Исследовательская работа на тему «По святым местам Володарского района. Храм Троицы Живоначальной в селе Старково Нижегородской области»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №10
Межшкольная научная конференция учащихся
общеобразовательных организаций Володарского муниципального района
«Путь в науку»
Секция «ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ»
Исследовательская работа на тему
«По святым местам Володарского района.
Храм Троицы Живоначальной
в селе Старково Нижегородской области»
Работу выполнили:
Захарова Ирина,
Зубанов Алексей,
учащиеся 8 «а» класса
МБОУ СШ №10 г.Володарск
Руководитель:
Дектярева Мария Валерьевна,
учитель Iквалификационной категории
МБОУ СШ №10г.Володарск
г. Володарск, 2016 г
Содержание
Стр.
I.Введение II.Глава 1.Храм в прошлом 1.1История возникновения села Старково. 1.2Основание храма
1.3 Дальнейшая судьба. Храм в разные
эпохи своего существования. III. Глава 2. Храм сегодня 2.1Особенности храмовой архитектуры
Троицкого храма 2.2 Внутреннее убранство Троицкой церкви 2.3Исследование «Химический анализ воды со святого источника с. Старково» IV.Заключение V.Список литературы и Интернет - ресурсы VI.Приложения
Введение
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена духовному воспитанию общества. Христианство- самая крупная мировая религия, не только по числу приверженцев, но и по географической распространённости, т.к. в каждой стране найдется хотя бы одна христианская община.
Для служения богу людям нужны были специальные места и они стали строить храмы. Храмы издавна возводили в память о тех или иных событиях и героях, поэтому храмы всегда играли значительную роль в жизни страны и людей.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему человек ходит в храм?
Я родился в 2001 году в г. Володарске,а крестили меня в селе Старково в Троицкой церкви…
О своей малой родине многим хочется знать побольше. Мой дедушка часто бывает в этой церкви, многое рассказывает, возникло желание посвятиться этой теме. Тем более, во время знакомства с отцом Владимиром. Когда мы с нашим руководителем по научной работе побывали в храме, меня поразило то, что о храме даже нет книг и других печатных изданий, а только лишь архивный материал и мне стало интересно, а смогли бы мы, простые школьники,собрать всю имеющуюся интересную информацию воедино и привезти в храм настоятелю.Поэтому я выбрал именно эту тему для исследования. Над исследованием истории Троицкого храма села Старково трудились я и моя одноклассница. В своей работе мы выделили следующие вопросы:
Проблема: Что является причиной рождения, закрытия и возрождения церкви в селе Старково?
Актуальность: В последнее время в нашей стране происходит постепенный возврат к нравственно- этическим нормам поведения, которые проповедует христианство и люди стали все чаще задумываться над тем, что написано в Библии и что может дать Бог людям. Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках ИЗО и МХК учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Нам кажется, что это важно знать каждому культурному человеку, патриоту своей страны. Тем не менее, нужно знать не только знаменитые достопримечательности, но и достопримечательности, находящиеся в своём городе, районе. Возможно, на первый взгляд покажется, что в маленьком городе нет никаких важных мест и достопримечательностей, а ведь нужно только поискать и тогда нам откроется много интересного о нашем населенном пункте. А изучать свой край надо, ведь у каждого места своя история, и храмы не исключение. У каждого из них своё прошлое, настоящее и будущее, свои особенности. О некоторых храмах очень мало информации, многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. О каком- либо старом месте мы можем узнать из слов старожилов и своих родственников. Вот об этом мы хотели бы рассказать в своей работе.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
При написании работы нами были использованы материалы Государственных архивов Владимирской области, личный архив настоятеля Отца Владимира Троицкой церкви селаСтарково, статьи из районной газеты «Знамя», а также воспоминания старожилов села.
Цель исследовательской работы: Изучить историческое прошлое храма села Старково и как можно полнее его воссоздать. 
Задачи: 1.Найти сведения в начальный этап истории храма в селе Старково и его восстановления.
2. Показать роль храма в современное время.
3.Провести химический анализ воды со святого источника в Старково.
Методы работы: поисково-исследовательский(поиск архивных документов, поиск и изучение печатных источников по данной теме, поиск и работа со старыми фотографиями, работа с печатными СМИ, интервьюирование).
Предмет работы: история Троицкого храма в с. Старково Володарского района
Гипотеза работы:  без знания своей истории, без истинной православной веры, нельзя стать полноценной и развитой личностью, стать патриотом и гражданином своей страны.


