конспект урока по Основам Православной культуры на тему Святой Василий Блаженный 6 класс


Предмет: Православная культура Деятельность
учащихся
Класс: 6 Тема урока: «Святые Христа ради юродивые. Василий Блаженный» Тип урока: Комбинированный Цель урока: Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия. Задачи урока:
1.Образовательные: - обучающая: раскрыть перед учащимися значение слов «Русские святые», « Христа ради юродивые»; дать знания о святом Василии Блаженном;. ознакомить детей с историей ,праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла Православного искусства
2. Воспитательные
- содействовать воспитанию уважения к истории России, ее прошлому;
-воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.
-способствовать формированию духовно-нравственного потенциала учащихся;
3.Развивающие: - развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное ;продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, умения работать с историческими документам; формирование исторического подхода к событиям; ;
развитие творческого мышления учащихся; приобщение к культурному наследию прошлого своего народа. Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование Компьютер, учебник «Православная культура» Л.Л.Шевченко. Презентация, макет храма на нём прикреплены церковнославянские слова Межпредметные связи: литература поэт Алексия Хомякова «Подвиг», история России границы России, Иван Грозный ,музыка, ИЗО. Организа-ционный момент
(2 – 3 мин.) Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок: вы видите много гостей, давайте их поприветствуем.
Сегодня на нашем уроке мы продолжим мысленное путешествие в эпоху Ивана Грозного, чтобы ещё раз убедиться в его стремлении сделать Россию великой и процветающей страной. Формирование
новых знаний
Подведение итогов урока.
Рефлексия
Ребята! О чём мы с вами говорили на прошлом уроке ? Мы с вами на уроках истории говорили о том, как мужественно вели себя русские люди. Многие из них проявляли героизм, сохраняя православную веру.
- Вспомним имена святых:
Знатный подвиг монахов- воинов Александра Пересвета и Родиона Осляби; ( Куликовская битва )
Святые Борис и Глеб. ( Невская битва).
А как смирял себя святой благоверный князь Александр Невский , поехав на поклон в Орду
Слайд 1)
У поэта Алексия Хомякова есть стихотворение :Подвиг есть и в сражении,
Подвиг есть и в борьбе.
Но высший подвиг в терпении, смирении и любви
Учитель:
? – Ребята . а легко ли смирять себя?
?- Какие христианские добродетели проявляются в подвиге?
Опрос дом. Задания (Фронтальный опрос)
? – Давайте ещё раз вспомним какие христианские подвиги совершил святой митрополит Филипп?
? Но , чтобы ответить нужно вспомнить его жизнь?
1.Расскажите о детских годах жизни святителя Филиппа, и о том, какие благочестивые обычаи были заведены в семье боярина Колычёва?
2.Почему Фёдор решил посвятить себя служению Богу ? ( найдите в учебнике на стр.152)
3.Какое имя получил Фёдор когда принял постриг?
4. Почему выбор царя Ивана Грозного пал именно на Соловецкого игумена?
4. О необходимости выполнения, каких заповедей Христовых напоминал митрополит Филипп царю Иоанну?
4. Назовите христианские добродетели , которые проявил святитель?
5. Какой русский царь принёс покаяние за преступление, совершённые его предком? ( Алексей Михайлович)
Вывод: какой- же подвиг совершил митрополит Филипп?
Христианский подвиг Инока Филлипа1. Духовное мужество.2. Смелость.3. Жертвенная любовь.4.Вера.5.Надежда
Итог дом. задания. ( Учащиеся оценивают свою работу)
Учитель:
Мы с вами знаем, что святой Филипп построил на соловках два величественных храма. Один из этих храмов у нас на доске, но его закрывают православные слова на церковнославянском языке.
Игровой момент : « Прочитай слова на церковнославянском языке и объясните их значение».
Апостолы, Пророки, благоверные, преподобные, бессеребренники, Мученики, праведники, святители, святые , Блаженные, Юродивые.
- Какие из слов на доске являются для вас новыми?
- Блаженные
- юродивые
Учащиеся оценивают свою работу
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Слайд 3)
- Посмотрите на слайд и скажите, какая тема нашего урока?
