ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ РАБОТУ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2013 ГГ.

Д. Л. Лапин.

Аспирант ФГБОУ ВПО Костромского государственного
университета им. Н. А. Некрасова.
Исторический факультет.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ РАБОТУ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2013 ГГ.
Аннотация
В статье рассматривается патриотическая составляющая деятельности детских и молодежных общественных организаций Ярославской области в 2000-2013 гг.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодежная политика, общественные организации.
Кey words: рatriotic education, youth policy, society organizations.

В условиях потребности общества в социализации учащейся молодежи через патриотическое воспитание, разрушения многих традиционных для всей России ценностей, составляющих основу мотивации позитивного социального поведения, возникает целесообразность исследования региональных особенностей системы патриотического воспитания в детских и молодежных общественных организациях. Рассмотрим эти особенности на примере Ярославской области (2000-2013 гг.)
Прежде всего, отметим, что таких объединений множество, они имеют различные названия, разное наполнение содержательной работы. Так детское школьное объединение «Школьный океан» возникло в Болтинской средней общеобразовательной школе Рыбинского района в 2001 году, когда группа инициативных педагогов объединила активных старшеклассников для решения общешкольных вопросов, стало понятно, что сделан первый шаг к будущему самоуправлению. В 2003 году «Школьный океан» получил название, флаг и герб, придуманный учениками на основе правил геральдики.
В 2005 году «Школьный океан» был зарегистрирован в «Едином союзе детских и подростковых объединений организаций города Рыбинска и Рыбинского района», в 2008 - включен в Реестр молодежных и детских общественных объединений Рыбинского муниципального района. Акцент в «Школьном океане» делается на воспитании патриотизма и активной гражданской позиции. Реализации этих задач посвящены многие проекты и акции.
Ребята из школьного клуба «Я - допризывник» в 2005 году инициировали акцию «Солдатское письмо», чтобы поддержать выпускников школы, служащих в армии. В 2008 году ученики продолжили собирать посылки солдатам. В обновленном виде акция продолжается до сих пор Члены «Школьного океана» взяли в середине 2000-х гг. «под опеку» обелиск на Юршенском острове и могилу Героя Советского Союза Г.А. Троицкого, добились к 60-летию Победы замены памятника на могиле героя и восстановили переписку с родственниками Троицкого.
Директор Ермаковской школы Любимского района Е.А.Смирнов совместно со старшеклассниками в 2008 году решили создать краеведческий клуб. Выбрали название - «Ермак». Позже было разработано Положение, проведен конкурс на эмблему клуба и избран Совет клуба из 5 человек. Принимать в «Ермак» решили школьников с 10 лет - все-таки для малышей исследовательская работа трудновата.
Сегодня в клубе около 50 членов. В активе - участие во всероссийском туристском краеведческом движении «Отечество», десятки краеведческих находок, победы в районных и областных краеведческих конкурсах и одно краеведческое открытие.
В Положении цель организации обозначена одной строчкой: «способствовать патриотическому воспитанию учащихся». По этому же принципу поставлены задачи: воспитывать в членах клуба любовь к Родине, гордость за ее прошлое и настоящее; способствовать проведению учениками краеведческих исследований, получению глубоких и разносторонних знаний о родном крае; прививать детям навыки общественной деятельности, помогать им вырабатывать четкую гражданскую позицию; способствовать развитию личностных качеств учеников.
Последнюю функция отчасти выполняют и сами члены клуба. Будучи причастными к составлению «Кодекса чести члена клуба «Ермак», они стараются соблюдать его, учатся быть честными, активными, ответственными и любознательными.
Основные направления деятельности клуба: краеведческие экспедиции, туристические поездки по городам России, встречи с ветеранами и старожилами, создание и организация работы школьного музея [6]. К сожалению, средства школы не позволяют путешествовать всем членам клуба. В течение учебного года Ермаковцы выбираются в небольшие краеведческие рейды по близлежащим храмам и окрестностям села. В одном из таких рейдов и было сделано открытие - ребята обнаружили могилу деда поэтессы Юлии Жадовской.
Как отмечает Евгений Смирнов, общение ермаковцев с ветеранами войны и туда, со старожилами близлежащих сел идет на пользу и старым и малым. «У нас территория обслуживания школы очень большая: 15 населенных пунктов на территории больше Люксембурга! И два года назад мы впервые провели операцию «Полевая почта». Ребята ко Дню Победы писали открытки и сами их разносили тем, кто с ними в одной деревне живет. И ветеранам приятно, и детям оказалось интересно общаться» [4].
Школьный музей - главная гордость и любимое детище клуба. За два года к экспозиции, переехавшей из закрывшейся Каргановской школы, члены клуба добавили немало собственных находок и древностей, подаренных жителями Ермакова [1, 93]. Здесь нашли отражение и биографические исследования, посвященные известным землякам, и работы по восстановлению быта древней Руси [7] .