1.Храм в прошлом
Первое известное нам упоминание о селе Старково,тогда еще небольшойдеревушки,относится к началу 15 века.В то время на Руси было несколько крупных монастырей, в которых проживали (подвизались,если выражаться церковным языком) монахи, трудники, паломники - люди, чьими молитвами держалась, да и сейчас держится не только земля российская, но и весь мир.
И мир, то есть общество и государство, считал своим непременным долгом помогать своим молитвенникам. Кто-то своими прибытками, кто-то личным участием давали возможность монахам жить, строить, благоукрашать свои обители. Земля, на которой стояло Старково, входила в состав Суздальско-Нижегородского княжества. В 1446 году во главе Суздальского княжества стояли два брата: князья Василий и Федор Шуйские. От их краткого правления дошла до нас жалованная грамота: «Князь Василий Юрьевич да князь Федор Юрьевич пожаловали архимандриту Спасского монастыря и его братию.... что пустынка их в нашей вотчине в Гороховце Святый Василий и что их деревни того монастыря Мячково, Пухма, Старково, а на Мещере Бежаново, Новоселки да Оносовское и кто имеет житии людей в тех краях»*. Нам здесь интересно то, что впервые упоминается деревня Старково. Как далеко вглубь веков уходит возникновение этой деревеньки, нам пока не известно. Можно предположить, что это связано с расширением границ русского государства на восток. Основание Гороховца в XII веке, Нижнего Новгорода в началеXIII в. влекло за собой и хозяйственное освоение новых земель: тут и там появлялись новые деревеньки, починки.
____________________
* Государственный архив Владимирской области. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии Акты исторические,т.1,№25.
Вслед, а скорее всего вместе с крестьянами-христианами шла церковь: люди нуждались в духовной помощи и поддержке. Именно поэтому суздальско-нижегородские князья, как упомянутые здесь, так и все другие просили духовные власти, в частности, игумена Нижегородского Печерского монастыря Дионисия,впоследствии архиепископа Суздальского, основать в своем княжестве монастыри. И св. Дионисий благословил 12 своих учеников, в том числе и прп.Евфимия, тогда простого монаха, на этот духовный подвиг. Итак, начиная с 15 века старковские крестьяне находились под защитой монастыря, отделяя часть урожая на пропитание братии.
До 1764 года село принадлежало Спасо-Ефимиеву монастырю.
К середине 17 века государство решило изменить порядок налогообложения своихподданых: вместо поземельного налога ввести подушный (подушевой). С этой целью была проведена перепись населения. Были подготовлены писцы, которые обходили дом за домом все города и веси обширной уже и в то время земли русской. Из составленных ими писцовых книг мы и узнаем, чтов 1628 г. в деревне Старково находились «двор монастырский, а в нем дворник1, монастырских послушников 2 двора, 7 дворов крестьянских да 3 бобыльских2, пашни монастырской 5 четей3 в поле, а вдвупотомуж(при существовавшей в то время трехпольной системе земледелия это означало еще 5 четей под озимым севом и еще 5 под паром,«отдыхало»), крестьянской 13 четей и вдвупотомуж, перелогу и лесом поросло 30 четей, три знамени бортних4». По документам той поры храма в Старкове не существовало. Но уже через 50 лет - в 1678 году в переписных книгах числится деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Самое важное - оно стало селом, в нем появилась церковь.
_________
1Дворник- человек, наблюдающий за монастырским хозяйством
2Бобыль - крестьянин, не владеющий землей
3Четь- площадь примерно в полгектара
4Бортья-дуплястые деревья, в которых разводили пчел
5 Подушная подать-налог, взимаемый в равном или почти в равном размере со всех лиц мужского пола.
Земля была единственным ресурсом, которым располагало государство для награды за верную службу главному своему боевому сословию-дворянству.
И земля стала изыматься от монастырей государству. Это произошло и с землями вокруг Гороховца, в том числе и в Старково.
Появление церкви вполне вписывается в общий подъем церковной жизни, который происходил в середине века в России. Строился монастырь в Гороховце, в 30 верстах к северу, на Флорищевой горе, зачинался монастырь-знаменитая впоследствии Флорищева пустынь, тут и там возводились приходские церкви.В Раменском стану(ныне с.Золино) на речке Надедовке на погосте выстроили в 1679 году церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, просуществовавшей до гонений 20 века.Прихожанами ее были жители деревень Мишуково, Ильиной горы, Сидельниково, Талашманово.
