Курсовая работа на темуФормирования навыков безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста


Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста 1.1 Исследование проблемы в области обучения дошкольников правилам дорожного движения
6
1.2 Программы дошкольного воспитания в рамках формирования навыков безопасного поведения на дорогах 11
Глава 2 Особенности организации работы по формированию навыка безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста 2.1 Организация системы непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах
16
2.2 Роль тематических экскурсий в формировании навыка безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста
2.3 Сотрудничество с родителями

20
22
Заключение 25
Список источников информации 27
Введение
Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и прочими "радостями" цивилизации. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда и начинается его подготовка к пожизненной "професcии " участника движения - пешехода.
Вместо того чтобы всякий раз при мысли о пересечении ребенком улицы впадать в ступор, надо попытаться предотвратить беду, которая может случиться с каждым и в любой момент. Поэтому обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная и правильная подготовка маленьких пешеходов и пассажиров, которых за дверью квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Главной задачей для воспитателей является формирование у ребенка сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнении правил в обыденной жизни [2.7].
Самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и несформированны навыки безопасного участия в дорожном движении. Большинство дошкольников не знают как себя вести в той или иной ситуации. Родители недостаточно уделяют времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес, а порой и «демонстрируют» неправильное поведение на дороге.
В настоящее время разработаны программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Но проблема безопасного поведения на улицах города по-прежнему сохраняет свою актуальность. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.Шорыгиной и др. [2.8].
Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения (далее ПДД) диктует сама жизнь. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД организуя разнообразные формы обучения детей.
Актуальность исследования определяется реальными потребностями системы дошкольного образования в раннем информировании ребенка о правилах безопасного поведения на дороге, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на дороге и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения ( далее ДОУ).
Таким образом, мы можем сказать, что основная проблема исследования заключается в поиске эффективных форм формирования навыка безопасного участия в дорожном движении, одной из которых является тематические экскурсии.
Объект исследования: формирования навыков безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования: тематические экскурсии как эффективная форма формирование навыков безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить влияние тематических экскурсий на формирование навыков безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста.
2. Исследовать проблемы в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
3. Определить роль тематических экскурсий в формировании навыков безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за воспитательным процессом;
- качественная обработка данных.
Теоретическая и практическая значимость: рассмотрены вопросы, определена роль тематических экскурсий, подобрана система в области обучения дошкольников ПДД.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников информации.
Глава 2 Теоретическое обоснование проблемы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста
1.1 Исследование проблемы в области обучения дошкольников правилам дорожного движения
С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам.
Экскурсия – вид деятельности, идеальный для формирования у детей навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения всех без исключения правил дорожного движения.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным и др. [2.5].
Данной проблемой занималась Саулина Т.Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора». В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с правилами дорожного движения.
Так же изучала эту проблему Данилова Т.И., которая разработала программу «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки.Исследование в этой области проходит в детских садах и в настоящее время. Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Воспитатели должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя тематические экскурсии.
Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используется метод: экскурсия. Так же существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения.
Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах [2.2].
Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД. 
Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах.
- пробуждать эмоциональную заинтересованность в познании ПДД.
- воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала [2.7].
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. Развивающая среда для обучения основ  безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду.
Н.Н. Авдеева указывает на то, что воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время экскурсий, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
- в процессе специальных развивающих и обучающих НОД по дорожной тематике [3.1].
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, экскурсий, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
А.В. Гостюшин считает, что нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями [2.2].
Он рекомендует использовать на экскурсии с дошкольниками новые педагогические технологии:
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- интерактивный опрос;
- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия. Постепенно наращивать знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения [2.4].
Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы.
Программа воспитания и проведения тематических экскурсий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
1.2 Программы дошкольного воспитания в рамках формирования навыков безопасного поведения на дорогах
На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации имеются специально разработанные совместно с подразделениями Госавтоинспекции тематические планы и программы, по которым проводятся экскурсии по основам дорожной безопасности с дошкольниками.
В ряде дошкольных учреждениях программа воспитания детей безопасному поведению на улице не является самостоятельной, а входит составной частью в общую программу воспитания и жизни детей в детском саду. В этом случае вопросы по тематике дорожной безопасности реализуются через отдельные направления общей программы.
