Классный час на тему В мире профессий

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Школа № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
МКОУ «Школа №4» г Ижевска.
Ф.И.О.педагога: Шкляева Ольга Федоровна
I квалификационной категории.

Классный час: «В мире профессий».
классный час в 9 а класса.

Цель:  познакомить детей с новыми профессиями; формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Задачи:
1. Формирование представлений о ценности и важности выбора профессий в современном мире; познакомить с многообразием мира профессий; оказать помощь в профессиональном самоопределении.
2. Расширить знания учащихся при выборе профессии ,учитывая свои психологические особенности, способности, физические возможности .
3. Воспитывать любовь к труду.

Оборудование: раздаточный материал, тесты, карандаши.

Тип урока: комбинированный.

План классного часа:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Домашняя работа.
4.Знакомство с новыми профессиями.
5.Блиц опрос (закрепление знаний о мире профессий)
6. Подведение итогов (рефлексия)
Ход классного часа.
Организационный момент.
Добрый день! Добрый час! Мы очень рады видеть вас! Сегодня у нас совместный классный час для 9-11 классов, который для вас проведут Ольга Федоровна и Наталья Леонидовна. Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Узнаем мы это, если отгадаем загадки (загадки о профессиях). Внимательно слушайте и отвечайте: (отгаданные слова вывешиваем на доске и выделенные буквы нам подсказка)
1)Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? (повар)
2) Кто в дни болезней всех полезней? И лечит нас от всех болезней? (врач)
3) В доме 10 этажей, В доме тысячи людей. Кто построил этот дом, Дом, в котором мы живем? (строитель)
4) Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку, Крутит, вертит так и сяк, Но не съест её никак? (шофёр)
5) Мы учим детишек Читать и писать, Природу любить, И взрослых уважать? (учитель)
6) С книжкой кто в руке – читатель. Книги пишет кто? (писатель)
7) Зарю поёт селу петух – Коров на луг ведёт. (пастух)
8) Хозяин книг и книжный лекарь. Так кто же он? (библиотекарь)
9) В небе синем самолёт, Управляет им .. (пилот)
- Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся из выделенных букв.  Хором (профессии).
2. Актуализация опорных знаний.
Итак , разговор у нас с вами пойдет о профессиях. И тема сегодняшнего классного часа «В мире профессий» (на доске запись).
- Что же такое профессия? Как вы думаете?
- Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь:
  «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Мир профессий огромен. В мире насчитывается около 50 тысяч разных профессий
Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии. Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.
3.Домашняя работа.
Наши ребята приготовили небольшие доклады о профессиях, давайте их послушаем(Якунин А.- доклад « обувщики по ремонту обуви», Галимова Р.-
«о строительных профессиях»)
Чтобы не запутаться в выборе профессии, специалисты объединяют все профессии в пять больших групп, типов.
Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устную и письменную речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. Предлагаем небольшой тест на профессиональную ориентацию*.

Тест «Ты и твоя профессия»
В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, один выбранный ответ обозначьте знаком «+» .
Теперь отвечаем на вопросы.

1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
А теперь подсчитаем количество набранных баллов.
(Дети подсчитывают баллы.)

А
1 балла

Б
2 балла

В
3 балла


Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию. Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию.

4.Знакомство с новыми профессиями

Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.
В последнее время в России появились новые профессии. Ребята коротко расскажут о некоторых из них (Григорьев В. и Сидоров Э.):

Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

«Ярмарка профессий»  Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свою актуальность.  Для этого разделимся на 2 группы.
Первая группа будет составлять список « Самые модные профессии» и «Самые забытые»
Вторая группа - «Самые отважные профессии» и «Профессии, которые всегда нужны».
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ- модель, телеведущий, дизайнер, журналист, программист, пластический хирург, президент, автослесарь, нефтяник, дантист, менеджер, специалист по информационным технологиям.
Самые забытые: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Самые отважные: пожарный, каскадёр, моряк-подводник, лётчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный.
Профессии, которые нужны всегда: врач, учитель, дворник, строитель, шофёр, парикмахер, милиционер, пекарь, повар, бухгалтер, слесарь, электрик, животновод, агроном.
Что же у вас получилось?
( Обсуждение работы в группах и взаимопроверка).
5. Блиц-опрос.
Задание «Кто так говорит?» (отвечает весь класс)
- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
«Кому добавки?» (повар).
«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
«Большое спасибо за покупку» (продавец).
«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
«Все оплатили проезд?» (кондуктор)
- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.
Задание «Восстанови рифму»
- Последнее задание – восстановить стихотворение так, чтобы получилась рифма и смысл не потерялся. В нём в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии. Его будете договаривать вы по очереди, по цепочке, начиная сЗадание понятно?
Профессий всех не сосчитать! А вы какие можете назвать? Поезд водит.(машинист) Трактор водит.(тракторист) В школе учит нас .(учитель) Строит здание .(строитель) Стены выкрасил.(маляр) Доску выстругал(столяр) В шахте трудится(шахтер) В доме свет провел(монтёр) В жаркой кузнице(кузнец) Кто всё знает - (молодец!)

Задание «О каких профессиях идет речь?» 
Куй железо, пока горячо. (Кузнец).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).
Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).
Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник).
Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).
Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).


Задание «Назовите профессию»
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);
Самая денежная (банкир, модель,....);
Самая волосатая (парикмахер, ....);
Самая смешная (клоун, пародист, юморист);
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод...);
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...);
Самая серьезная (сапер, хирург, психолог...).

6.  Подведение - итоговая рефлексия.
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили.  Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. А сейчас у вас есть главный труд. Какой?
- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.
- Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?
Примерные ответы детей:
- Интересный тест, что-то новое узнал о себе.
- Остались в памяти заметки о самых новых профессиях - мне, правда, ближе старые.
- Можно задуматься о том, к какому типу людей я действительно отношусь.
- Можно задуматься о том, что в себе исправить, изменить, улучшить.

Профессий много в мире есть, Их невозможно перечесть. Сегодня многие нужны, И интересны, и важны. Старайся в деле первым быть И людям пользу приносить!

Спасибо вам, ребята, за работу. А сейчас приглашаем вас на чаепитие. Сегодня вы все будете титестерами. А вы знаете, что это за профессия?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием.










15