Праздник Троицы для учащихся начальной школы



Казанцева Ю. И.,
заместитель директора по воспитательной работе,
Колесникова С. Н.,
учитель начальных классов
с. Целинное – 2014 г.
CодержаниеПояснительная записка.
Технология подготовки православного праздника Троицы.
Сценарий фольклорного праздника «Здравствуй троица святая».
Диагностика.
Приложения:
Приложение 1. Итоги творческих конкурсов, посвященных празднику.
Приложение 2. Тесты о празднике.
Приложение 3. Кроссворд о Троице.
Приложение 4. Совместная работа с Православным храмом.
Приложение 5. Традиционные игры на Троицу.
Приложение 6. Стихи к празднику.
Приложение 7. Информационное сопровождение проекта.
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что
« важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Приобщение к религиозной культуре исключительно важны для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности. Но необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей.  Сегодня светская и религиозная стороны жизни зачастую охватывают разные сферы личностного опыта. Коллектив нашей школы ставит задачу– создать условия для формирования у учащихся целостной картины мира и целостного духовного опыта, а это не возможно без организации сотрудничества с другими субъектами воспитательного процесса. Как известно, праздники занимают особое место в жизни детей, их любят за эмоциональность, сюрпризность. Праздник в школе положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события. Сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями, с учреждением культуры, местной религиозной организацией в воспитании приводит к пониманию того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность и их можно направить в русло социального творчества. Праздник «Здравствуй, Троица святая» проведён при взаимодействии с местной религиозной организацией Храмом Пресвятой Богородицы, районным Домом культуры и МБДОУ « Целинным детским садом № 4 «Теремок». Празднику предшествовала двухнедельная целенаправленная работа: дети на экскурсии в Храме с. Целинного узнали больше о православии, а также историю самого праздника, были подготовлены и проведены творческие конкурсы рисунков, сочинений, ребята совместно с родителями разгадывали кроссворды, тесты, посвященные празднику, разучивали традиционные песни и игры к празднику. Праздник проведен в условиях пришкольного летнего лагеря «Огонёк» МБОУ «Целинная СОШ №2», количество участников 100 человек.
Цель: возрождение национального самосознания, развитие личности учащегося, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.

Задачи:
познакомить детей с главными праздниками Русской Православной Церкви, историей их и традициями.
помочь осознать ответственность за сохранение православных традиций, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.
создать условия для развития познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;
создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;
воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
Педагогические принципы:
высокие требования к профессионализму педагога, прежде всего к себе;
искреннее, чуткое отношение к детям;
наполнение духовно-нравственным содержанием всего процесса обучения, всех форм организации, в том числе праздников;
формирование целостной картины мира с опорой на имеющийся детский опыт;
закрепление, обобщение, систематизация полученной информации;
взаимодействие с социальными партнерами: семьей; с местной религиозной организацией Храмом Пресвятой Богородицы, районным Домом культуры и МБДОУ « Целинным детским садом № 4 «Теремок»
непрерывность и преемственность воспитания в семье, как Малой Церкви, и в детском саду;
положительная окраска любой, деятельности которой мы занимаемся с детьми, особенно праздников и развлечений.
Технология подготовки православных праздников включает несколько этапов работы:
Подбор и литературы и информационное обеспечение, разработка сценария  – один из наиболее важных компонентов при подготовке к празднику, от него зависит насколько содержательным будет мероприятие. Использовались ресурсы Интернет, библиотеки воскресной школы храма с. Целинного, частных библиотек педагогов и, конечно же, материалы школьной библиотеки. Подготовка наглядных материалов заключается в подборе атрибутов православного праздника. В первую очередь это праздничная икона. Рассматривание, знакомство с ней происходит во время экскурсии в храм. Вместе с детьми украшаем икону к празднику, формируя особое благоговейное к ней отношение. Любой праздник начинается с оформления. Если это Троица, то кругом зелень, ветки красавицы березки.
Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.
Обогащение знаний и представлений детей происходит при посещении храма, в свободной деятельности. Используемые методы и приемы: чтение произведений, рассказ, заучивание стихотворений, рассматривание икон, знакомство с их историей, разговор на библейские темы, проблемные ситуации на нравственные темы, пение, рисование и многие другие.
Подготовка педагогического коллектива, родителей. За две недели до праздника в родительских уголках размещается информационный материал об истории праздника, православных традициях. Предлагается литература для чтения детям, иллюстрации для рассматривания.
«ЗДРАВСТВУЙ, ТРОИЦА СВЯТАЯ!»
Фольклорный праздник
Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.
Задачи:
познакомить детей с народным праздником Троицей, народными приметами, пословицами и поговорками;
познакомить с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен, частушек;
научить народным играм;
создать условия для развития интереса к народным традициям праздника Троицы, обычаям;
создать условия для развития творческих способностей детей, коммуникативных УУД;
приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа
способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
Планируемый результат: Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
Оборудование: русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, диски с записью песен «Во поле береза стояла», «Береза моя, березонька», и других, цветные ленты, цветы, колокольцы для украшения березы, глиняные игрушки, свистульки, сладости.Перед праздником ребята всех отрядов сходили в церковь с. Целинное, где батюшка Сергий поздравил всех с праздником, окрапил святой водой и наградил за участие в творческих конкурсах, посвящённых Троице. После этого всех благословил на хорошие дела и проводил на предстоящий праздник в пришкольном лагере «Огонёк».