Например, под ознакомлением дошкольников с окружающим миром имеется в виду и изучение дорожной среды.
Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает действия дошкольников на улицах, дорогах, в транспорте.
Для каждой возрастной группы дошкольников разрабатывается своя методика проведения экскурсий [2.7].
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является воспитание детей. Применительно к дорожной среде дошкольники часто не понимают опасности дорожного движения, транспортных средств, дорог и т.д. Дошкольник должен находиться на улице только в сопровождении взрослых. Он не может, не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность.
Безопасное поведение дошкольника на улице определяется уровнем развития у него психофизиологических особенностей поведения, что отражается на его подготовленности в школьном возрасте к самостоятельному дорожному движению.
Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.
Поэтому рекомендуется в обязательном порядке включить в общую программу воспитания дошкольников ненавязчивые вопросы объяснения детям ценности жизни и постепенного обучения их правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. При реализации программы воспитания детей воспитатель должен определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы, к которым он должен стремиться, формируя и развивая у дошкольников навыки безопасного поведения на улицах. Особенно важны такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам: понимание ребенком того, что является правильным или неправильным (хорошо - плохо, можно - нельзя, подражать - не подражать, опасно - безопасно и т.д.) [2.11].Большое значение имеет формирование у ребенка привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и мысленно останавливать себя, когда другие дети бегут).
Таким образом, программа воспитания и проведения экскурсий имеет целью не обучение дошкольников Правилам дорожного движения (их хорошо должен знать воспитатель), а формирование и развитие у дошкольников от 2 до 6 лет навыков и положительных привычек безопасно вести себя на улицах и дорогах, держа при этом за руку взрослого.
Перед поступлением в школу у дошкольников должны быть определенные знания, представления и понимание значения некоторых терминов по тематике дорожной безопасности. Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:
- кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;
- что такое транспорт, его виды;
- что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;
- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;
- какие бывают пешеходные переходы (наземный «зебра», подземный, надземный);
- какие могут быть опасности на улицах (закрытый обзор проезжей части из-за домов, деревьев, киосков, стоящих автомобилей и т.д., недостаточная видимость при плохой погоде, особенности движения по улицам в разное время года: во время снега, гололеда, оттепели, дождя, тумана и др., возможное появление автомобилей во дворах, на тротуаре, выездах из арок домов, неожиданное появление велосипедистов, мотоциклистов, ходьба вдоль проезжей части, игра на ней или вблизи дорог с интенсивным движением транспорта и др.) [2.8].
У дошкольников должны быть сформированы следующие навыки и положительные привычки безопасного поведения: осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта, держать за руку взрослого, находясь на улице, переходить с ним проезжую часть на зеленый сигнал светофора, но не мигающий, переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы, не бегать по улице самостоятельно, ходить быстрым шагом и обращать внимание на возможные опасности, кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках и т.д.
Не вырываться из рук взрослого, находясь на улице, переходить проезжую часть со взрослым только прямо, а не наискосок, сидеть в автомобиле на заднем сиденье, соблюдать правила посадки и высадки из маршрутного транспорта, правильно вести себя в салоне, уступать место пожилым пассажирам и другие.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка.
К.Д.Ушинский писал, что "образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей" [2.14].
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста.
"Программа воспитания и обучения в детском саду" предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания [2.6].
Программа "Детство". В разделе "Социально-нравственное воспитание" с младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.
Комплексная программа развития ребенка "Истоки". С младшего возраста представлено примерное содержание правил и умений личной безопасности. Сделана попытка описать показатели развития у детей умений и навыков по теме "Безопасность на дорогах" на каждом возрастном этапе.
Анализ показал, что в данных программах предусмотрена содержательная сторона представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения, но предлагаемые знания и умения не систематизированы. Кроме того, основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте [2.11].
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности.
Формирование системных знаний, умений и навыков обеспечивать безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ПДД, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формирования содержания тематических направлений [2.7].
Таким образом, проанализировав литературу по данной теме мы отмечаем, что в современном обществе знание основ безопасного участия в дорожном движении – одна из главных задач для формирование активного и защищенного человека.
