Статья Патриотическое воспитание молодежи как социально-значимое направление ее социализации в современном обществе

Патриотическое воспитание молодежи как социально значимое направление ее социализации в современном обществе
соц. педагог
МБОУ СОШ №45
Копылова И.С.

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.
Все это привело к тому, что проблема патриотического воспитания молодежи долгие годы игнорировалась.
В современных социально-экономических условиях развития общества роль и значение патриотического воспитания молодежи актуализируется. Это связано с тем, что патриотическое воспитание рассматривается сегодня как социально значимое направление успешной социализации молодежи в современном обществе и социальная потребность нашего общества. Молодежь сегодня – это будущее России завтра. Основным институтом патриотического воспитания, как и основным институтом социализации современной молодежи, является система образования.
Анализ теории и практики о роли патриотического воспитания в социализации молодежи позволил выявить противоречия между:
высокой актуальностью патриотического воспитания молодежи как социально значимого направления ее социализации в современном обществе, и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике;
государственным заказом на формирование личности как патриота и гражданина и отсутствием возможности выразить свою гражданскую позицию в условиях обучения и воспитания в школе, что соответственно затрудняет успешную социализацию учащейся молодежи.
Эти противоречия и обусловили проблему исследования: как патриотическое воспитание влияет на успешную социализацию старшеклассников в школе и современном обществе.
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм имеет противоречивую природу. Он характеризует отношение людей к стране, к государству, его лидерам, власти. На данном этапе развития общества необходимо сделать патриотизм национальной идеей России, что сегодняшняя власть пытается осуществить.

Анализируя проблему патриотического воспитания, Ю.Н. Галанин подчеркивает, что патриотическое воспитание – это социально значимое условие социализации молодежи в обществе, так как именно в процессе социализации происходит формирование в молодом человеке приверженности важнейшим духовным ценностям через воспитание патриотических чувств.
Опытно – экспериментальная работа проводилась в течение четырех лет на базе МБОУ СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов. За период проведения исследования было задействовано 74 учащихся 10-11х классов, из которых 50 составили контрольную группу (КГ) и 24 – экспериментальную (ЭК).

На констатирующем этапе педагогического эксперимента приняло участие 74 человека.
Целью данного этапа было установление уровня сформированности патриотизма.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи экспериментального исследования на данном этапе:
выявление стартового уровня сформированности патриотизма у старшеклассников контрольной и экспериментальной групп ( методика «Личностного роста» П.В. Степанова);
определить наличия у школьников мотивационных-ценностных ориентаций ( методика «Личностного роста» П.В. Степанова);
определить знаниеввый компонент патриотизма старшеклассников ( опросник «Патриотизм – это»).
Проведённые нами исследования показали наличие у подростков определённых проблем, связанных с уровнем развития патриотизма.
Для формирования патриотизма как интегрального качества личности, нами разработана и опробирована программа «Служение», которая расчитана на четыре года.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась реализация воспитательной системы класса «Служение» по формированию ценностных ориентаций патриотической направленности старшеклассников.
Задача воспитания патриотизма у старшеклассников решалась путем включения учащихся экспериментальной группы в систему внеурочных воспитательных мероприятий при реализации комплекса заявленных педагогических условий. В контрольной группе воспитательная деятельность строилась в рамках традиционной системы.
Таким образом, целью воспитательной системы является:
Создание условий для становления социально-активной личности, многосторонне развитого гражданина России в интеллектуальном, эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношении.
Пусть нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, но это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше СЛУЖЕНИЕ России.
Русская идея есть ИДЕЯ СЕРДЦА... Идея сердца утверждает, что главное в жизни есть любовь, и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа.
Русская идея построена на ЛЮБВИ и СЛУЖЕНИИ ОТЕЧЕСТВУ в этом её творческая сила на века. В общественной ткани России просматриваются как лучшие образцы поведения
Служение общественной нравственности (Педагоги, русские писатели и поэты)
Служение семье (Российские женщины)
Служение делу (предприниматели, менеджеры)
Служение науке, искусству (актёры, режиссёры, музыканты, художники)
Служение богу (религиозные деятели)
Служение Родине (военные, государственные деятели)