В 1678 году переписчик С.И.Колычев записал: « с. Старково, а в нем церковь во имя ЖивоначальноТроицы. Причетники: поп Иван Семенов да дьячекМартынкоАндреев.А строилась церковь когда село было еще под ведением Спасо-Евимиева монастыря. Еще в конце 19 века в церкви хранилось Евангелие 1688 года с надписью по листам: «Сия кнгигаСпасо-Евфимиева монастыря села Старкова церкви Живоначальной Троицы. Приложил оное того села прихожанин Тит Иванов».(Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии;вып.5,Вл.1898 г.). И вот уже три с половиной сотни лет, почти без перерыва, совершаются богослужения на земле старковской. Ветшали от старости храмы, на их месте возводились новые, но место это, выбранное Богом и людьми, и сейчас притягивает всех ищущих утешения в скорбях, очищения душ от грехов, приобщения Тела и Крови Господа и Бога нашего Иисуса Христа. А сколько людей стали здесь наследниками Царства Божия через крещение водою и Духом.
А сколько душ христианских проводили в вечную жизнь здесь, в святых старковских храмах. Четыре храма сменили друг друга за три с половиной лет существования старковского прихода. Немного мы можем о них рассказать. Немного документов сохранилось в архивах. Ясно одно: как бы ни было трудно, старковцы всегда старались сохранить свою церковь и поддерживать ее благолепие. Шли годы.Одно поколение сменялось другим.А церковь старковская,как и все церкви обширной земли российской,исправно служила людям: крестила,венчала, отпевала, приобщала Господу Богу души наших простых,терпеливых,трудолюбивых дедов и прадедов.
Приход Троицкой церкви,кроме жителей Старкова,составляли жители близлежащих деревень:Мулина,Нестерова,Деева(именно так,а не Девы как сейчас пишут), Гладкова,Покрова.
По писцовым книгам 1628 года в Покрове было 5 дворов крестьянских и 2 бобыльских, в Мулине 9 дворов, в Дееве 7 дворов (для сведения, в 1897 году в Старкове было 105 дворов, в Покрове 33 двора, в Мулине 84 двора, в Дееве-14).
А о монастыре вс.Мячково в той же переписной книге 1678 года написано следующее: «В вотчине Спасо-Евфимиева монастыря монастырь Васильевский на озере Кура, в нем церковь во имя Василия Кессарийского да трапеза прп.Евфимия Суздальского чудотворца.На монастыре 4 кельи.» (РГАДА1,ф.1209,оп.1,д. 15406).
Сельские церкви в 17 веке не отличались архитектурным разнообразием (см.Приложение): прямоугольный сруб, простейшее покрытие, пристроенная колокольня. Они были, как правило, холодными. В зимнее время, для тепла, зажигалось много свечей. Отсюда частые пожары. Что случилось, уже в 1795 г., и со старковской церковью.
____________
1.РГАДА- Российский государственный архив древних актов
Надо было как можно скорее строить новую. Самым привлекательным в этой ситуации оказался вариант, предложенный гороховецким купцом Василием Федоровичем Опариным. Дело было в следующем.Близ Гороховца, на Быстрицких лугах был заброшенный погост с хорошо сохранившейся церковью во имя Николая Чудотворца того же примерно возраста, что и сгоревшая в Старково. Еще в конце 17 века она действовала и служили в ней попы Семен Иванов и Василий Федоров, дьячек Федька Иванов, пономарь Васька с братьями. Но, вот, через полвека погост по каким-то причинам запустел и церковь оказалась ненужной в этом месте. Этим и воспользовался смекалистый купец, предложив старковцам перевести ее и поставить на место сгоревшей. Общество с предложением согласилось и деятельный купец Опарин приступил к делу. Прежде всего, он подал прошение на имя правящего архиерея Владимирской епархии - тогда им был епископ Владимирский и Ярополческий Платон(Петрункевич). Напомним, что село Старково до 1930 года входило в состав Владимирской губернии. Разрешение было получено и в сентябре 1749 года церковь на Быстрицком погосте разобрали и перевезли в Старково. В декабре Василий Опарин подал второе прошение, уже с просьбой установить церковь на месте. И здесь разрешение, в данном случае храмозданная грамота, тоже было не в долгом времени получено. Эта грамота была передана на хранение священнику старковской церкви Михаилу Григорьеву и дьякону Андрею Яковлеву. Началась работа по возведению церкви, в которой, без сомнения, участвовало все население села. Под бдительным присмотром гороховецкого духовного правления. То есть все делалось, как говорится, чин по чину. В октябре 1750 года энергичный купец Опарин докладывал в очередном прошении владыке, что церковь в селе по подобию прочих святых Божиих церквей построена, «надлежащим церковным благолепием украшена и ко освящению приличное все изготовлено». Гороховецкое духовное правление послало владыке свой рапорт, в котором подтверждало, что все сделано по правилам и новосделанный храм можно освящать.
Однако по каким-то причинам указа об освящении храма не последовало и служба в нем проводилась на старом антиминсе.