Глава 2 Особенности организации работы по формированию навыка безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста
2.1 Организация системы непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах
В настоящее время новые формы, методы и средства обучения и воспитания детей должны обеспечивать условия для эффективного формирования и развития всех навыков и умений, необходимых ребенку в дальнейшей жизни, при этом следует учитывать, что одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является формирование навыка безопасного участия в дорожном движении у дошкольников с помощью тематических экскурсий.Основное направление по формированию навыка безопасного участия в дорожном движении: предупреждение детского дорожно — транспортного травматизма. Мероприятия по подготовке к экскурсии проводятся в свободное время в виде бесед, викторин, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования, праздники, оформление уголка по Правилам дорожного движения [3.2].Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей ПДД. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день [2.4].
Перед тем как идти на экскурсию ребенок должен запомнить и знать правила дорожного движения:
1)переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
2)не играть на дороге или около проезжей части;
3)переходить улицу только по пешеходному переходу;
4)при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.
Ребенок должен уметь:
1)с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
2)различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
3)отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
4) «красный человечек – стоим, зеленый человечек – идем». 
В большинстве семей с этой фразы родители начинают объяснять правила дорожного движения своим детям. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Значит, ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных учебных заведений.
Что же должен усвоить маленький человечек, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице? Сюда относится много факторов. Дети должны научиться понимать, что является участником дорожного движения, какие бывают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток). Очень хорошо, если малыши умеют различать виды транспортных средств (автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл). Также деткам необходимо рассказать про средства регулирования движения и цвета сигналов светофора. Маленькие пешеходы должны знать правила движения по тротуарам и обочинам и правила перехода проезжей части. Немаловажным в процессе обучения правил дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. И главное, что дети должны запомнить и понять – это то, что они ни в коем случае не должны выходить на прогулку без взрослых [2.9].
Задача обучить дошкольников правилам дорожного движения лежит также на педагогах дошкольных учебных заведений. Она заключается в обеспечении базовых знаний и качественной подготовки детей к школе, ведь очень часто первоклассникам приходится самостоятельно ходить в школу. Правила дорожного движения для дошкольников должны преподноситься детям по системе, которая включает в себя занятия, прогулки, экскурсии и наблюдения. Все знания должны сообщаться детям с учетом их возраста и окружающих условий. Постепенно они должны дополняться, усложняться и уточняться. С целью закрепления получаемых знаний должна организовываться игровая деятельность детей, в процессе которой они учатся применять полученные знания на практике.
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в уголке должны быть:
1) набор транспортных средств;
2) иллюстрации с изображением транспортных средств;
3) кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
4) атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта).
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
1) простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
2) макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
1)макет светофора с переключающимися сигналами;
2)на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход [3.1].
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
1) макет перекрестка, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
2) набор дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено, «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;3) дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Ходят на экскурсии по улицам города, переходят пешеходные переходы соблюдая правила дорожного движения. Содержание уголка более усложняется:
1)собирается картотека «опасных ситуаций»;
2)организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД. [3.1].
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Цель экскурсии ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками. Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Каждый день, выходя с ребенком на улицу города и переходя дороги по пешеходным переходам необходимо повторять Правила дорожного движения.
2.2 Роль тематических экскурсий в формировании навыка безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста
Эффективность обучения детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах в дошкольных учреждениях зависит во многом от содержания, форм методов и средств её реализации.
Связь содержания с формами и методами учебного - воспитательной работы по природе объективна. В тоже время, реализация этой связи в воспитательном процессе носит субъективный характер и зависит от контингента детей, для которых предназначено данное содержание; опыта и методической подготовленности воспитателя; условий, в которых реализуется данное содержание и др.
Для себя я сделала вывод, что для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах характерным и необходимым является усвоение ребенком специальных знаний и умений.
Воспитание у детей культуры поведения в условиях дорожного движения не вытекает непосредственно из разнообразных игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием, обучением безопасному поведению на дорогах во время экскурсий [3.2].
