Формирование у школьников негативного отношения к психоактивным веществам через организацию проектной деятельности

Формирование у школьников негативного отношения к психоактивным веществам через организацию проектной деятельности

Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто (Сократ)
Известно, что основная задача школы - дать необходимое образование. Но на современном этапе не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровье важное условие гармоничного развития личности. Обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них культуру здоровья, потребность в здоровом образе жизни, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений. Пристрастие подростков к вредным привычкам является серьёзной социальной проблемой в обществе. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, формирование у школьников устойчивых установок на непринятие наркотических веществ, формирование негативного отношения к вредным привычкам, умения противостоять давлению среды, ответственного поведения, важная воспитательная задача нашей школы. Подросткам предоставляется только объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях употребления. Поток информации при этом строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Осознание сущности наркотической зависимости идет параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами. В борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты едины. Основываясь на пирамиде познания, делаем вывод, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками. Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс школьники, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знании, приобретения навыков, овладения умениями, формирования отношении, установок, мотивов к деятельности. Помочь добиться хороших результатов может обучение, ставящее перед учащимися проблему, но не дающее готового решения. Именно проектная деятельность дает самый высокий показатель усвоения материала. Так как в основе любого проекта лежит исследовательская деятельность, то школьники не просто играют роль пассивного слушателя, не просто воспринимают уже готовую информацию. Они сами ищут ответ: да или нет наркотикам. Знания, в том числе и знания о вреде наркотиков, только тогда перестают быть пу
·стыми, абстрактными фактами, когда человек вырабатывает к ним свое, эмоционально ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска. Педагог - руководитель при этом играет роль помощника, консультанта. Он направляет учащихся, поддерживает, помогает в решении проблемы, но ни в коем случае не решает ее за них. Проект это, прежде всего, самостоятельное исследование, которое, безусловно, требует от человека определенных исследовательских умений: - умения видеть и сформулировать проблему; - умение выразить проблему в конкретных задачах; - умение увидеть возможные пути решения проблемы и выбрать из них наиболее эффективные; - умение анализировать процесс и результаты своей работы. При создании проекта используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы, что обеспечивает формирование таких коммуникативных навыков, как: - навыки общения с людьми; - навыки работы в группе; - умение распределять обязанности среди отдельных членов группы. Одним из примеров проектов, который был реализован в нашей школе в 2013 2014 учебном году проект Молодёжь против наркотиков. Его участниками стали учащиеся с 5 по 11 класс. Цель проекта - пропаганда здорового образа жизни учащихся, формирование негативного отношения к сигаретам, алкоголю, наркотикам. Задачи проекта: образовательные: - закрепить знания учащихся о вредных привычках (табакокурении, алкоголизме, наркомании); - активизировать внимание учащихся на значении здоровья в жизни человека, на факторах, отрицательно влияющих на здоровье.
развивающие: - развивать интерес к здоровью как величайшей ценности. - развивать критическое мышление, побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников. - формирование устойчивого интереса к физкультуре и спорту как лучшей альтернативе пагубным привычкам
воспитательные: - способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, пьянству, наркомании; - воспитывать активную жизненную позицию, способствовать сохранению физического и духовного здоровья учащихся через формирование у них стремления к здоровому образу жизни.
Участниками мероприятия стали учащиеся с 5 по 11 класс в количестве 89 человек, из них 5 человек (5,6%) курящие молодые люди; 4 человека (4%) группа риска по употреблению алкогольных напитков. Проект принял участие в региональном этапе XI Всероссийской акции Спорт альтернатива пагубным привычкам и занял в нём 1 место.
15