Ход праздника:
Все ребята уже в зале. Под русскую народную плясовую входит хозяйка праздника - Марьюшка.
Хозяйка - Марьюшка: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте хорошие!
Всем здоровыми быть желаем!
С праздником поздравляем!
Святой Троицей!
Праздник пришел - гостей привёл!
Встречайте не с лестью, а с честью!
Под русскую народную музыку входят дети из детского сада «Теремок» и исполняют русский народный танец с платками.

Хозяйка - Марьюшка: Начало лета - буйство растительности, море цветов и трав. Июнь – месяц ласково называют светозаром, земляничником, разноцветом. На июнь приходится один из самых главных православных праздников - Святая Троица (Пятидесятница). Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после Пасхи называлось «зелёными святками». Троица – триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Троицу можно сравнить с Солнцем: Солнце – шар бесконечный во всех направлениях. Как Бог Отец бесконечен и вездесущ. Бог Сын – свет, излучаемый Солнцем. Дух Святой – тепло от Солнца. Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Поэтому праздник её рождения именуется днем Святой Троицы. Вот так-то, ребята. А раз сегодня такой замечательный праздник, значит, и праздновать будем широко, по-русски! (Выбегают скоморохи)

1 скоморох: Здравствуйте, люди добрые, православные! С праздником вас! Со Святой Троицей!
2 скоморох: Всякая душа празднику рада. Мы рады гостям, как добрым вестям. Празднику честному Троице – злат венец, а вам, гостюшки дорогие, — многие лета, здоровьишка и силушки!
1 скоморох: Приглашаем веселиться, играть, свою удаль показать!.Гости Можно ли у вас тропинки потоптать, погулять и поозоровать?
Марьюшка, учителя и дети: Потопчите, пожалуйста, и поозоруйте.
Скоморохи подходят к бутафорскому камню, на котором — надпись:
Налево пойдешь – со смеха помрешь.
Направо пойдешь – поешь и попьешь.
Прямо пойдешь – потратишь грош.
Назад пойдешь – укусит вошь.
Участники праздника решают идти налево. Скоморохи выводят из зала всех гостей на улицу к берёзкам, растущим на территории школы.
Хозяйка - Марьюшка: В воскресенье на праздник Троицы главную роль отводилась берёзке - символу расцвета природы. С берёзой связано много поверий. Считалось что она: оберегает дом от молний и грома, капустные грядки от гусениц.
2 скоморох: Ой, вы, девицы-раскрасавицы! Все румяные да нарядные, все пригожие да улыбчивые! А березка ваша плакучая не наряжена, не украшена.
(Выходят девочки 5 отряда)
1 девочка: А у нас есть ленты красные…
2 девочка: А у нас есть ленты синие…
3 девочка: А у нас есть ленты разные…
4 девочка: Колокольцы есть, цветы дивные.
Девочки водят хоровод вокруг березки и поют:
Вокруг березки хожу-похаживаю,
Вокруг подружки хожу-разхаживаю.
Наряжаю я ее, приговариваю:
- вот тебе, березонька, ленточки,
Вот тебе, подруженька, красные,
Вот тебе цветики белые,
Вот тебе цветики разные.
Колокольцы тебе, колокольцыВ праздник – день Святой Троицы.
Все вместе с Марьюшкой: (обращаясь к березкам).
Березка, березка,
Завивайся кудрявая!
Березку завиваем,
Лентой украшаем.
(Девочки украшают берёзки лентами, цветами, колокольцами, а затем ребята всех отрядов делают тоже самое и, украшая березки, загадывают свои желания.)

Хозяйка - Марьюшка: Вот какие нарядные стали наши берёзки! А вы знаете, что под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою. Давайте для берёзок песню споём. Ребята всех отрядов встают в 2 больших круга вокруг берёзок и водя хороводы поют песню «Во поле берёза стояла».
Хозяйка - Марьюшка: В Троицу девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов, ходили в лес завивать берёзку, загадывали на свадьбу, на желания.
Ребята 4 отряда проводят игру«Веночки». Веночки для игры сплетены заранее. Играющие становятся в круг, в центре которого – мальчик с веночками. Играющие ходят по кругу, приговаривают:
Троица по улицам, по улицам идет.
А из улицы в конец идет удалый молодец.
Он туда веночки красным девицам несет.
Все останавливаются.
Мальчик: Мне куда теперь веночек положить?
Мне куда тебя, красивый, положить?
Положу тебя, веночек,
На головку милой девице.
Называет имя девочки и кладет ей на голову веночек. Игра продолжается до тех пор, пока не кончатся веночки. Девочки, получившие веночки, выходят в круг и по просьбе играющих поют и пляшут.

