Урок-исследование на тему: «Художественное время и пространство в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник».

Пояснительная записка к уроку.
В 11 классе в программе под редакцией В.Я. Коровиной на изучение творчества И.А. Бунина выделено три часа в разделе «Писатели-реалисты начала ХХ века».
Следует отметить, что при анализе рассказов, посвященных теме любви, в программе делается акцент на следующих аспектах: женские образы, мотив памяти и тема России. Таким образом, пространственно-временная организация текстов остается неизученной. В связи с этим учителю необходимы методические материалы для подробного освещения на уроках этой проблемы.
Для изучения особенностей репрезентации писателем пространства и времени в рассказе «Чистый понедельник» можно провести урок-исследование.
Очень часто читатель, обращающийся к творениям, принадлежащим другим эпохам, может столкнуться с тем, что многие реалии жизни того времени ему не совсем понятны, что об отдаленных исторических событиях он знает очень мало, что некоторые имена собственные, упоминаемые в произведении, ему ни о чем не говорят. В таком случае необходимо проникнуть в лабораторию писателя, изучив различные источники, начиная с авторских записок, документальных материалов и заканчивая критическими статьями.
Для успешного проведения исследования на уроке необходимо собрать информацию, которая поможет понять идейный замысел писателя. Для этого до урока учащиеся получают опережающее домашнее задание:
Найти в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник» антропонимы и топонимы, требующие пояснения и дать краткие пояснения. (Для выполнения этого задания учащиеся делятся на две группы, одна из которых заполняет таблицу «Антропонимы», другая – «Топонимы»).
Оформить свои наблюдения в виде следующих таблиц:
Таблица «Антропонимы»
Имя собственное

