Военно-патриотическое воспитание и подготовка учащейся молодежи к защите Отечества на уроках физической культуры

Военно-патриотическое воспитание и подготовка учащейся молодежи к защите Отечества на уроках физической культуры

Известно, что обеспечение готовности к защите Отечества и военной службе начинается и осуществляется задолго до призыва в Вооруженные силы.
В начале 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации была принята Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Наиболее важными в этом документе являются следующие моменты:
- развернутый, отражающий реальное состояние дел анализ состояния подготовки граждан, прежде всего молодежи допризывного возраста, к военной службе;
- вывод о том, что уровень подготовки является очень низким и не отвечает современным требованиям;
- основное внимание в процессе формирования готовности, соответствующей предъявляемым требованиям, следует уделять укреплению здоровья и физическому развитию, в меньшей степени – психологической подготовке, обеспечению должного образовательного уровня, а также военно-патриотическому воспитанию;
- игнорирование нравственности, а тем более духовности, не только как составляющих готовности, но хотя бы в качестве ее вспомогательных элементов.
На современном этапе развития общества одной из основных задач государственной политики в области образования является воспитание «взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности.» [3, с.4].
Принятые в 2012 г. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования четко прописывают личностные характеристики выпускника и акцентируют внимание на необходимости формирования российской гражданской идентичности обучающихся, овладение ими культурой разнообразия и языкового наследия [2, с.2].
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан, воспитание у них готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
Анализ содержания учебных предметов и уже имеющийся педагогический опыт многих учителей-предметников позволяют утверждать, что любой учебный предмет, хоть и в разной степени, способен решать воспитательные задачи патриотического и военно-патриотического характера.
Многие задачи военно-патриотического воспитания могут успешно решаться на уроках физической культуры, так как занятия физической культурой и спортом прочно связаны с подготовкой будущих воинов к защите Родины в составе Вооруженных сил. В условиях воинского быта, при выполнении боевых задач от бывших школьников требуются такие физические и волевые усилия, к которым они нередко оказываются недостаточно подготовленными. Это приводит к неуверенности, боязни и другим отрицательным явлениям у молодых воинов.
Моральная и психологическая устойчивость, высокая физическая выносливость, хорошая координация движений могут быть выработаны на уроках физической культуры особенно за счет повышения роли военно-прикладных упражнений: гимнастических упражнениях на снарядах, преодоления препятствий и длительного бега по пересеченной местности. При этом внимание учащихся постоянно обращается на то, что физическая закалка и мастерство позволяли защитникам Отечества выполнять ответственные и опасные задания во время боевых действий и оставаться в живых, что и в мирное время армейские нагрузки остаются трудными и сложными. Эти утверждения должны наглядно иллюстрироваться выразительными примерами из боевой и обычной жизни российской армии.
Особенностью физического воспитания в школе является то, что здесь наряду с решением общих задач физического развития школьников должна осуществляться и их предварительная физическая подготовка, отвечающая требованиям современных Вооруженных Сил.
В системе военно-патриотического воспитания учащихся школы много различных мероприятий, проводимых в течение учебного года: физкультурно-спортивные праздники, смотры песни и строя, военизированные эстафеты.
Участие в военно-спортивных играх, конкурсах и соревнованиях вырабатывают у школьников силу и выносливость, настойчивость в достижении цели, умение переносить трудности, развивают координацию движений, закаляют волю. Все эти качества, умения и навыки позволят им в будущем стать настоящими, надежными защитниками своей Родины.
Условия игры требуют от всех ее участников конкретных умений и навыков, проявления находчивости, смелости, физических усилий. Здесь результат коллектива зависит от действий каждого.
Коллектив является той средой, в которой формируется личность, воспитываются и закрепляются такие ценные нравственные качества, как умение сочетать личные интересы с общественными, дружба, товарищество, взаимопомощь.
Систематические занятия физическими упражнениями вырабатывают у учащихся привычку к физическим и волевым усилиям. Преодоление посильных трудностей способствует формированию важных личностных качеств: целеустремленности, выдержанности, смелости, решительности, уверенности в своих силах.
В качестве примера предлагаю спортивную игру «Вперед, мальчишки!», проведенную в 7 «А» классе МБОУ СОШ № 7 г. Михайловки (см. приложение).
Результативность реализации основных направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания измеряется степенью готовности и стремлением детей и молодежи к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело служения Отечеству, особенно в Вооруженных силах.
Духовно-нравственное, патриотическое и военно-патриотического воспитание детей и молодежи является залогом построения и развития жизнеспособного, социально устойчивого и динамично развивающегося цивилизованного правового государства, обеспечения национальной и военной безопасности страны.


Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795) // http//nwww.garant.ru/product/ipo/prime/doc/99483/#review.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // http//standart.edu.ru.
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ.