Подростковый клуб «Патриот» действует при Тутаевском отделении ЯРО Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» около 20 лет. Назвать точную дату создания клуба затрудняется даже председатель организации Борис Шаганц: «Сам по себе клуб существует давно, но до 2000-х в нем было 15-20 участников и один офицер - подполковник милиции Родин Алексей Львович. А потом начали возвращаться с войны ребята - члены нашей организации, и мы с новыми силами запустили несколько проектов, в том числе и развитие клуба. Ходили по школам, объясняли, чем собираемся заниматься, приглашали ребят из 7-8 классов».
Со временем проводить набор стало проще - репутация уже наработана, директора школ знают, что дело это полезное, идут навстречу. Сегодня отделения клуба «Патриот» работают в 5 школах Тутаева, в ПУ-41, в поселках Константиновском и Фоминское.
Самой первой целю, которую поставили перед собой члены «Боевого братства», было - подготовить будущих защитников Отечества к тяготам воинской службы. «Когда ребята стали возвращаться после первой чеченской, было больно, - говорит Борис Шаганц. - Кого туда отправляли? Детей, которые ни разу в руках оружия не держали! Поэтому основной задачей было подтянуть ребят, старшеклассников. Сначала общефизическая подготовка, потом курс рукопашного боя, стрелковая, строевая подготовка».
Вторая задача - воспитание патриотизма. Не только правильными словами и вовлечением в соответствующие мероприятия, но и собственным примером. Таким, как рейды по городу или дежурства боевых офицеров на дискотеках в молодежном центре «Галактика». И то, и другое ветераны делают бесплатно - просто «потому, что это наш город».
Есть, помимо перечисленных, еще одна задача клуба - помочь ветеранам, вернувшимся из горячих точек, найти себя в мирной жизни, присоединившись к нужному и близкому для них делу. 80% ребят в клубе состоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних.
Помимо участия в региональных и всероссийских слетах и программах областного департамента по делам молодежи, клуб «Патриот» проводит собственные мероприятия и по возможности разделяет инициативы «Боевого братства». Одной из главной вех своей деятельности члены «Братства» и клуба считают установку в 2001 году памятника землякам, погибшим в горячих точках. Юные патриоты регулярно несут у памятника почетный караул [2, 38].
В 2009 году был организован пробный слет добровольных народных дружин. А в 2010 году свое участие в слете подтвердили команды из Костромы, Подмосковья и Ярославля.
Основная проблема клуба - отсутствие четкой четкой государственной системы, следуя которой можно было бы осуществлять подготовку молодежи к поступлению в военные учебные заведения. «Мы сейчас разработали систему преемственности, - говорит Борис Шаганц. - До 11 класса ребята занимаются в клубе. Кто затем поступает в учебное заведение в пределах области - не отрываются, продолжают ходить на занятия и плавно переходят в народную дружину. Но это тоже до 20-22 лет. Понимать бы четко, что мы готовим, например, 4-х милиционеров и 2-х военных в год. Тогда спускайте учебные планы, и согласно этим планам мы будем готовить ребят. А пока готовим по своим планам. Хотя у нас и сейчас результаты неплохие. Двоих в этом году отправили в ОМОН служить. Один из наших воспитанников работает следователем, четверо в ОМОНе» [5].
Детско-юношеский военно-патриотический клуб «Святогор» был основан в 2006 году по инициативе диакона Борисоглебского на Устье мужского монастыря Геннадия Липатова. Название клуба было выбрано им не случайно, ведь по преданию именно в этих краях находился терем непобедимого богатыря Святогора - древнейшего охранителя Руси, побратима и учителя воинскому искусству славного Илии Муромца.
Тема российского воинства, сохранения великого наследия предков и суворовские принципы, легшие в основу концепции клуба «Святогор» сразу привлекли внимание борисоглебских подростков. Сначала занятия клуба проходили в одной из поселковых школ, но уже через год отец Геннадий проводил тренировки во всех школах поселка, зале Борисоглебского профессионального училища, в дух сельских школах района, двух ДК, Борисоглебском Центре Детского Творчества и в спортивном комплексе «Олимп» города Ростова.
Помимо строевой, огневой и тактической подготовки, ребята изучали специальные дисциплины, например, антитеррористическую подготовку и военную медицину, занимаются верховой ездой и рукопашным боем. А реализуют полученные знания на различных соревнованиях, сборах, полевых выходах и в профессиональных лагерях.
Девиз «Святогора» - «Живя на Земле, живи для Неба». Из этой установки вытекают и главные задачи клуба - духовно-нравственное и физическое воспитание молодежи в духе традиции русской культуры и святорусского воинства.
«Святогор» помогает решить множество социальных проблем, в первую очередь, проблему воспитания и адаптации в обществе «трудных» подростков.