Хозяйка - Марьюшка: На Троицу девушки совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой.
2 девочки 4 отряда разыгрывают сценку:
1 девочка Мой веночек-то краше твоего!
2 девочка Мой веночек-то лучше твоего!
1 девочка Чем же твой веночек лучше моего?
2 девочка Чем же твой веночек краше моего?
1 девочка А листочки-то на нем блестящие, а сама-то я в венке хорошащая!
Ты-то ростом мала и собой не видна!
2 девочка Твой венок не пригож, он на веник похож.
Ты сама-то как осина, рот пошире, чем корзина.
2 скоморох А-я-яй! Что за спор?
Отчего тут сыр да бор?
Забыли, что сегодня праздник девичий
И ссориться вам запрещает обычай?
А ну, миритесь! А ну, кумитесь!
Звучит народная напевная мелодия. Все девочки становятся в два круга. Внутренний круг идет вправо, внешний – влево. Музыка прекращается. Кто остановился против кого, через веночек обнимаются, приговаривая:
Покумимся, кума, покумимся!
Нам с тобой не браниться — дружиться!
Покумимся, кума, покумимся!
Помиримся с тобой, помиримся.
1 скоморох Вот и покумились! Вот и помирились!
Эй, народ, шевелись! Пой, играй, веселись!
Скоморох проводит игру «Афанас и Николай».
Выбираются двое водящих – Афанас и Николай.
Им завязывают глаза, остальные игроки бегают вокруг водящих и кричат им: Афанас, поймай нас! Николай, догоняй!
Цель водящих – поймать одного из игроков и угадать по голосу — кто это. Если кому-либо из водящих удается это сделать, пойманный игрок становится Афанасом или Николаем, в зависимости от того, кто поймал. Ему завязывают глаза, и игра продолжается. Размеры игровой площадки в этой игре ограничиваются.
2 скоморох проводит игру «Колдун».
Скоморох: Шалуны-балуны, выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть, воеводу выбирать.
Воевода — из народа, выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец, становись в самый конец!
Все игроки убегают от скомороха, а он пытается кого-либо догнать. Если ему удалось осалить игрока, тот замирает на месте. «Расколдовать» его может любой игрок, прикоснувшись. Игрок, который был заколдован и не расколдован в течение 2-3 минут, становится «колдуном».
Марьюшка проводит свою игру «Ручеёк», после чего снова всех приглашает в праздничный зал.
В зале Скоморохи разыгрывают прибаутку.
1 скоморох Что сегодня делал, Федул?
2 скоморох С утра губы надувал.
1 скоморох Надул?
2 скоморох Надул.
1 скоморох А зачем надувал, Федул?
2 скоморох Кафтан прожог, вот и надул.
1 скоморох А велика ли дыра, Федул?
2 скоморох Один ворот остался. Вот я губы-то и надул. А ты куда идешь?
1 скоморох За семь верст.
2 скоморох Киселя хлебать?
1 скоморох Нет, комара искать.
2 скоморох Это которого же комара?
1 скоморох Да того, который за нос меня укусить хочет.
2 скоморох Да он же при тебе!
1 скоморох Где это при мне?
2 скоморох Да на носу у тебя!
1 скоморох Вот те на! Ну-ка, комара прибей.
Целься лучше, силы не жалей.
2 скоморох прицеливается и слегка шлепает первого по носу.
1 скоморох Ой, глупому в поле не давай воли. Ты чего дерешься?
2 скоморох Ты велик да глуп – Так больше бьют. Сам же напросился.
1 скоморох (обращаясь ко всем) А где наши музыканты?
Покажите-ка таланты!
Выступают ребята 3 отряда с колокольчиками и свистульками.
Колокольчик на пригорке – динь-дон, динь-динь-дон.
Звонит песню для Егорки: динь-дон, динь-динь-дон.
Звонит песню для Марфутки: динь-дон, динь-динь-дон.
Звонит песню для Мишутки: динь-дон, динь-динь-дон.
Звонит песню всем на свете: динь-дон, динь-динь-дон.
Славят Троицу все дети: динь-дон, динь-динь-дон.
А свистулька на полянке: фью-фью, фью-фью-фью!
Свистит песню для Татьянки: фью-фью, фью-фью-фью!
Свистит песню для Гришутки: фью-фью, фью-фью-фью!
Свистит песню для Анютки: фью-фью, фью-фью-фью!
Свистит песню всем на свете: фью-фью, фью-фью-фью!
Славят Троицу все дети: фью-фью, фью-фью-фью!
Затем выступают с творческими номерами ребята 1 и 2 отрядов.
Хозяйка- Марьюшка: Заканчивался праздник ритуальной трапезой: девушки садились под березкой и угощались наваристой ухой, блинами, да пирогами русскими. На Троицу также положено было делать яичницу, варить квас. Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день и с веселым хороводом возвращались домой.
Вот и наш праздник заканчивается. Приглашаем всех отведать Троицкий пирог.
