Формирование социальной компетенции через организацию издательской деятельности в школе в условиях реализации ФГОС


Формирование социальной компетенции через организацию издательской деятельности в школе в условиях реализации ФГОС
Л.А.Новоселова, учитель
русского языка и литературы
МОУ «»СОШ №6»
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. В каждой образовательной организации необходимо создать условия, которые активизируют социальные, интеллектуальные интересы учащихся, развивают здоровую, творчески растущую личность, формируют гражданскую ответственность, правовое самосознание.
Издательская деятельность в школе – один из важных компонентов внеурочной работы, поскольку способствует формированию основных социальных компетенций, раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учащихся, формированию опыта общения и коллективного творческого сотрудничества, активизации общественной жизни учащихся, повышению общественной значимости детского творчества, приобретению навыков журналистской деятельности.
40493951460500 В МОУ «СОШ №6» внеурочная деятельность данного направления осуществляется через организацию пресс-центра «На школьной волне», который информационно связан с официальным сайтом школы shk6kor.ucoz.ru. Пресс-центр «На школьной волне» существует в МОУ «СОШ№6» шесть лет. Работа с группой учащихся проводится в рамках факультативного курса «Школьный пресс-центр «На школьной волне». Программа пресс-центра выстроена на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов и способствует развитию мотивации обучающихся к познанию и творчеству, их самопознанию, личностному и профессиональному самоопределению, а также создаёт благоприятные условия для успешной самореализации ученика. Сущность программы заключается в комплексном изучении основ журналистики и способов коммуникаций. Дети лучше постигают культуру человеческих отношений, традиции, учатся оценивать характер и поступки интервьюируемых людей. В результате работы в пресс-центре у школьников возрастает познавательная активность, вырабатывается устойчивый интерес к работе с различными литературными источниками, развивается речь, повышается информационная культура.
469265054165500 Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний. Содержание программы предполагает изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня, работу с оформлением газеты, экскурсии, деловые игры, речевые тренинги, написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи, сбор и обработку информации. Практический результат факультативных занятий – выпуск школьной газеты «На школьной волне», участие в творческих конкурсах.
-37465153543000 Безусловно, основная проблема, с которой можно столкнуться при создании пресс-центра, - это формирование команды, где каждый участник будет важным элементом системы со своими обязанностями. Решающим фактором является не столько лингвистическая одарённость, сколько личная заинтересованность ученика и его желание работать в такой группе. Каждый ученик выбирает редакционную обязанность (главный редактор, дизайнеры, журналист, фотокорреспонденты, верстальщик). Это деление носит условный характер, потому что во время работы каждый может себя попробовать и в другой деятельности. Все вопросы, начиная от тематики газеты, до окончательного варианта решаются коллективно, каждый имеет право на выражение собственного мнения.
Обучение основам журналистики и организации коммуникаций и деятельность по изданию газеты постоянно соприкасается со сферой становления личности обучающихся (выбор и достижение цели, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание определённых комплексов неполноценности). Обучающиеся через подготовку газетных материалов об интересных, увлечённых людях усваивают идеи здорового образа жизни, совершенствуют культуру собственного образа в целом. С другой стороны, создают позитивный образ молодёжи, так как зачастую героями статей становятся сверстники юнкоров.
Перед школьной прессой не стоит задачи соперничества с современными СМИ в плане скорости и качества подачи информации. Школьный пресс-центр - это открытие дополнительного образования, направленное на формирование творческих объединений, с целью воспитания социально-адаптированной интеллектуально-развитой личности. Данный курс способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.
Таким образом, пресс-центр позволяет успешно развивать интеллектуальные, социальные компетенции учащихся, совершенствует аналитические способности, учит работать с различными источниками информации, обосновывать, утверждать и отстаивать свою точку зрения, что необходимо для становления их социальной активности и профессионального самоопределения, а также на удовлетворение развивающихся запросов не только общества, но прежде всего самой личности.