В июле 1754 года неугомонный купец опять послал правящему архиерею рапорт, в котором изложил всю историю строительства храма в Старкове и вновь убедительно просил владыку прислать указ об освящении: «А дабы Вашего Преосвященства архипастырским благословением повеленопрестол как издревле во оном селе и вышепоказанной сгоревшей церкви до сего имелся Живоначальной Троицы и с которой церкви и освященный антиминс от пожару соблюден и имеется ныне в целости ...по означенному от гороховского духовного правления представленному свидетельству дать Вашего Преосвященства благословенную грамоту и о сем моем прошении решение учинить». (ГАВО,ф.556,оп.1,д.53,д.91).
На сей раз реакция архиерея была быстрой: по его резолюции уже через несколько дней ему было доложено, что деревянная, об одной главе церковь в селе Старково построена, «..церковная и алтарная утварь, индития4 и срачица5, сосуды и ковчег новые, из чистейшего олова, священнослужительские одеяния из разных материй имеются...». После выполнения еще некоторых, по большей части формальных, требований благословение на освящение храма было получено. «...И дана сия наша благословенная грамота ради освящения вновь построенной епархии нашей в Гороховском уезде в селе Старково церкви в тоже храмоименование...и сего ради дадеся сия наша благословенная грамота рукою нашею подписанная и кафедральною печатью утвержденная в богоспасаемом граде 'Владимире в нашем архиерейском доме лета воплощение Божия слова 1754 июля 11 дня. Подлинная благословенная грамота отдана града Гороховца купцу Василию Федорову сыну Опарину, о которой в приеме в шнурованной книге собственноручно расписался». Грамота эта была передана на хранение в церковь с. Старкова.
Освящение церкви по поручению архиерея совершил на новоосвященном антиминсе игумен «тамошнего монастыря (скорее всего гороховецкого) Иаков». Добавим только, что в изложенном выше деле нет ни слова о денежных расходах, понесенных прихожанами храма, из чего можно предположить, что все расходы взял на себя тот же купец Василий Опарин.
В 1795 году и эта церковь сгорела, а в 1797 году вместо нее вновь была построена деревянная церковь «тщанием прихожан» вместо прежней, о которой шла речь выше и которая или сгорела, или обветшала. Это, пожалуй, все, что мы можем сказать о третьей старковской церкви…
В 1863 году была построена каменная церковь, в этом принимал участие и староста Назар Григорьевич Опарин, существующая и поныне, а деревянная церковь в 1867 году была разобрана. Прежняя обветшала, стала рассыпаться, даже колокольню пришлась разобрать и теперь 5 колоколов, самый большой из которых тянул на 30 пудов, сиротливо висели на столбах у входа в церковь, усиливая впечатление о какой-то неустроенности. Да и зимой в неотапливаемой церкви было неуютно. И тогда мир, общество сельское или, что тоже самое, община приходская после многих споров и пересудов приговорили(решили): надо строить новый храм - каменный, так, чтобы на века.Объявлял на сельском сходе о необходимости стоить новую церковь сельский старшина Назарий Опарин. Было также твердо заявлено, что «средства на пожертвования для строительства храма имеем и для нас оное обременительным не будет» и что «все подати и повинности, как и прежде, будут платить бездоимочно». Строить на свои средства, своими, по возможности, силами. Для чего решили вносить ежегодно по 30 коп.серебром(или по 1 руб. ассигнациями, бумажными деньгами) с каждой ревизской души(ревизская душа-это,по-нынешнему, налогоплательщик). Хлопот с этим строительством было не в пример большего желание иметь большую,крепкую,красивую церковь победило все сомнения. Началась непростая и, как оказалось, нескорая работа по строительству церкви. В «церковном кошельке» было в ту пору 235 руб. серебром и на счету в банке 400 руб , годовой доход церкви составлял 40 руб. серебром. Прихожан мужского пола - душ, как тогда говорили, было 272 чел.
В соответствии с установленными правилами, на имя управляющего епархией епископа Владимирского и Суздальского Иустина от священника и прихожан было подано прошение с просьбой благословить сие начинание.Старковские крестьяне-христиане просили также, чтобы их новая церковь была освящена, как и прежде, во имя Живоначальной Троицы и чтобы в церкви был устроен придел во имя Спаса Нерукотворенного. Разрешение было получено. И, как говорят, «пошла писать губерния». Год с лишним ушел на различные согласования, проверки. Облегченное «Уф!» сказали только в марте 1853 года, когда получили от епископа храмоздательную грамоту, а от строительной комиссии план и фасад храма.(ГАВО,ф.556,оп. 108,д.2167).