Тема нашего урока: «Святые ради Христа юродивые. Василий Блаженный»
- Сформулируйте цель урока, опираясь на записанный на доске план.
План урока:
Святой Василий Блаженный.
Сияние Святости
Учитель говорит тему и задачи урока.
(Итак, на протяжении двух уроков мы с вами мы будем говорить о блаженных, юродивых. А сегодняшний наш урок посвящён святому Василию Блаженному).Проблема урока:(Слайд 4)« Блажен, кто ненависть людскую любовью может побеждать»
И. Никитин
Ученик рассказывает (Слайд 5)
Не ищи дороги лёгкой-
Благодать на трудных ждёт.
Ты пройди путём коротким-
Тем, что к истине ведёт.
Каждый ищет радость счастья,
Словно дверь в твоей судьбе.
Факел вечности не гаснет.
Ты ищи его в себе.
Учитель : Каждый человек хотел бы устроить свою жизнь так, чтобы быть счастливым. Но как найти путь к счастью?
- каким надо быть, чтобы не пройти мимо своего счастья?
- У вас на парте лежит таблица. Запишите в первую колонку таблицы « Ценности жизни человека мирского»
Ценности жизни человека мирского
Ценности жизни Христианского святого
трудолюбие ,ответственность Бережливость, уважение Учитель:
Христиане всегда искали ответы на все важные вопросы жизни в Слове Божием. Как то раз , когда спрашивали ученики Иисуса Христа, в чём состоит счастье жизни человека, он рассказал им о заповедях Блаженства.
- о каких заповедях блаженства сказано в священной истории Нового Завета? ( о 9 заповедях блаженства правилах устроения счастливой жизни..) Слайд 6
- Что же означает слово блаженство?
В церковнославянском языке означает счастье и многие люди хотят быть счастливыми.
В Евангелии сказано, сто счастливым человек может стать, если он уклоняется от всякого греха т.е. недобрых поступков, слов, мыслей) и исполняет заповеди Божии.
- Сколько у нас заповедей Божьих?
- какие вы знаете заповеди?
Но иногда люди сбивались с правильной дороги, искали счастья на кривых тропинках земного богатства. Но рано или поздно тропинка вновь заводила в тупик, не дав ожидаемого счастья. Тогда христиане вновь обращались к Слову Божиему и читали в нём:
(Слайд 7)
« Блаженны (счастливы) непорочные в путь, ходящие в законе Господнем»
Этот означало, что счастливыми становились чистые( непорочные) сердцем люди, которые боролись со страстями ( пороками ) и выполняли правила жизни, определённые Богом – Его Закон.
Все христиане стремились к спасению души, старались выполнять заповеди. Но путь послушания заповедей Божиим был трудным.
Святые шли путём всецелого послушания воле Божией. Не обращая внимания на преграды: насмешки гонения и даже смерть. Одним из таких христианских путей человека к Богу был путь юродства Христа ради.
( слайд 8)
Христа ради юродивыми- называли святых, жизнь и христианский подвиг которых сочетались с проявлением странности, чудаковатости в поведении.
Ради Христа юродивые отказывались не только от всег благ и удобств земной жизни, но иногда и от общепринятых норм поведения в обществе.
Многим такие поступки были не понятны. Иногда они зимой и летом ходили босиком, а кто-то – вообще без одежды. Над ними смеялись. Называли глупыми, гнали. Но они проявляли глубокое смирение, не Отвечалина оскорбления. Они полностью принимали заповеди Христа и следовали им в своей жизни.
На Руси юродивых называли людьми Божьими, блаженными- счастливыми, потому что они жили в Боге и для Бога.
- как вы думаете, зачем нужен такой странный вид святости, как юродство?
- что святого может быть в человеке, который ведёт себя глупо?
А поможет нам ответить на этот вопрос Святой Василий Блаженный.
2. Рассказ о святом Василии Блаженном. Слайд 9
Святой Василий блаженный жил во времена Иоанна Грозного.
Морозным декабрьским утром 1468 года в подмосковном селе Елохово в бедной крестьянской семье родился мальчик. Его окрестили и назвали Василием. Душой стремился к Богу выполнял заповеди Божии любил ходить в храм. Постоянно молился , избегая детских развлечений.