Марьюшка и Скоморохи:
Пусть сердца раскроются на Святую Троицу! (Кланяются)
Заканчивается праздник чаепитием с "Троицким" пирогом.
Дети пляшут под веселую музыку и получают в награду сладости и чай
Использованные интернет-ресурсы для подготовки сценария праздника:1.Тематически е сценарии детских праздников (И. Агапова). «Здравствуй, Троица» Фольклорный праздник.
2.Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Сценарий праздника «Святая Троица».
3. Учебно-методический кабинет. Сценарий «Праздник русской берёзки».
4. Сайт Детского сада комбинированного вида №5 «Одуванчик». Сценарий православного праздника «Троицкие забавы».
Диагностика
Качество проведённого мероприятия.
После окончания мероприятия детям было предложено (рефлексия) украсить нарисованную берёзку разноцветными ленточками: красными – если праздник принёс радость, жёлтыми – если иногда было грустно, а синими – если ты на празднике скучал.
Каждый отряд из пяти, принёс свою украшенную берёзку и синих ленточек на них не было совсем. Березки дети нарядили красными лентами, а это значит - праздник удался.


Отзывы
Положительные отзывы участников праздника, как детей, так и учителей опубликованы на страницах районной газеты «Восток Алтая» от 25.07.2014 г. (Приложение 7)
Анкетирование.
По результатам, проведенного анкетирования 87% школьников узнали много нового о празднике Святой Троицы, 13% - узнали о нём впервые.
Приложение 1
Конкурс творческих работ, разработанных при взаимодействии с настоятелем Храма с. Целинного отцом СергиемКонкурс рисунков «Красота Божьего мира»
В конкурсе приняло участие 52 работы учащихся 1-5 классов

Работы победителей конкурса

Конкурс литературно - творческих работ «Это наша с тобою земля…»
В конкурсе приняли участие 25 работ учащихся 1-5 классов.
Работы победителей конкурса.
Зырянов Марк, ученик 5Б класса. Родное село
Наш край молодой и очень красивый. На Алтае есть и густые леса, бурные реки, и бесконечные поля. А у нас, в селе Целинном больше бескрайних просторов, здесь колосятся рожь и пшеница, поднимает головы подсолнух. А берёзка и тополь самые распространённые деревья в селе.
Я бывал во многих городах и деревнях своего края, но когда возвращаюсь в родное село, ощущаю душевное спокойствие, мне становится приятно и радостно. И я уже понял, что дороже всех для меня моя малая родина - село Целинное. Кажется, это самое замечательное место на Алтае и в мире.
Сегодня моё слово – о селе, селе Целинном. Это районный центр Целинного района. В нем много хороших людей, это труженики сельского хозяйства, строители, врачи, учителя и многие другие. Они работают в селе и делают все, чтобы другим людям улучшить условия проживания в родном селе.
Я очень люблю наблюдать, как растет и улучшается моё село. Каждый год здесь появляются новые, одно другого лучше, здания. А краше все наша церковь Покрова Богородицы. На территории храма летом бьёт фонтан и установлена детская площадка, она никогда не пустует. Здесь и мамы с колясками сидят на скамеечках и повсюду раздаётся детский смех.
Есть у нас большой красивый стадион, на нём проходят районные соревнования. В такие дни собираются много людей, болельщиков поддержать своих односельчан в игре.
Совсем недавно был построен каток, который зимой собирает и взрослых и детей. Даже дети учили кататься своих родителей. И всем было весело! Я рад, что в нашем селе многие люди ведут здоровый образ жизни. Еще одно место собирает людей на зимнюю прогулку на лыжах – это наша знаменитая сопка. Катаясь на лыжах, ты не только получаешь заряд бодрости, здоровья, но и восхищаешься красотой зимней природы. Когда идёшь по зимнему лесу, вокруг свисают пушистые ветви берёз и елей, чирикают птицы - становится весело и хорошо на душе.
Говоря о своем селе, я не могу не сказать о своей улице Строительной. Уж очень она красивая, живу на окраине, почти в сосновом бору. Дышу воздухом, пропитанным ароматом сосен.
История каждого человека начинается с его дома, села, района, края.
Моя история началась и продолжается здесь, на улице Строительной, в селе Целинном, Целинном районе, Алтайском крае.
И я горжусь, что живу именно здесь!
Ковьяк Дарья, ученица 1 класса
Милый сердцу уголок
У каждого человека в мире есть Родина. Для меня Родина- это Россия, мой родной Алтайский край, мое любимое село Целинное, моя улица, мой дом, родители, школа, мои друзья. Я частичка моей малой Родины.
Мое село не очень большое, но красивое. Вокруг села расположен лес. Природа нашего леса разнообразна и богата. Особенно летом. Мой дом находится на окраине села между сосновой лесопосадкой и красивым богатым березником. Выйдешь летом на улицу, а вокруг стоят белые кудрявые березы и большие, стройные, красивые сосны. Красота! А какой здесь чудесный воздух! Подует ветерок и обдаст тебя запах хвои или березового веника. А зимой снег ложится покрывалом на землю, украшает снежинками деревья. Все сияет, как будто в серебре и кажется, что я нахожусь словно в сказке.