Быстро взялись за дело. Построили кирпичные сараи и сложили печь для обжига. Нашли подходящую глину и скоро было готово 80 тыс.шт кирпича. Нажгли 17 куб. сажен извести. Выполнили другие подготовительные работы. Можно было начинать. Но «забыли про овраги». Вступили в силу сильные во все времена бюрократические проволочки. Палата Государственных имуществ в июне 1854 года отобрала план и фасад и «строго воспретила производить работу под предлогом впредь до сделания сметы на постройку церкви» и не давала разрешения на продолжение строительства до лета 1856 года когда, видимо, терпение старковцевлопнуло и они обратились с возмущенным рапортом к правящему архиерею, чтобы он принял свои меры к дремавшим чиновникам.
Понятно, что пыл прихожан за это время приугас, видя, как приходят в негодность приготовленные ими материалы: кирпич, известь и прочее, «...не благоволено ли будет,-писал владыке настоятель о.Алексий-Вашему преосвященству употребить архипастырское настояние, чтобы палата госимуществ выдала нам план и смету как можно скорее, чтобы прихожане вовсе не отказались от возведения церкви».(ГАВО,ф.556,оп.108,д.2167,л.25). Видимо, соответствующее внушение в адрес гражданских властей от архиерея воспоследовало и в июне 1858 года Владимирская палата госимуществ направила в консисторию(управленческий аппарат епархии) письмо следующего содержания: «По рассмотрению собранных сведений относительно постройки в селе Старково каменной церкви...палата госимуществ нашла возможным дозволить прихожанам ...приступить к постройке...чтобы подрядчик был допущен к начатию этой постройки не прежде как по заключению с ним надлежащего условия...Об этом Палата честь имеет уведомить Духовную консисторию на отношение ее от 26 июня 1856 г....».
В 1860 году истомленные долгим ожиданием, люди споро взялись за работу и в том же году здание церкви было построено и покрыто железом. Приступили к отделочным работам. В первую очередь решили обустроить с южной стороны трапезной части храма придел - во имя Спаса Нерукотворенного: это было и быстрее и дешевле. Очень уж хотелось начать службу в новом храме. Отштукатурили стены, настлали полы, вокнах(потри с каждой стороны-южной и северной) вставили двойные рамы с решетками(которые сохранились до наших дней), покрасили, выполнили другие отделочные работы. Что очень важно - сложили печь. Установили новый иконостас с новыми же иконами. Было также приобретено или изготовлено своими силами все необходимое для проведения богослужений. Это было летом 1862 года.Престол и жертвенник в придельном храме был сделан из соснового леса, для иконостаса написаны новые иконы. Срачицу на престол сшили из простого тонкого полотна, одеяние на престол - из шелка темно-голубого цвета с крестом золотого позумента. Илитон под антиминсом шелковый алого цвета. Покров на престоле шелковый цветной. Для жертвенника одеяние сделали из штофа красного цвета с позументовым крестом. Утварь на престол - Евангелие,крест,священные сосуды были перенесены из прежней деревянной церкви. Придел в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя был освящен 2 сентября(по старому стилю)1862 года. Освящение придела совершил благочинный, настоятель Благовещенского собора г.Гороховца протоиерей Иоанн Борисоглебский.
Строительство же, точнее, отделочные работы в основной части храма и на колокольне продолжались и закончились в 1864 году. Дело встало за собственно церковной отделкой: изготовление и установка иконостаса, киотов, другой церковной утвари. Иконы для иконостаса были взяты из старой деревянной церкви. Выполнял эту непростую столярную работу крестьянин села Нижний Ландех Семен Шилов. Труд его оценили в 310 руб. Эта и другие работы были весьма затратные, нужны были серьезные средства. Как всегда, всем миром посовещавшись, решили начать сбор денег у доброхотных жертвователей. Выбрали из своей среды ответственного человека - крестьянина Нила Павлова. Обратились за благословением к правящему архиерею. В то время, а это был уже 1869 год эту должность исполнял архиепископ Антоний.
Это делалось, как всегда, по благословению и поддержке настоятеля храма отца Алексия Протанского. Надо сказать, что именно отец Алексий был инициатором, организатором, душой всего дела построения каменной церкви. Он не хотел, чтобы каждые 50 лет священники становились строителями, они должны заниматься своим делом, духовным деланием - вести своих прихожан к Богу, к спасению. И потому строил свою церковь на века, вкладывал в это дело все свои силы и средства. Например, в 1866 году появилась необходимость переустроить иконостас в придельном храме, и он его переделал за счет своих личных средств. И в том, что храм был построен и стоит и поныне, есть огромная заслуга о.Алексия. Это истинный подвижник. И в том, что в богоборческие годы старковцы, а к ним причисляются и жители близлежащих деревень-Мулина, Деева, Нестерова не позволили закрыть свой храм, мало того, они пытались отстоять и Флорищеву пустынь, во всем этом тоже заслуга о. Алексия Протанского. Ибо он сделал главное - посеял в душах людей, своих прихожан семена истинной веры Христовой, которая и являет себя в самые тяжелые годы испытаний.