П р и л о ж е н и е

Пояснительная записка
Воспитание физически здорового и гармонически развитого поколения всегда было и остается одной из главных задач общества. Решать ее необходимо усилиями и государства, и школы, и родителей. В организации учебного процесса, в стремлении усилить интеллектуальное развитие детей, нельзя забывать книгу: « В здоровом теле- здоровый дух». Поэтому проблема здоровья детей сейчас очень актуальна.
Одной из форм привлечения детей к занятиям спортом является проведение внутри школьных спортивных мероприятий. Мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества, проходило в виде соревнований по подвижным играм среди учащихся 6-х классов. Состав команды: 6 мальчиков.
Эстафеты были подобраны соответственно физическим и возрастным особенностям учащихся. Каждую эстафету и конкурс, учащиеся выполняли с интересом и азартом. Эмоциональность празднику добавили показательные выступления группы спортивного танца, подготовленный девушками из 9-х классов.
Для проведения праздника были подключены учащиеся 9-х классов. Судьи и жюри справились со своими обязанностями отлично.
Атмосфера праздника была дружелюбной и эмоциональной.

Этапы подготовки и проведения мероприятия
Первый этап:
-определение сроков и места проведения
-сбор заявок участников соревнования
-составление сценария

Второй этап:
-подготовка судейской бригады мероприятия
-подготовка оформления мероприятий, подбор музыкального сопровождения

Третий этап:
-проведение мероприятий

Четвертый этап:
-подведение итогов, награждения




Цель:
Создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, воспитании личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, формирование полноценной всесторонне развитой личности.
Задачи:
-формулировать умение анализировать практические умения и навыки, полученные на уроках, в соревнованиях;
-совершенствовать развитие физических качеств посредством эстафет;
-воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества;
-прививать любовь к систематическим занятиям физическими упражнениями
Место проведения:
Спортивный зал.
Оборудование: Плакаты и технологические газеты, музыкальное сопровождение, воздушные шарики, ориентиры, набивные мячи, обручи, каски, швабры, кегли, скейт, теннисные ракетки, военная форма, маты , дартц, гиря.

Участники: Команда от каждого класса в составе 6 мальчиков
Форма проведения: групповая, соревновательная.

Методы: Соревнования, игры.


Ход праздника Спортивный зал празднично украшен. Под звуки марша в зал входят команды участников.
Ведущий:
Сегодня мы проводим «Весёлые старты»,посвящённые празднику «День защитника Отечества». В этой игре будьте честными, мужественными, смелыми. Учитесь трудолюбию, преданности спорту у наших выдающихся спортсменов. Но даже если вы не станете знаменитыми чемпионами, закалка, полученная вами, поможет лучше учиться, бороться и преодолевать трудности, вырасти крепкими, стойкими и преданными Отечеству людьми! Кто из вас самый быстрый, смелый и ловкий – это мы узнаем в ходе соревнований.
По плечу победа смелым,
Ждёт того большой успех,
Кто не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой один за всех.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,
Тот в бою и победит.

Правила турнира:
Играем не ради корысти, а ради удовольствия-своего и других.
Играем честно. Даже если обидно, что проигрываешь, - всё равно не обманывай своих товарищей и не злись.
Будь стойким, не унывай при неудаче и не злорадствуй.
Если выиграл - радуйся, но не злорадствуй.
Не упрекай друзей за промахи, поправь все своими успехами.
Сохраняй спокойствие независимо от исхода игры.
Конкурсы.
Ведущий: Вы знаете, что день в армии начинается с подъёма. Давайте посмотрим, какая команда лучше выполнит конкурс.

1.Подъём



Инвентарь: штаны, куртка, обувь, каска.
Команды стоят в колонну по одному на линии старта, у каждого в руках по одному предмету. Один из участников сидит на стуле у ориентира. По команде первый бежит, надевает свой предмет одежды и возвращается обратно, передавая эстафету следующему. Побеждает команда, закончившая эстафету первая и правильно одевшая «солдата».

Ведущий: Каждый солдат за свою провинность получает наряд вне очереди. Давайте проверим как вы справитесь со следующим конкурсом.


2.Наряд вне очереди.


Инвентарь: швабра, набивной мяч на команду. По сигналу игрок выполняет ведение мяча при помощи швабры до стойки и обратно.
После чего передаёт эстафету товарищу. Ведущий : Для того, чтобы быстро доставить донесение ,используют подручный транспорт.

3.Фельдегеря.

Инвентарь: скейты Команды стоят в колонну по одному на линии старта .По сигналу первый садится на скейт и, отталкиваясь руками, перемещается до ориентира, объезжая препятствия. Обратно возвращается бегом.Побеждает команда, которая закончит эстафету первой.
Ведущий: Чтобы воевать, нужны боеприпасы. А когда боеприпасы закончились, их нужно доставить на передовую.