В селе можно культурно отдохнуть, поддержать свое здоровье как детям, так и взрослым. У нас есть большой стадион в центре села, где летом я катаюсь на роликах и играю с друзьями в мяч.а для зимнего отдыха поставлена хоккейная коробка, где люди играют в хоккей или просто катаются на коньках, как и я.
Нельзя не написать о моей школе, где учат меня и моих друзей самые хорошие учителя. Школа у меня самая лучшая. А напротив школы стоит большая красивая церковь, которая является украшением нашего села. Наверно, неслучайно эти два заведения стоят рядом, ведь в каждом из них люди учатся быть людьми, любящими свою землю, природу, окружающих людей. Так говорят мои мама и бабушка, которые родились и выросли в нашем родном селе и любят его всей душой. И я тоже буду расти в родном селе и не покину его, так как это моя малая Родина и я очень его люблю.
Трудно представить себе человека, у которого нет Родины. Ведь мы люди! Даже деревья не могут жить без корней, тем более человек - без Родины. А если мы любим своё село, мы должны заботиться о каждой птичке, каждом цветочке. Ведь только от нас зависит будущее нашей России, нашего края, нашего села.
Ханеев Дмитрий, ученик 6А класса . Я – россиянин
У каждого из нас своя дорога,
Которую нам предстоит пройти.
Свой путь начнём с семейного порога,
Чтобы в конце концов себя найти!
Мне посчастливилось родиться на Алтая,
Я здесь построю дом, берёзку посажу.
Я русский человек, я – россиянин
И очень своей Родиной горжусь!
Приложение 2.
ТЕСТ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ
(источник: сайт Азбука Веры, сайт АКИПКРО конкурс «Зёрнышки добра»)
1. Великий праздник Святой Троицы еще называют
А) Пятидесятница
Б) Благовещение
В) День Сошествия Святого Духа
2. Петр произнес первую в своей жизни проповедь после:
А) Пасхи
Б) Сошествия Святого Духа
В) Преображения
3. Есть ли пол у Лиц Святой Троицы?
А) да
Б) нет
4. Существует два основных варианта изображения Пресвятой Троицы – «Троица новозаветная», на которой изображены Три Ангела, символизирующие Три Лица Пресвятой Троицы и «Троица ветхозаветная», на которой помимо Трех Ангелов изображаются двое святых – мужчина и женщина. Назовите имена этих святых?
А) Адам и Ева
Б) Авраам и СарраВ) Владимир и Ольга
Г) Мария и Иосиф
5.Какой из перечисленных церковных праздников не является двунадесятым?
А) Воздвижение Креста Господня
Б) День Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День Святой Троицы)
В) Успение Пресвятой Богородицы
Г) Усекновение Главы Иоанна Крестителя
6.В каком храме послы древнерусского князя Владимира впервые посетили Православное Богослужение?
А) Афонском монастыреБ) Гроба Господня в Иерусалиме
В) Софии Константинопольской
Г) Василия Блаженного
7. Кто из Лиц Святой Троицы обладает святостью?
А)Отец
Б) Сын
В) Дух
Г) Все Лица
8. Про Кого из Лиц Святой Троицы, кроме Бога Сына, в Евангелии сказано, что Он явился в телесном образе?
А) Бог Отец
Б) Бог Святой Дух
9. Познаваема ли рассудком сущность Триединого Бога?
А) ДаБ) Нет
10. Различна или едина воля у Трёх Лиц Святой Троицы
А) различна
Б) едина
Приложение 3
Разгадай кроссворд
( Источник: сайт Радость моя. - Июнь. - 2005. - №6)
Начало слова в лепестке, на который указывает стрелка. Все слова записываются по часовой стрелке. Если ты правильно запишешь все ответы, то в центре прочитаешь название одного из двунадесятых праздников.
1. «Я есть путь и ... и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14 глава, 6 стих).
2. Преподобный, иконописец, автор иконы «Троица».
3. Одно из имен Божиих, встречающееся в Ветхом Завете.
4. Одно из свойств Божиих. «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой ... да ведет меня в землю правды».
5. Одно из свойств Божиих как Создателя мира.
6. Праотец, к которому явился Бог в образе трех странников.

Приложение 4
Встречи со священником перед праздником, на которых дети больше узнали о православии и о традиционных православных праздниках.


Награждение в Храме победителей конкурсов в День Святой Троицы

Приложение 5
Игры на празднике Троицы
«СТЕНКА НА СТЕНКУ».Играющих 10-30 человек.Место для игры разделено линией пополам, от нее в обе стороны на расстоянии 5-10 шагов проводятся две другие линии.Играющие делятся на две команды, берутся под руки и выстраиваются друг против друга. Обе команды, подойдя к средней черте, вплотную друг к другу, стараются оттеснить противника закрайнюю линию. Игра начинается по сигналу. Команда, разорвавшая свою цепь, проигрывает. Оттеснять противника можно только грудью.