Можно смело говорить, что село Старково - это не просто место жительства, это место подвигов - и телесных, и духовных - многих и многих живших здесь поколений русских православных людей. Житель Старкова, старковец - это уже звание, которым можно по-настоящему гордиться. Шутка ли, более 600 лет на этом месте трудятся, молятся, живут трудолюбивые верные люди-малая, но неотъемлемая частичка великого, сильного, православного народа-русского народа.
В 1873 году все было готово к освящению храма во имя Живоначальной Троицы. Было освящено 2 престола – во имя Троицы и в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.О том, как выглядел храм в год его освящения, мы узнаем из описи его.
«Храм сей каменный, снаружи обелен известью...о пяти главах(то есть в первоначальный план были внесены изменения), из них на кумполе большая восьмигранная, в ней 4 окна со светом и 4 фальшивых, а прочие по углам кумполапоменее тоже с фальшивыми окнами. Покрыт сей храм так равно и главы железом окрашенным медянкою(краска из уксуснокислой меди). Алтарь сначала тоже четвероугольный, а потом полуциркулем по два окна на стороны, в середине против горняго места фальшивое окно. Внутри онаго храма стены отштукатурены, на обеих сторонах по два окна(напомним, что здесь речь идет об основной части храма; трапезная часть, где располагался придел, описана выше) с железными витыми решетками и рамами со стеклом, вверху тоже по два окна на стороне с рамами и со стеклом, равно и в кумпольной окна с рамами и со стеклом. Входная дверь из придельного храма стеклянная в рамах. Дверь с южной стороны изнутри стеклянная в раме же и снаружи деревянная обитая железом, окрашенным медянкой. Рундук (крыльцо) при ней деревянный обитый тесом. Дверь с северной стороны закладенакирпичем, снаружи вровень со стеной и внутри оставлена впадина.
С давних времен в Старково был заведен обычай принимать у себя святые чудотворные иконы из Флорищевой пустыни. Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы их проносили крестным ходом по всей округе. Приход состоит из села Старково и деревень Нестерова,Гладкова, Покрова, Мулино и Дева. В Старкове с середины XIX века действовала церковно-приходская школа. Учащихся в 1897г было 37.
Церковь в Старково благополучно пережила «сталинские времена», и была, в округе, одной из действующих в послевоенное время. Церковь пережила времена богоборчества и войны и по сегодняшний день открыта для прихожан.
После окончания Великой Отечественной войны, летом-осенью 1945 года, храм снова был открыт и вновь расписан. Когда в храм вернулась полнота церковной жизни, там служили люди, с помощью которых поднялась часовня Живоначальной Троицы.(из Личного архива Отца Владимира, протоиерея Владимира Булатко, действующего настоятеля Троицкой церкви). Подводя итоги к вышесказанному необходимо отметить следующее
2. Храм сегодня. Особенности храмовой архитектуры
Христианский православный храм в плане всегда представляет греческий равноконечный крест-знак Христа, знак спасения. В настоящее время самым распространённым является псевдорусский стиль. Первая деревянная церковь во имя святой Богородицы была воздвигнута трудами нижегородского купца Старкова в 1678г.
Старковская церковь построена строго согласно канону, три купола - один - главный, и два -на приделах(пристройка) означают Святую Троицу, главка имеет луковичную форму, символ пламени свечи. Купола зелёного цвета - это символ Святого Духа (см. Приложение). Построен храм в форме равностороннего креста около 85 м шириной и 105 м высотой. Нельзя сказать, что этот храм очень большой. Белоснежный храм с 3 куполами вмещает около 100 человек. Также в церковь входит колокольня.
Внутреннее убранство Троицкой церкви
В Троицкой церкви много красивых росписей. Они исполнены аккуратно, т.к. зритель всего - Бог. Если мы повернёмся лицом ко входу, то увидим изображение Богородицы, по сторонам от которой расположились архангелы. Справа - архангел Гавриил, слева - Михаил. Старинный образ Спаса Нерукотворного и уцелевший, по преданию, во время пожара 1749 года в деревянной церкви образ Казанской Божьей Матери были особо почитаемы прихожанами.
Внутренние церковные украшения были обновлены не однажды. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Сохранились предметы, относящиеся к XVII-XVIIIвекам, например, посох, принадлежавший по преданию преподобному Евфимию Суздальскому, Евангелия, датированные 1637 и1728 годами.