Когда , мальчик подрос его родители отдали в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богоязненный юноша, был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно.
Слайд 10
Один купец зашёл в мастерскую заказать себе сапоги, прося сделать их такими. Чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: « сошьём тебе такие, что и не сносишь их». На недоумённый вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, потому что скоро умрёт. Так и случилось.
Слайд 11,12 Слайд 13
Ходил по улицам с посошком в руке. Странными казались людям его поступки: то лоток с калачами опрокинет, то прольёт у торговцев кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного. Но он радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось , что калачи были плохо испечены. А квас прокис и не пригодный для питья. И понимали люди, что блаженный обличал лживых и неправых людей.
Слайд 14, 15 Видео фрагмент ( Иван Грозный и Василий Блаженный)
Слайд 16« Преблаженный Василий ! Молись усердно Христу Богу нашему за город наш Москву и за все города и селения русские и воистину будь помощником в победе!»
Слайд 17
Святость жизни блаженного привлекла к нему за молитвенной помощью и царя, и царицу, и князей и простых людей.
Видео фрагмент ( иностранные купцы) слайд 18
Слайд 19,20, Слайд 21, 22, 23
Вскоре стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; Через 30 лет после кончины блаженного, царь Фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, велел устроить в Покровском соборе предел во имя Василия Блаженного, а на месте где он был погребён, соорудил для его мощей серебряную раку. С тех давних пор собор во имя Покрова Божией матери в народе стали называть храмом Василия Блаженного.
Слайд 24
Ученик читает : стих-е « Храм Василия Блаженного»
С моста над Москвою-рекою
Нам виден Васильевский спуск.
Там храм, возвышаясь горою,
Стоит, не стряхнув снежный груз…
Тот груз пусть совсем символичен -
Украсил зимой купола.
Ведь храм красотою отличен,
Зря снег мать зима намела...
Вам скажет любой очевидец,
Что время не властно над ним.
Василий Блаженный - провидец,
Хранит его светом своим...
Вывод : Юродивые - это зеркало для людей. Они своим примером пытались вразумить людей, доводя до абсурда те пороки. Которые свойственны многим из нас .Они будучи очевидно святыми людьми, сподобившимися от Бога дара чудотворения, в карикатурной форме изображали мелочную обидчивость, зависть, сварливость, давая людям возможность посмотреть на себя со стороны. Посмотреть и устыдиться
Работа с таблицей.
( продолжаем заполнять таблицу,)Назовите и запишите ценности жизни христианского святого.
Ценности жизни человека мирского
Ценности жизни Христианского святого
трудолюбие ,ответственность вера , любовь к Богу, ближнему, смирение,
Бережливость, уважение, деньги, власть Сравните ценности жизни человека мирского и христианского святого.

Связь с современностью. Назовите святого нашей епархии .( св.Макарий Оренбургский )
Закрепление материала:
В чём же видел счастье в своей жизни Василий Блаженный?
2. Ребята ! Давайте выполним самостоятельную работу. Работа с учебником ( тест) Стр.145 зад 6
3.Что означает слово блаженство, юродство ?4.задание 5 стр. 144 выбери правильный ответ. ( Работа в парах)
5.задание 6 стр.145 ( ответы детей : здесь представлены не только заповеди блаженства и заповеди Моисея. Четыре заповеди блаженства и выполнил Святой Василий) 6. Выполни задания . Изучаем церковнославянский язык.стр.141 ( работа с учебником).
Слайд 25
7.А теперь давайте вернёмся к проблеме нашего урока и ответим на вопрос.
задание 3 стр. 143
- Что вы сегодня узнали нового на уроке?
- какие задания вы выполняли в течение урока?
Оценки за урок
Учащиеся оценивают свою работу
( Учащиеся оценивают свою работу)
Ответы учащихся
Работа с учебником
Работа в группах
Самопроверка
Ученики дают объяснение понятиям
Работа в парах
.
Учащиеся называют 10 заповедей.
Самостоятельная работа
Выдача домашнего задания Пар.10 творческое задание составить кроссворд « Святые Руси». Подготовить сообщение о св.Макарии Оренбургском.