Использование проектных, исследовательских, информационно-коммуникационных и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.


Гарник С.Ф.
Использование проектных, исследовательских, информационно-коммуникационных и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.
Гарник Светлана Федоровна
учитель английского языка
МКОУ «КГ№ 1»
г Кизляр
Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания.  Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к правильному выбору профессии. Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.
Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и  методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей.
В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем определения средств - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем выбора способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
    Желая совершенствовать современную школу, мы не можем оставить в стороне вопрос о проблемах и перспективах урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса, через который проходят все обучающиеся и все без исключения педагоги. 
В своей учебно-воспитательной работе в школе я успешно применяю метод проектных, исследовательских и информационно-коммуникативных технологий, поскольку они гармонично дополняют друг друга.
Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре, предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности. Использование на учебных занятиях элементов техник кооперации способствует формированию навыков коллективной работы в классе: умению планировать, распределять работу, намечать план деятельности и творчески его реализовывать.
Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время. Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет мне:
-качественно готовиться к урокам;
-своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;
-расширять использование наглядности;
-самостоятельно подготавливать слайд – фильмы к изучаемым темам;
Информационно-коммуникативные технологии я использую в следующих направлениях:
1.Использование готовых учебных электронных пособий,.В начальной, средней и старшей школе используются различные электронные пособия. В частности, на начальном этапе обучения я использую сборник песен «Game-Songs», аудиоприложения, видеоприложения, а также электронные приложения к линии учебников
О. В. Афанасьевой, «Интерактивные плакаты», учебные фильмы. Красочное обучающее видео «BBC English» и «Magic English» от Disney особенно эффективно во 2 классе на первом году обучения, поскольку любимые герои мультфильмов позволяют с легкостью и интересом овладевать языком. С их помощью учащиеся без особого труда овладевают начальными навыками монологической речи, запоминают песни и стихотворения.
Произносительные навыки прекрасно помогает формировать электронный учебник «Professor Higgins».
В средней школе эффективно использование интерактивногоучебника «Oxford practice grammar basic », позволяющий формировать как устные, так и письменные языковые навыки.
В старшей школе подготовка к сдаче УГЭ становится главным направлением в работе с языком. Здесь я регулярно использую интерактивный тренажер «5 баллов! Подготовка к ЕГЭ» издательства «Тригон»,а так же «Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия » издательства «Кирилл и Мефодий», готовящие к сдаче государственного экзаменов на знание английского и предлагающий огромный выбор типовых упражнений по письму, чтению, аудированию, лексике и грамматике языка. Кроме того, Exams Coach – помогает развитию навыков письменной речи учащихся, так как это пособие содержит комплекс упражнений по написанию письма личного характера, официально-делового письма и аргументативного эссе.
2.Собственные презентации и презентации учеников.
Наглядность остается неотъемлемой частью процесса изучения иностранного языка. Мною созданы различные презентации при помощи программы Power Point, хранящиеся в отдельных папках по классам.
Под моим руководством ребята старшей школы готовят проектные работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам.
Создан банк лучших ученических презентаций с целью дальнейшего использования на уроках в качестве демонстрационного материала.
3. Использование сети Интернет и электронной почты.
Согласно указания Министерства Образования РД один раз в неделю с учащимися всех классов мы проводим уроки иностранного языка в кабинете информатики, где имеется постоянный доступ к сети Интернет. Сеть Интернет предлагает огромные возможности в обучении английскому языку: справочники, энциклопедии, тренажёры для совершенствования всего комплекса навыков иноязычной речи.
При предъявлении страноведческого материала я пользуюсь такими сайтами, как: http://www.com/watch и http://www.путешествуйонлайн.рф. С помощью этих сайтов можно совершить увлекательные путешествия по таким городам как: Лондон, Эдинбург, Москва, Вашингтон и т.д.
Помимо этого, мы регулярно используем онлайн тренажеры, особенно в 9ых и 11х классах в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ (к примеру, http://www.ege.edu.ru ).
Мои учащиеся знакомы с такими сайтами как http://www.britishcouncil.ru
http://www.native-english.ru, позволяющих формировать весь комплекс навыков английского языка. Ребята с удовольствием работают на этих сайтах как в классе, так и дома.
В начальной школе нам нравится посещать сайт http://www. dreamenglish.com, который помогает проводить веселые физминутки.
Использование электронной почты помогает нам во время проведения онлайн олимпиад как всероссийского, так и международного уровней.
4.Информационно-коммуникационные технологии во внеклассной работе .Работая над проектами в рамках различных конкурсов, мы с учащимися создаем презентации и видео. Презентации мы создаем при помощи программы Power Point. Видео же мы создаем при помощи Sony Vegas. Программа Sony Vegas позволяет сделать съёмки комбинированными, вставить спецэффекты, заменить фон и использовать любые декорации. Учащиеся часто самостоятельно проводят съёмки, затем мы вместе редактируем материал во внеурочное время, что способствует значительному повышению интереса учеников и прочному закреплению знания пройденного материала в их памяти.
Таким образом, очевидно, что английский язык может и должен быть предметом, в ходе изучения которого закладываются основы отношения к миру вокруг, ответственности за происходящее, ученик осознаёт себя частью целого мира, и интегрируясь в иную культуру, учится любить и понимать свою, начинает гордиться тем, что имеет и больше открывается для нового, ещё ему неведомого. Так происходит становление поликультурной и двуязычной личности, воспитанной в лучших традициях обеих культур.
Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.
От мастерства учителя зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.
   Таким образом,  мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.
Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся. 

1. Иностранные языки в школе , 2010 год, номер 11, С 35-37 Никитина О.А.
2. Иностранные языки в школе, 2009 год, номер 4, С 49-51 Кирилина С.А.
Иностранные языки в школе, 2013 год, номер 5, С 9-11 Шамкова С.И.