.
В соответствии с ФГОС ООО уроки деятельностной направленности в зависимости от их целей можно распределить на четыре группы:
1. Урок открытия нового знания (ОНЗ).
2. Урок отработки умений и рефлексии.
3. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).
4. Уроки развивающего контроля.
На уроках открытия нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия.
На уроках рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Урок каждого типа довольно строго структурирован и предполагает пошаговое последовательное выполнение всех его этапов, а их выделяют девять в каждом типе урока.
Структура современного урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
В заключении хочется сказать: каким бы, мы не представляли себе современный урок, он всё равно должен соответствовать дидактическим требованиям образовательной системы, которая представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу, максимально учитывающий возрастные особенности обучающихся. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания.   
Литература:
 
1. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта [электронный ресурс] //http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo2.Гришова, Е.А. Современный урок  в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
3. Гурьянова О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС.// Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки"ИTO-Ростов-2012" [режим доступа:http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/200/95181/]
4. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.