Эссе Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.


Эссе
Требования к личности учителя русского языка и литературы
в условиях реализации ФГОС ООО.
«Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.Сухомлинский
Сегодняшняя школа – модернизированная, инновационная – развивается стремительно. В ней так быстро происходят перемены, что, порою, педагог не успевает идти в ногу со временем. Между тем, современный учитель должен быть компетентным, высокопрофессиональным «проводником» в мир знаний. Безусловно, трудно перестроить собственную деятельность, уйти от привычных форм и методов работы. Основным компонентом, характеризующим профессиональные качества любого педагога, является профессиональное самосознание, профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда. Таким образом, в настоящее время профессиональное самосознание педагога становится непременным условием его развития.
Надо понимать, что и дети сегодня развиваются в эпоху информационно-коммуникационных технологий и многих других «премудростей», надо осознавать, что нынешние дети являются главными действующими лицами на уроке сегодня.
В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания предметов в образовательной области «Филология». Какие же  требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС? Какие же  требования предъявляются учителю русского языка и литературы в условиях введения ФГОС? Естественно, это хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете. Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. А вывод делают сами учащиеся! Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества! Но, самое главное, урок должен быть добрым! Приоритетным становится коммуникативное развитие учащихся: каждый учитель-словесник мечтает, чтобы его воспитанники свободно, грамотно владели родным русским словом.
Убеждена, что урок литературы (да и русского языка тоже!) невозможно представить без технологии диалога и обсуждения проблемы, которая непременно была бы связана с действительностью, реальной жизнью, отображала бы суть явлений в прошлом, настоящем, будущем…Отношения «учитель – ученик» - это совместная творческая деятельность, проходящая в атмосфере сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Действия на уроке становятся осмысленными, значимыми: ученик чётко понимает: что он делает, зачем он это делает, как он это делает? В преподавании предметов филологического цикла нет места готовым учительским истинам – знания открываются детьми самостоятельно, в процессе деятельности. Учитель русского языка и литературы, как истинный психолог, должен уметь усилить мотивацию ребенка к познанию. Ведь школьные занятия  – не получение отвлеченных от жизни знаний, а, наоборот, – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации. Ученик – главное действующее лицо, он - живой участник образовательного процесса. А учитель четко знает, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель, как искусный дирижер, знает, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. При подготовке к уроку учитель предусмотревает возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки. Спроектировав диалог по поиску решения проблемы, учитель способствует развитию логики или на развитие творчества своих воспитанников. Наконец, можно составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. Нацеливать детей на  поисковую или  исследовательскую деятельность – это искусство.
Принцип системно-деятельностного подхода, который в условиях внедрения ФГОС становится главенствующим, характеризуется, прежде всего, творческим поиском, рефлексией, самоорганизацией учащихся – это, на мой взгляд, составляющие успешного обучения сегодня.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся. 
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот главные составляющие успеха обучения.