В алтаре.
Престол и жертвенник каждый на 4 столбах и верхние на них доски из соснового леса. Для них изготовлены приличные облачения, именно: для престола срачица из простого тонкого холста, для опоясывания белый шелковый шнур, одеяние глазетовое по желтой земле с крестом из позумента. Илитон под святый антиминс - шелковый плат черного цвета. Покров на престол - сатиновая цветная шаль по зеленой земле. Утварь на престоле, как то: Евангелие , Крест, священные сосуды старые, значущиеся в церковной описи имущества. Для жертвенника срачица из того же холста, шнур белого шелку, одеяние гарнитуровое красное, верх гарнитуру синего цвета с бахромою шелковою, крест позументный, покров зеленого цвета с цветными каймами.
Иконы в алтаре: а) на горнем месте - Спасителя в меднопосеребряной ризе с таковым же венцом; б) по сторонам на стенах: Казанская икона Божией матери и святого Иоанна Предтечи тоже в меднопосеребряных ризах и в окрашенных киотах. Над царскими вратами икона Знамение Божией Матери. За престолом Распятие с предстоящими на окрашенной тумбе пред коими пятисвещник.
Завеса к царским вратам шелковая желтого цвета с голубыми травами. Кладезь устроен на северной стороне в алтаре.
Предалтарный иконостас.
Трехъярусный с 12 витыми столбами /колоннами/ и 6 арками -столярная работа, окрашена по голубому фону, резьба и колонные столбы вызолочены червоным золотом на полименте (особый состав под золочение сусальным золотом, состоящий из красной глины, которая не содержит песка, а также из мыла, пчелиного воска, китового жира и специально приготовленного белка куриного яйца).
В 1-ом ярусе - царские врата резной работы, вызолочены, в клейме образ Благовещения Пресвятой Богородицы, по углам четыре евангелиста в клеймах же, вверху царских врат Всевидящее око в сиянии.
По правую сторону царских врат между колонными столбами образ Спасителя вмеднопосеребряной ризе с таким же венцом, над которым изображены два двунадесятых праздника - Рождество Христово и Крещение Господне. Над южной дверью изображен праздник Сретения Господня. Против клироса храмовый образ Пресвятой Троицы в меднопосеребряной ризе с такими же венцами. Над этой иконой написаны праздники Вознесение Господне и Преображение.
По левую сторону царских врат между колонными столбами образ Одигитрии Пресвятой Богородицы с Младенцем, поверх его написаны праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Успения. Над северной дверью образ Введения Пресвятой Богородицы. За дверью между колонными столбами Кипрский образ Пресвятой Богородицы с Младенцем, над этим образом праздники Вход Господень в Иерусалим и Воздвижение Креста Господня.
Во 2 ярусе в средней арке образ Тайной Вечери, на правой стороне в арке же образ Живоначальной Троицы, а налево в арке образ Рождества Пресвятой Богородицы. Над средней аркой между колонными столбами образ Положение Христа во гроб. Над сим образом Господь Вседержитель, по сторонам апостолы и над ними пророки.
В 3 ярусе в средней арке Триипостасное Божество, над аркой крест, обложенный резьбою. По правую сторону в арке же образ Несения Креста, над сей аркой на тумбе в резном клейме Новый Завет, далее на завороте тоже в клейме Моление Господа нашего Иисуса Христа к Отцу своему о чаше. На левой стороне в арке - Приведение Иисуса Христа к архиереям и Лобзание Иудино, на верху арки на тумбе в клейме - Скрижали Завета, а на завороте в клейме - Пришествие Марии Магдалины ко гробу. Пред местными двумя иконами - Спасителя и Божией Матери два больших подсвечника.
Минеральный источник в селе Старково
В селе Старково источник известен довольно давно, в 2010 году была достроена и открыта купальня с купелями, а до этого здесь была построена надкладезная часовня. Здесь постоянно много верующих купающихся в водах святого источника, но желающих набрать воды еще больше и потому очередь за целебной водой тут почти всегда.(см.Приложение)Источник находится на берегу озера, в которое текут воды источника, в озере постоянно купаются и местные и приезжие. Сюда приезжают со всей округи. Источник почитаем, особенно много паломников на праздник Крещения.
Близ источника расположено кладбище (на этом кладбище похоронены священнослужители, сыгравшие важную роль в жизни храма)(см.Приложение)и некоторых это смущает, но благодаря проведенным исследованиям вода показывает хорошие результаты и пригодна для употребления в сыром виде. Еще многие утверждают, что источник артезианский, глубина его 128 м.