«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ В КОМАНДАХ».Играют 20-30 человек. Место игры разделено пополам чертой, от нее на расстоянии 5-10 шагов проводятся две другие линии.Играющие делятся на две команды и становятся у средней линии. По команде играющие противных партий схватывают друг друга и стараются затащить за свою конскую черту.Выигрывает команда, перетащившая большее число противников.Игрок, перетащивший противника, помогает своей команде, перетащенный же в игре не участвует.Бороться на полу и волочить соперника по полу воспрещается.
«БОРЮЩАЯСЯ ЦЕПЬ».Команды становятся на линии (между линиями - 10 шагов) лицом друг к другу, затем сходятся на средней черте так, чтобы каждый соревнующийся из одной команды занял место между двумя игроками другой. Все берутся за руки. Получается своего рода цепь, где каждая команда смотрит в противоположную сторону от другой команды. По сигналу команды стараются оттеснить противника за линию, на которой они стояли перед тем, как сойтись на середине.Игроки, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры.
«МЕТАНИЕ КАНАТА»:Игрокам из разных команд дают по канату длиной 5 – 10 метров.Канат оканчивается петлей.Задача: за три броска накинуть на вбитый в землю колышек петлю и затянуть ее.
«ВОРОТЦА»:Двум участникам игры завязывают глаза.На расстоянии 30 метров от каждого в землю воткнуты по две палки, соединенные сверху лентой.Образуются как бы воротца шириной и высотой в метр.Задача каждого из играющих – быстрее пролезть в воротца, не задев их.Всем зрителям, которые должны находиться не ближе 20-25 метров от игроков, разрешается громко подсказывать, куда идти участникам игры.
«КТО СИЛЬНЕЕ?»В четырех углах площадки на равном расстоянии от центра, ставятся стулья.На каждом стуле – цветной ПЛАТОЧЕК.Две крепкие веревки по ТРИ МЕТРА КАЖДАЯ, связываются узлом так,чтобы от узла отходили ЧЕТЫРЕ разных конца.Этот УЗЕЛ кладется в ЦЕНТРЕ ПЛОЩАДКИ, а концы протягиваются по направлению к стульям.Расстояние от веревки до стула должно быть равно 2-3 метрам.В игре участвуют ЧЕТЫРЕ человека.Они выходят на середину площадки.Каждый из них берется за конец веревки и, по сигналу, начинает тянуть веревку к себе, СТАРАЯСЬ СХВАТИТЬ ПЛАТОЧЕК, лежащий на стуле.Победителем в игре считается тот, кто ПЕРЕТЯНЕТ в свою сторону троих товарищей и первым схватит ПЛАТОЧЕК.Победители награждаются сладостями или блинами.
«КОМАНДНЫЕ САЛКИ»(хороводные салки):Все разбиваются на ТРИ равные команды.По жребию ОДНА команда ВОДИТ, игроки двух других команд становятся в круг и вытягивают согнутую в локтях правые руки ЛАДОНЯМИ КВЕРХУ.Команда водящих ходит внутри круга.Каждый водящий держит за спиной, на талии, левую согнутую в локте руку с раскрытой и обращенной ладонью и только ПРАВОЙ рукой имеет право САЛИТЬ игроков двух других команд, стараясь ударить их по ладоням вытянутых рук.Те, в свою очередь, могут, не сходя со своих мест, салить водящих, но только по ладоням рук, которые они держат за спинами.Водящие от осаливания уклоняются только поворотами корпуса.Если больше осалили водящие, то они становятся по кругу.Если больше осалили стоящие по кругу, то водящие опять водят.
«ТРИ КРУГА»:Играющие встают в три круга, расположенных один в другом.Расстояние между кругами не более одного шага.Держась за руки, играющие движутся по кругу, причем те. Что стоят во внешнем круге и те, что стоят во внутреннем круге – в одну сторону, а те, что в среднем круге – в другую.По сигналу все играющие останавливаются.Стоящие в первом и третьем кругах поворачиваются друг к другу лицом и быстро соединяют руки так, чтобы захватить кого-либо из среднего круга.Стоящие в среднем круге стараются, быстро опустив руки, присесть и избежать поимки.Те, кому это не удалось, считаются пойманными и переходят из среднего в два крайних круга.
«ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ»:Перед началом игры участники образуют два круга.Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки.Они в ходе игры изображают «клетку».Игроки внешнего круга за руки не держатся.Это – «птицы».Под музыку «клетка» движется вправо, а птицы – влево.По сигналу клетка останавливается, игроки поднимают руки вверх.В это время «птицы» могут свободно влетать и вылетать из нее.Клетка не может задерживать «птицу».По второму сигналу клетка захлопывается, т. е. Все опускают соединенные руки вниз и приседают.Пойманные «птицы» становятся во внутренний круг, который увеличивается в размерах.После этого игра возобновляется.Так она проводится 3-4 раза.Подсчитывается количество пойманных «птичек».Игроки в кругах меняются ролями.Теперь тот, кто изображал «клетку», становится «птицей! И наоборот.Игра повторяется так же 3-4 раза.Выигрывает ТОТ круг, который сумел в ходе соревнования поймать больше «птиц».