4.Переноска снарядов.

Инвентарь: ракета для бадминтона, надувной шар. Команды стоят по одному на линии старта. По сигналу направляющий бежит до ориентира , не роняя шар на пол, и так же обратно.Побеждает команда, которая закончит эстафету первой. Ведущий: Перед вами водная преграда, и ее надо преодолеть на пароме.
5.Переправа.

Инвентарь: обручи с веревками, скейты по количеству команд. Команды стоят в колонну по одному на линии старта. По сигналу направляющий бежит до линии « берег реки»,садится на лодку («скейт»), переправляется на другой « берег» и начинает переправлять команду на «пароме». Побеждает команда, которая закончит эстафету первой.
Ведущий: А сейчас, ребята, вам предстоит ответственное задание.Вам предстоит разминировать мину, да так, чтобы произошел взрыв без потери бойцов.

6.Саперы
Инвентарь: шарики по количеству участников. Участники стоят в колонну по одному, в руках у них воздушный шар. По сигналу первый участник бежит до мата, лопает шарик, сев на него, и возвращается обратно. Побеждает команда, которая закончит эстафету первой. Ведущий: Воинская дисциплина обязывает каждого солдата переносить трудности военной службы. Для этого нужна необыкновенная сила духа. А здоровый дух, как известно, в здоровом теле. Сейчас наши команды продемонстрируют свою физическую подготовку и как они стреляют метко в цель.
7.Метко в цель.
Инвентарь: набивные мячи,обручи,маты,дартс. Участники стоят в колонну по одному.По сигналу каждый участник преодолевает этапы:
1)обегает змейкой 4 мяча 2)перелезает по мату с помощью рук 3)через обручи
4)добегает до судьи, берет дротик и поражает цель Возвращаются участники по прямой и дают эстафету следующему.
Ведущий : Иногда у солдата встречается и свободная минута, во время которой он пишет письмо домой.
8.Письмо домой.


Инвентарь : ручка, письмо Команды стоят в колоны по одному на линии старта. По сигналу направляющий бежит до письма, читает его, исправляет две ошибки (вставляет буквы) и бежит обратно. Побеждает команда заканчивающая эстафету первой и грамотно написавшая письмо.
Ведущий: По выходным солдаты иногда проводят соревнования чтобы выявить сильнейшего. Проведем и мы такой конкурс.
9. Конкурс силачей

Инвентарь : гиря 8 кг. Каждый капитан поднимает гирю максимальное количество раз.
Поведение итогов.
Пока жюри подводит итоги нашего конкурса, мы проведем викторину для болельщиков: 1) На ремне сверкает пряжка, И блестит из далека Полосатая рубашка Называется ( Тельняшка) 2) А матросская фуражка
Не имеет козырька, Называется фуражка(Бескозырка моряка)
3) Ползет черепаха Стальная рубаха, Враг в овраг Она там, где и враг (Танк)
4) С помощью какого приспособления можно защищаться от ядовитых газов?)(Противогаз)
5) Как называется приспособление, удерживающее судно во время стоянки? ( Якорь) 6) Как называется здание, в котором живут солдаты? ( Казарма) 7) Как называется самое распространенное наказание солдату? (Наряд вне очереди) 8) Скажите, как называлась наша Родина многие сотни лет назад? (Русь) 9) Как назывались в те далекие времена воины? (Богатыри и витязи) 10) Назовите былинных богатырей художника Васнецова В.? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) Жюри подводит итоги и награждают победителей
Звучат фанфары Ведущий : А сейчас настала торжественная минута для награждения лучших команд. Мы передаем слово жюри ( жюри объявляет результаты) Ведущий : Вот и подошел к концу наш праздник. Ребята, вы показали себя сильными, ловкими и смелыми. Быть защитником Отечества- это значит быть смелым, сильным , ловким и честным. Готовьте себя сейчас к службе в армии. Занимайтесь спортом , вырабатывайте в себе мужество, стойкость и , конечно же, хорошо учитесь!
Письмо домой
Здраствуй, мама. Передю тебе огромный првет с земель полевых. В первых строках этого письма хочу тебя заверить, что я жив и здоров, чего и вам желаю, кормят нас хорошо, ребята тут отличные. В роте около 130 солдат. Спорменов много, но есть и худощавые. Трмозов куча, вот из-за них постоянно отжимаемся. У нас-то спецназ, элитные войска. Должны нас раск..дать по самым хорошм частям. (З,С) десь, в дали от дома, в таких условиях ты начинашь переоценвать вещи, ценить родителей и родных, потому что только они тебя никогда не бросят. Мама, я стал солдатом, меня переплняет гордость за свою страну. Также у меня уже появились планы на будущее, возможно, я свжу свою жизнь со службой.








13PAGE 15


13PAGE 141315




Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 5Рисунок 8Рисунок 915