Их всех объединяет одно – они Служат своему Отечеству

Итак, СЛУЖЕНИЕ – это этический комплекс человека, заставляющий его усердно и творчески работать во благо общества в рамках избранной профессии. Служение тесно связано с чувством Долга и Интересом. Без Долга и Интереса Служения не бывает.
Исходя из основной идеи ВСК «Служение» систематизирующими являются познавательная и творческая деятельности, которые реализуются по направлениям Механизм функционирования воспитательной системы класса осуществляется по трём этапам: проектирование, становление, функционирование, которые в свою очередь строятся на основе «Я- концепции»
Я глазами своими (Понимание)
Я глазами других людей (Принятие)
Я для общества (Поддержка)
Служение возможно лишь через восхождение к служению – формирование личности

Служение родине
Служение обществу
Служение семье
Служение себе
Служение делу

Одно из основных направлений работы, связанное с формированием личности ребёнка это направление «Служение обществу».
Учитывая возрастные особенности и социальную ситуацию развития старшеклассников мы создаем условия для приобщения их к социально-значимой деятельности, через реализацию социального проекта «Клятву верности сдержали» (К 70-летию Победы в ВОв)
Все основные вопросы решаются на общем собрании коллектива и реализуются через органы самоуправления ученического и родительского коллективов.

Проект осуществляется в три этапа:
подготовительный;
организационный;
заключительный.

В ходе реализации проекта творческие группы детей и родителей получают поисковые задания
Война в истории моей семьи
Приокчане – герои Великой Отечественной войны
Труженики тыла
Подготовка материалов к литературно – музыкальной гостиной

При работе по направлениям ВСК активно использует такую интерактивную технологию как Личностный портфолио.

Итогами проекта являются
Создание WEB страницы на сайте школы
Установление партнерских отношений с советом ветеранов
Создание сценария литературно – музыкальной гостиной
Итоговая конференция
Сплочение ученического и родительского коллективов
Формирование социально – активной гражданской позиции учащихся
Привитие чувства уважения к старшему поколению

Любое дело в рамках реализации ВСК «Служение», в том числе и проектная деятельность предусматривает следующие ступени Восхождения к Служению
Сначала у ребенка появляется интерес, затем пробуждается желание и возникает стремление к определенной деятельности. На основе этого появляется реальная мотивация, вырабатывается установка на определенную линию поведения в жизни, что формирует в итоге направленность личности подростка на социально значимую деятельность
Завершающим этапом осуществления опытно-экспериментального исследования воспитания патриотизма у старшеклассников стал контролирующий этап, содержанием которого явилась оценка, анализ и обобщение полученных результатов с целью выявления эффективности. Для достижения обозначенной цели и результатов нами были использованы те же методики диагностики уровня сформированности патриотизма, а также уровня сформированности ценностного отношения к патриотическим категориям.
Критерием эффективности мы считаем положительную динамику по всем показателям на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента.
Результаты диагностики когнитивного компонента на конечном этапе позволяют говорить о том, что в экспериментальной группе 48 % учащихся обладают оптимальным уровнем сформированности понимания сущности понятия «патриотизм», по сравнению с 25% на начальном этапе, а в контрольной группе остался прежним.


Из диаграммы мы можем видеть, что результатом проведения опытно-экспериментальной работы, при реализации заявленных педагогических условий и активном включении старшеклассников в систему внеурочных мероприятий, стало заметное повышение уровня ценностного отношения к таким категориям, как Семья, Природа, Культура, Знание, Труд, Мир.
В тоже время отмечается возрастание уровня сформированности всех компонентов патриотизма (когнитивного, отношенческого, деятельностного). Динамика изменения ценностного отношения к патриотическим категориям у учащихся контрольной группы за такой же период выявлена слабая.
На основе сравнительного анализа полученных данных, можно сделать вывод об эффективности разработанной нами программы «Служение», направленной на патриотическое воспитание, реализация которой даёт возможность увидеть изменения у учащихся экспериментальной группы и, прежде всего, в их сознании и отношении к патриотическим ценностям и категориям.
Все это способствует положительной социализации молодёжи, т.е. они легче приспосабливаются к обществу, в котором живут, стараясь выполнять принятые в нём нормы и правила поведения; строят взаимоотношения с обществом и государством , изменяя свой образ жизни..
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждается
Реализация ВС «Служение» - это сложный процесс, его можно сравнить с часовым механизмом, в котором тесно взаимодействуют детский, родительский и учительский коллектив. Выпадение одного компонента приведет к сбою всей системы в целом. Как в часах шестеренки приводят в движение стрелки, так и мы подобно камертону настраиваем этот механизм и помогаем в унисон звучать сердца. Сердца, которые готовы дарить людям тепло.

Вы пришли на Землю, чтобы штурмовать вершину самого себя. Любовь к другим облегчает путь. Все видится нам во мраке, пока любовь не зажжет светильник души.