Игры закончились.
«ВЕСЕЛЫЕ ТРОЙКИ»:Участники игры сначала встают в кружки по три человека.Затем двое берутся за руки, а третий встает в середину.В середине большого круга находится Водящий.По команде Водящего: «Средний, ко мне!» - стоящие внутри пар выходят в середину большого круга и берутся за руки вместе с Водящим.По второй команде все, образовавшие внутренний круг, держась за руки, движутся в одну сторону, а те, кто находится во внешнем круге, - в другую.Пары внешнего круга могут двигаться боковым шагом, приплясывая или кружась.По сигналу руководителя пары останавливаются и приподнимают руки, а все находящиеся во внутреннем круге, в том числе и Водящий, стараются занять место в середине КАКОЙ-ЛИБО ПАРЫ.Оставшийся без места становится Водящим.При повторении игры в каждой тройке игроки меняются местами так, чтобы по команде: «Средний ко мне!» - в круг выходили каждый раз новые игроки.Игра пойдет веселее, если ее проводить под музыку.Тогда, двигаясь по кругу, пары могут танцевать какой-либо танец, а внутренний круг – повторяет движения, которые показывает Водящий.Тот, кто остался без места ДОЛЖЕН по желанию играющих что-нибудь исполнить: станцевать, спеть и т.д.Может быть два водящих: один – скоморох, а другой – кто-то из детей.Скоморох только командует, а ребенок играет – как описано выше.Скоморох – водящий постоянный, а дети-водящие меняются.
«ОБЖИМАЛКИ».Звучит музыка. Дети прыгают, кружатся, танцуют.Музыка обрывается и кто-то из скоморохов называет число: допустим – «ТРИ». И все «обжимаются ( то есть – обхватывают друг друга )по ТРИ человека.Дети тут же берутся за руки и образуют «хороводики по-трое».Музыка.«Хороводики» кружатся.
Пять! Дети объединяются по пять человек… И так далее.
"НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ".Играющие становятся парами по кругу лицом к центру:впереди - девчонки, сзади - мальчишки.Звучит веселая, динамичная музыка.В центре круга стоят ДВА ВОДЯЩИХ (в начале игры это могут бытьскоморох и скоморошина).Один из них подает команду: "Девчонки направо, за мной!"Все девчонки двигаются вслед за ним.Другой водящий подает свою команду: "Мальчишки, за мной!"Все мальчишки двигаются за ним.Водящие делают, под музыку, свои движения - все движущиеся за ними ПОВТОРЯЮТ эти движения.Как только музыка прерывается, все бегут, возвращаясь каждый к своей паре.ВОДЯЩИЕ, в это время, СТАРАЮТСЯ ВСТАТЬ В ПАРУ с кем-нибудь из представителей противоположного своему пола.Тот, кто остался без пары, становится ВОДЯЩИМ и продолжает игру.
"ДВА КРУГА".Играющие становятся в ДВА круга:один – ВНУТРЕННИЙдругой - НАРУЖНЫЙ.В одном из кругов - ДЕВЧОНКА, в другой - МАЛЬЧИШКИ: кого больше, тот занимает наружный круг.Будем считать, что мальчишек у нас меньше. Поэтому, они занимают ВНУТРЕННИЙ круг.Под музыку, мальчишки, стоящие во ВНУТРЕННЕМ круге, взявшись за руки идут по кругу ПРОТИВ ЧАСОЙ СТРЕЛКИ.Одновременно девчонки, положив руки себе на пояс, идут по кругу ПО ХОДУ часовой стрелки.Звучит сигнал ( или музыка обрывается ).Мальчишки кидаются к девчонкам и пытаются их осалить.Девчонки - с визгом – садятся на корточки. Если девчонка успела присесть, то она в «домике» и ее салить нельзя. Если не успела присесть и ее осалили, то она становится в мальчишеский круг и помогает им ловить других девчонок.Игра повторяется несколько раз.При желании – мальчишки и девчонки могут поменяться местами.
Вариант подобной игры:«ХОРОВОДНЫЕ САЛКИ»:Все дети берутся за руки и образуют круг.После этого мальчишки делают шаг вперед, образуя второй круг внутри первого.Под музыку оба круга начинают двигаться:внешний – в одну, а внутренний – в другую сторону.Музыка обрывается.И мальчишки стараются запятнать девчонок, находящихся во внешнем кругу.Однако, тех девчонок, которые успевают повернуться к ДРУГ ДРУГУ ЛИЦОМ и ОБНЯТЬСЯ, пятнать нельзя.Те же девчонки, которых запятнали, берутся за руки и образуют свой круг внутри второго.Получается три круга: девчонки – мальчишки – девчонки.Игра повторяется вновь.На этот раз мальчишки могут пятнать девчонок, которые находятся вовнутреннем и внешнем кругах.При повторении игры мальчишки и девчонки меняются местами. Игра окончена.
«ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ»Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят! Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.