Химический анализ Минеральной воды из источника с.Старково.
314325318135Для начала нам понадобилась вода из источника, налитая в стеклянный стакан.
Определение прозрачности воды
Для опыта мы взяли плоскодонный стеклянный цилиндр. Установили цилиндр на печатный текст и вливали исследуемую воду, следя за тем, чтобы через воду можно было увидеть текст. Мы налили около 250 мл воды и текст был виден достаточно четко.
Вывод: вода имеет большую прозрачность.

2.Определение интенсивности запаха воды
Мы взяли емкость с исследуемой водой и понюхали. Вода не имеет запаха. Потом мы оставили воду из источника на некоторое время. Простояв в течение 10 суток в закрытой емкости у воды запаха не появилось, что говорит о незначительном содержании микрофлоры
Опыт на определение катионов и анионов
На фото № 1 можно увидеть, что для начала мы взяли 4 пробирки, куда налили исследуемую воду.
На фото № 2 заметно,как в 1-ю пробирку была добавлена красная кровяная соль на Fe2+ (железо два с плюсом). Никаких изменений не произошло.

На фото № 3 представлено, что во 2-ю пробирку добавили желтой кровяной соли на Fe3+ ( железо три с плюсом).Никаких изменений не произошло.
На фото № 4показано,как в 3-ю пробирку добавили хлорид бария ( BaCl2) . Никаких изменений.
На фото № 5 мы наблюдаем, в 4-ю пробирку добавлен хлорид кальция
( CaCl2). В итоге- никаких изменений.
На фото № 6 мы можем видеть, что в 5-ю пробирку был добавлен нитрат свинца и было выяснено, что никаких изменений, как и в предыдущие разы- не последовало.
Вывод: на основании экспериментальной части можно сделать вывод об очень малом содержании катионов и анионов в воде. Вода пригодна для питья и использования человеком. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем нас мире.
Месторасположение Храма и святого источника

Заключение
В ходе проведённого исследования было выявлено, что каждый храм имеет свою судьбу, которая неотделима от истории народа. Вместе с тем, храмовая архитектура отражает историческое время, вбирая в себя лучшие достижения эстетического и технического развития народа.Установлено, что на территории храма не иссякает Минеральный родник, за водой которого приезжают в Старково со всей округи и по результатам химического анализа вода пригодна для питья и использования человеком, даже в сыром виде.
Нашему поколению необходимо соединить разорванную в 20-ом веке духовную связь, понять тот мир, ту духовную жизнь русского народа, которые были утеряны. Изучение истории храмов Володарского района, собирание сведений о теперешнем их состоянии, о людях, хранивших и возрождавших веру - это наш вклад в изучение истории нашего Нижегородского края.
Работа рассматривает только лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только история возникновения, закрытия и возрождения храма в Старково, но и знакомство с биографией тех, кто служил при храме, о личностях села Старково, кто внёс огромный вклад в развитие и возрождение его.
Работа помогла, нам понять, что храм - это место, где человек очищаетдушу, и это чуть ли неединственное место, которое несёт добро, где нет зависти и где тебе всегда помогут. И многие, кому случается плохо, идут в храм… Не задумывались ли вы,почему?
Список использованных источников и литературы
Архив Троицкой церкви села Старково.
Газета «Дзержинец» от 16.06.1989 г.
3. Государственный архив Владимирской области
4. Интернет-ресурс:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6497435.Интернет- http://sobory.ru/article/?object=13958 6. «Интервью с настоятелем Православного прихода церкви в честь
ПресвятойЖивоначальной Троицы с.Старково протоиереем
Владимиром Булатко (Отец Владимир), записано1.04.2016 г. автором.»
7. Личный архив Отца Владимира, протоиерея Владимира Булатко,
действующего настоятеля Троицкой церкви с. Старково
Приложения
Главный вход на территорию Троицкого храма


Храм Троицы Живоначальной в селе Старково Нижегородской области

С местным сторожилой дедушкой Вадимом
Настоятель Православного прихода церкви в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с.Старково
протоиерей Владимир Булатко (Отец Владимир)

Встреча сОтцом Владимиром 01.04.2016г.
Минеральный источник в селе Старково


Купальни женская и мужская
С нашим руководителем по работе Дектяревой Марией Валерьевной

 Набираем воду для химического анализа
Настенные росписи Храма


ВнутреннееубранствоТроицкого храма






Иконостас
Авторы всех фото: учащиеся 8 «а» класса МБОУ СШ № 10
И. Захарова и А. Зубанов.


Кладбище на территории Троицкой церкви

Изучаем архивный альбом, данный нам батюшкой для исследовательской работы