Контекст
Толкование



Таблица «Топонимы»
Географические реалии Москвы
Контекст

Толкование



- Выделить ключевую цитату текста.
- Подготовить доклады о православном празднике, названном Чистый понедельник (Индивидуальные задания).
Урок-исследование на тему: «Художественное время и пространство в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник».
Учебный предмет: литература
Цели урока:
1. Образовательные:
углубить знания старшеклассников о понятиях теории литературы: «художественный мир», «философичность художественного мышления писателя», «художественное время и пространство».
изучить организацию пространственно-временной модели в рассказе «Чистый понедельник».
2. Развивающие:
развивать умения филологического анализа литературного текста;
освоить приемы исследования символических образов в художественном мире произведения.
3. Воспитательные:
Методические приемы: аналитическое чтение, беседа.
Оборудование: таблица, В.Я. Коровина Литература. 11 кл: Учебник-хрестоматия: В 2-х частях. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2009.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Сборник “Темные аллеи” был создан в 1937-1945 годах. Рассказы были написаны в основном в Грассе во время оккупации Франции немцами. И.А. Бунин писал самозабвенно, сосредоточенно, весь отдался написанию книги, о чем свидетельствуют, в частности, его дневниковые записи. Он писал известной русской писательнице Тэффи, что “все рассказы этой книги только о любви, о ее “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”[1, с.104]. Любовь в произведениях сборника изображается как одухотворяющая и животворящая сила, озаряющая жизнь человека, составляющая одну из доминант духовной памяти человека.
Рассказ “Чистый понедельник” по праву называется жемчужиной сборника “Темные аллеи”, так как в нем переплелись внешняя простота изложения и подтекстовая, философская сложность содержания, ясность сюжета и символичность образов.
3. Фронтальный опрос.
- Почему рассказ называется «Чистый понедельник»? (Индивидуальные сообщения). По сути, по названию рассказа можно определить художественное время. Чистый понедельник – первый день Великого поста, самого строго из четырех постов в году. Пост – это не только ограничение пищи, но и намеренный отказ от светских развлечений и удовольствий во имя торжества духа.
- Где и когда происходит действие произведения? (Действие происходит в Москве в преддверии Первой мировой войны).
4. Проверка домашнего задания.
Целесообразно начать работу с определения ключевой цитаты. Для этого необходимо рассмотреть все предложенные учащимися варианты и вместе с ними выбрать наиболее значимую цитату. Например, цитата « и вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь» выводит на анализ пространственно-временной организации рассказа. В данной фразе заведомо присутствует противопоставление времен: настоящего и прошлого.
После работы с вышеназванной нами цитатой учитель обсуждает со второй группой ребят, заполнявших таблицу «Топонимы», результаты их поисково-исследовательской деятельности и предлагает им сопоставить топонимы. В ходе сопоставления старшеклассники придут к выводу, что одни географические реалии характеризуют Москву ХХ столетия (рестораны «Прага», «Метрополь», «Эрмитаж», «Яр» и «Стрельна», Охотный ряд, Художественный театр и т.п.), другие – Древнюю Русь (Храм Христа Спасителя, Иверская часовня, собор Василия Блаженного, Новодевичий, Зачатьевский монастыри).
Немаловажно то, как героиня относится к реалиям и приметам времени, к которому она принадлежит, поскольку именно ее неприятие этих реалий дает понять читателю о ее приверженности более высшим духовным ценностям. Поэтому учитель предлагает школьникам, используя материалы заполненных таблиц, ответить на следующие вопросы:
- Какие места посещает герой и его возлюбленная?
- Проследите маршруты героев повествования. Как автор изображает места пребывания персонажей?
- Каким образом через упоминания проявляются приметы древности?
- Какие пространственные ориентиры свидетельствуют о приверженности героини к прошлому?
- Каково отношение героини к приметам настоящего времени?
- Как характеризуются в произведении современники автора? Приведите цитаты.
Очевидно, что автор не принимает образ жизни своих современников, поэтому портреты известных поэтов, актеров, режиссеров на страницах рассказа приобретают карикатурный вид: у Москвина - «корытообразное лицо» [2, с. 356], Качалов - «бледный от хмеля» [ 2, с. 356], Шаляпин - «не в меру разудал был» [2, с. 356].
Описывая Москву начала ХХ столетия, писатель вскрывает всю бессмысленность и пошлость существования ее лучших представителей: лекцию Андрей Белый пел, «бегая и танцуя на эстраде» [2, с. 349], «Огненный ангел» Брюсова написан «до того высокопарно, что совестно читать» [ 2,с. 356], «актеры с бойкими выкриками и припевами изображали нечто будто бы парижское» [2, с. 356].
Не принимая образа жизни своих современников, Бунин отказывает жителям предвоенной Москвы в духовности.
Следующим этапом поисковой деятельности учащихся будут их наблюдения относительно организации времени в тексте. Для этого учитель раздает им карточки с вопросами, на которые им необходимо будет самостоятельно найти ответы:
- О каком времени идет речь в повествовании (время столетия, года, суток)?
- Почему, создавая рассказ в 1944 году, автор останавливается на десятых годах 20 века?
Необходимо обратить внимание школьников на тот факт, что И.А.Бунин обращаясь к рассказу в 1944 году, точно определяет время, когда происходят события, не случайно буквально по крупицам воссоздает насыщенную картину интеллектуальной и культурной жизни России 1911-1912 гг. Для этого рассказа вообще очень существенна привязанность событий к определенному времени.
Как отмечает В.М. Михайлова, в одном тексте «сосредоточены все события, которые на протяжении первых полутора десятилетий ХХ века будоражили умы российской интеллигенции. Это новые постановки и “капустники” Художественного театра, лекции Андрея Белого, читаемые им в такой оригинальной манере, что об этом говорили все; стилизация исторических событий XVI века – процессов над ведьмами – в романе В.Брюсова “Огненный ангел”, модные писатели венской школы “модерн” - А.Шницлер и Г.Гофмансталь»[3, с.79].
5. Поведение итогов.
После проделанной работы учащимся предлагается ответить на два вопроса, которые отражают связь времен в рассказе (настоящего и прошлого):
- Как вы можете объяснить, что местом пребывания героини выбрана Марфо-Мариинская обитель?
- Почему в последних строках произведения, когда наступает пронзительная развязка, появляется необыкновенно высоко и лирично изображенная Буниным великая княгиня Елизавета Федоровна?
В данной модели урока присутствуют только направления исследования пространства и времени рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник». В процессе поисково-исследовательской деятельности учащихся рассматриваются поэтика названия; наблюдения, позволяющие объяснить композицию произведения; символика имен, чисел; пространственно-временная организация текста. Урок-исследование не имеет четкой структуры, он полностью построен на импровизации, ход работы определяется гипотезами и находками старшеклассников.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Написать эссе на тему: «Одухотворяющая сила любви».

Литература.
Долгополов Л. Рассказ "Чистый понедельник" в системе творчества Бунина эмигрантского периода. Л., 1985. С. 340.
Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи.- М: Дрофа, 2007.- 510 с.
3. Николина М. А. Лингвистический анализ рассказа И. А. Бунина "Чистый понедельник". Русская словесность. - М, 1996. № 3. С. 79.
Коровина В.Я. Литература. 11 кл: Учебник-хрестоматия: В 2-х частях. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2009.