«ЗАЙЦЫ И ПЛЕТЕНЬ»
Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - - коридор шириной 10— 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают: Заяц, заяц не войдет В наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся! При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают: Не войдет и другой раз, Нас плетень от зайцев спас. Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов. Игра «Ручеёк» «ПЛЕТЕНЬ»Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро». Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест). 1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова: От плетня упала тень - В зной прохлада радует. 1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова: Хорошо, что сам плетень На меня не падает. 3 и 4 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова: От плетня упала тень - В зной прохлада радует. 3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова: Хорошо, что сам плетень На меня не падает.
Приложение 6.
Стихи к празднику
Перед иконой Святой Троицы
Татьяна Шорыгина
И вот я в Третьяковке снова
Смотрю на “Троицу” Рублева:
Как прежде, чувствую волненье
Пред светлым миром единенья
Трех кротких Юношей Святых –
Как милосерден облик Их!
Рублев замкнул Их тесным кругом,
Они склоняются друг к другу
С любовью, лаской молчаливой.
Полны глубокого значеньяИх лица, позы, облаченья!
Воспитанник монастыря,
Он Троицу писал не зря –
в раздорах плакал земля…
Как не хватает мне самой
Терпенья, кротости порой
И мудрого святого слова
Великой “Троицы” Рублева.
Троица
Иван Бунин
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
А в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.
Всюду Бог
Виктор Афанасьев
В этой чуткой тишине,
В этой шири полевой,
В этой синей вышине
У меня над головой,
В серебре текущих вод,
В ветре тихом, словно вздох,
Чую сердцем, что живет
Всюду все создавший Бог!
Солнышко
Иван Бунин
Милое солнышко, Божье творение!
Ярко твое золотое горение,
Щедро тепло разливая вокруг,
Всех ты людей обнимаешь как друг.
Рады тебе и цветы благовонные,
И на деревьях листочки зеленые,
И стрекоза, и трава на лугу,
Где я за бабочкой быстро бегу…
Дождик прольется и, сердце нам радуя,
Ты зажигаешь чудесную радугу,
И загорается ярче звезды
В зелени каждая капля воды.
***
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы,
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
Весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!Зеленый шум
Николай Некрасов
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако; все зелено –
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!…
Мой садик
Алексей Плещеев
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень;
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень…
Правда, нет в нем белых лилий,
Горделивых георгин,
И лишь пестрые головки
Возвышает мак один.
Да подсолнечник у входа,
Словно верный часовой,
Сторожит себе дорожку,
Всю поросшую травой…
Но люблю я садик милый:
Он душе моей милей
Городских садов унылых,
С тенью правильных аллей.
И весь день, в траве высокой
Лежа, слушать бы я рад,
Как заботливые пчелы
Вкруг черемухи жужжат.
Утро на Троицу
Татьяна Шорыгина
Роща юная, белоствольная
На заре росою умоется,
Звоны слышатся колокольные –
Воскресенье святое, Троица!
Звоны чистые, колокольные
Разливаются в поднебесье.
Славят Троицу нивы привольные,
Славят птицы звонкою песнею.
И любое Божье творение,
Повторяя молитву вслух,
Славит Вечное единение–
Бог – Отец, Бог – Сын и Бог –Дух!
Хоровод берез
Татьяна Шорыгина
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно девочки-подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот – закружился хоровод!
Стихи о Троице для коллективного чтения
Роща юная, белоствольнаяНа заре росою умоется,
Звоны слышатсяколокольные –
Воскресенье святое, Троица!
2. Звоны чистые, колокольные Разливаются в поднебесье. Славят Троицу нивы привольные, Славят птицы звонкою песнею. 3. И любое Божье творение, Повторяя молитву вслух, Славит Вечное единение: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог–Дух.
4. Ах, Троица, ах, Троица, зеленая пора! Как дышится, как молится, Как звонится с утра! 5. И сердце очищается Любовью ко всему, И так легко прощается, Когда идешь к Нему.
6. Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно девочки-подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод!
7. Пятидесятый после Пасхи день. Уж солнышко по-летнему сияет. Церковных куполов ложится тень На луг, где капельки росы блистают. 8. Как мир прекрасен- только посмотри! И душу все приводит в изумленье. Прекрасен день с зари и до зари, Все хором: Ведь это - нашей Церкви День Рожденья!
Приложение 7
Информационное сопровождение праздника на сайте школы МБОУ «Целинная СОШ №2» http://digfoot.3dn.ru/news/2014-06-10-369На сайте Барнаульской Епархии HYPERLINK "http://www.altai-eparhia.ru/eparhia/letopis/?ID=7482"http://www.altai-eparhia.ru/eparhia/letopis/?ID=7482
Статья о прошедшем в школе празднике Троице учителя начальных классов Савельевой Е. В. в газете «Восток Алтая» 25.07.2014 г.

Статья Колесниковой С. Н. в газете «Лампада» от 1.07.2014 г. о празднике Троице, прошедшем в пришкольном лагере «Огонёк»