В 2007 году клуб был включен в Ассоциацию военно-патриотических клубов России «Стяг», и получил право проводить подготовку к аттестации воспитанников кадетских классов и военно-спортивных клубов по системе Межрегиональной Федерации воинского многоборья «Русь» (г. Москва) в Борисоглебском районе.
За время работы клуба более 100 ребят получили общевойсковую и спецподготовку, прошли срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, в том числе в элитных частях ВДВ, работают в спецподразделениях охраны, обучаются в военных ВУЗах.
В 2007 году воспитанники «Святогора» стали призерами Открытого первенства Детского центра образования «Пересвет» в г. Сергиев-Посад по рукопашному бою; успешно участвовали во Всероссийской тактической игре под г. Звенигородом «Георгиевские маневры»; стали призерами V традиционного Всероссийского турнира по рукопашному бою памяти В.И. Афонченко в г. Сергиев-Посад.
В этом же году «Святогор» договаривается о сотрудничестве с Межрегиональной федерацией воинского многоборья «Русь» в г. Москва и проводит летний учебный 4-хдневный военно-полевой выход клуба с привлечением специалистов из Учебного Пограничного Центра ФСБ России (Борисоглебский р-н).
В феврале 2008 года «Святогор» принимает участие в открытом Первенстве ДЦО «Пересвет» по рукопашному бою. Воспитанники клуба завоевали три первых, одно второе и два третьих места в своих весовых категориях.
Весной 2008 года клуб успешно представляет пос. Борисоглебский на Всероссийских отборочных сборах по военно-прикладным видам спорта «Союз - 2008”, проводимых в городе Великие Луки и занимает 7 место из 15 команд-участниц - финалистов межрегиональных отборочных туров в своих федеральных округах, в том числе команд из Украины и Приднестровья. А в номинациях «Национальная кухня. Национальная одежда. Богатырские игры» команда «Святогора» получает 1 место и награждается памятными медалями, ценными подарками и Малым Кубком Сборов. Оргкомитет Сборов особо отметил команду грамотой «За профессионализм при отработке учебных задач при проведении военно-полевого выхода».
В 2009 году команда «Святогора» участвовала в VI Всероссийских Суворовских сборах военно-патриотических клубов России. И из 12 команд-участниц команда «Святогора» заняла 1 место в перетягивании каната и спортивном метании ножей, 2 место в соревнованиях по биатлону.
«Святогорцы» сотрудничали с всесезонным лагерем-базой МЧС России «Русичи», находящейся недалеко от поселка, где проходят курс горно-высотной подготовки.
С осени 2009 года клуб сотрудничает с Федерацией Русского Боевого Искусства (г. Москва). На базе Федерации РБИ в Ивановской области ребята, участвовавшие в соревнованиях по рукопашному бою межрегионального и всероссийского уровней, получают аттестацию и спортивные разряды.
Среди главных и особенно востребованных проектов клуба - создание на базе ДЮВПК «Святогор» Центра военно-патриотического воспитания молодежи в Борисоглебском МР, с комплексным подходом и принятием необходимых мер по прекращению и предотвращению сложившейся ситуации аморализации, криминализации и других асоциальных негативных явлений в обществе, в частности в молодежной среде [3, 80].
Таким образом, в Ярославской области имеется региональная особенность – каждая детская и молодежная организация включает в свою работу проекты по краеведению, как основы патриотического воспитания. Вторая особенность - большое количество проектов, посвященных Победе в Великой Отечественной Войне. Сегодня у детей еще есть уникальная возможность пообщаться с участниками, героями войны, что порождает сильнейшие патриотические чувства. Третья региональная особенность - военная специфика некоторых организаций. К таким мы относим детско-юношеский военно-патриотический клуб «Святогор», военно-спортивный клуб «Патриот» и другие. Четвертая региональная особенность - гражданско-патриотического воспитания - помощь «трудным» подросткам найти свое место в жизни, эти организации готовят ребят к службе в армии для защиты Отечества.

Библиографический список.
1. Алексеева Е. Музей в школе: перспективы развития [Текст] / Е. В. Алексеева // Музей в школе: перспективы развития : сб. статей / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. – М. , 2006.
2. Голиков А. Осуществление государственной молодежной политики в провинции.//Сборник научных трудов участников X Межрегиональной научной конференции 16-17 мая 2003 г. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2003.
3. Гражданское образование: ценности и приоритеты: материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
4. Колчин Д. Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников. http://www.pandia.ru/text/77/23/56258.php.
5. Лутовинов В. И. Гражданское и патриотическое воспитание. www.portalus.ru.
6. Потягов А. Школьный музей в XXI в.: стратегии и практики первого десятилетия. / Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3. – Том I (Гуманитарные науки). [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.yspu. org/releases/2011_3g/ 68.pdf.
7. Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.yar.ru/russian/tvorch/muzeums/index.html.








13PAGE 15






13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14215


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




+, Знак Знак2 Знак Знак