Обучение детей требует серьезной психологической установки ребенка. Больше, чем другие виды деятельности, оно основано на развитии у дошкольника познавательного отношения к действительности. В процессе обучения ребёнок усваивает известные знания, умения, учится слушать и слышат смотреть и видеть – становится все более собранным, более организованным. Говоря об экскурсии, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты, его воспитательного влияния не только с определенным знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и усвоением способа их приобретения, не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности.
Процесс обучения не имел бы цены, если бы не приносил результатов.
О результатах обучения судим по тому, как они выполняют то или иное задание. Учет результатов непосредственно связан с такими важными звеньями процесса обучения, как сообщение. И закрепление знаний и умений. Обучение организуется и ведется воспитателем. Объем учебного материала на каждой экскурсии должен соответствовать физиологическим особенностям данной возрастной группы. Он определяется с учетом возможностей памяти и внимания детей, их умственной работоспособности.
Практика показывает, формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебной-воспитательным процессом, требующим от воспитателей и от родителей большого терпения, знания и умения.
2.3 Сотрудничество с родителями
Большую помощь в обучении детей правилам дорожного движения оказывают родители. Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от  дома его детский сад  и как он до него добирается.
Поведение ребенка формируется  под  воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей  в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту  является  первостепенным. 
Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться  получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании  личным и общественным транспортом [3.2].
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами  улиц и т.п. дети могут  уже  в  дошкольном возрасте понять, как устроены, правила  взаимодействия  участников дорожного движения. Смотреть на идущих и стоящих людей  с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах  дети могут приобрести опыт передвижения с разной  скоростью, почувствовать, что  значит, столкнуться с препятствием  на  большой  скорости. Все это должны знать и родители.
Содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения.
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге не комфортно.
В ходе учебного года на родительских собраниях необходимо доводить до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращать внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендовать места для игр детей [2.7].
Рекомендовать, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать. В ходе повседневной работы с родителями  информировать их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и давать им необходимые рекомендации, например: прочитать стихотворение; купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.
Рекомендовать родителям во время прогулок с детьми следующее:
- понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
- показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Для закрепления программного материала детям даются задания на дом, которые они выполняют под руководством родителей [3.1].
Так же можно провести совместно с родителями тематическую экскурсию «Перекресток» (Приложение 1).
Заключение
1. Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используется метод: экскурсия. Так же существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения.
2. Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.  Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
3. Говоря об экскурсии, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты, его воспитательного влияния не только с определенным знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и усвоением способа их приобретения, не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности.      
И в заключении хочется сказать, что каждому воспитателю, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте. Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы можем предположить, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь. 
Список источников информации
1. Нормативно-правовые документы
1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
3.1
3.2
3.3
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" №26 от 15 мая 2013 года
Федеральный закон об образовании утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//Российская газета. – 2013. – 25 ноября.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступивший в силу с 24.07.2015)
2. Литература
Антонова Ю.А. Развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова.- М: ООО "ИД РИПЛ классик", ООО "Дом 21 век", 2013.- 28 с.
Антюхин Э.Н. Сулла М.И. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 5. С. 5-9.
Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». М. «Просвещение» 2013. – 67 с.
Лапшин В.И. Правила дорожного движения. М. «Транспорт» 2014.-12 с.
Программа «Детство». Авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. – 35 с.
Программа «Истоки». Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. 2014. – 59 с.
Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение». 2015. – 45 с.
Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 2015. – 29 с.
Степанова А.И. «Правила дорожного движения», М, «Просвещение», 2014. – 52 с.
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 67 с.
Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2013», 2014. – 62 с.
Шарапова А.С, Вавилова Г.Н, Иващенко С.Г «Любознайка» - программа обучения детей дошкольного возраста в процессе познавательного общения со взрослыми. Тема «Улица и мой город», Самара. 2012. -72 с.
Юрянин А.И. «Светофор» М. Издательство «Детская литература». 2014. – 51 с.
3. Интернет-ресурсы
Детский сад: сайт http://nsportal.ru/blog/detskiy-sad/rabota-s-roditelyami-po-pdd (дата обращения 12.03.2016).
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста: сайт http://festival.1september.ru/articles/623159/ (дата обращения 20.03.2016).
Безопасная дорога, правила дорожного движения: сайт http://nsportal.ru/blog/detskiy-sad (дата обращения 15.03.2016).