Статья Современный урок в условиях введения ФГОС


Павлова Ирина Леонидовна
Учитель начальных классов
МБОУ Ясногорская СОШ
Забайкальский край Оловяннинский район
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!
Главная особенность ФГОС НОО - это его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Именно от учителя зависит успех реализации новых стандартов. Много вопросов возникало перед учителями российской школы после введения Стандартов второго поколения, но главный из них - «Как учить?», ведь роль учителя тоже должна измениться. Современный учитель перестаёт быть единственным носителем знания, как было раньше, теперь он должен стать проводником в мире информации, координатором всех детский умений и возможностей. В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителю начальных классов необходимо было поменять методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности, найти новые формы и приёмы. Но прошло не так уж много времени с момента перехода на ФГОС, практически все перестроили своё сознание, сумели овладеть новыми технологиями, приёмами, методами.
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС?
усиление мотивации ребенка к познанию окружающего мира;
демонстрирование того, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, её узнавание;
поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. 
Основополагающие принципы проектирования современного урока:
Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной;
Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий;
Изменение педагогической позиции «ученик – учитель»;
Формирование внутренних мотивов деятельности ученика;
Личностное целеполагание и личностное содержание материала;
Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Изменилась и сама типология урока.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию
Уроки развивающего контроля

Уроки общеметодологической направленности
Уроки «открытия» нового знания

Уроки отработки умений и рефлексии

Деятельность учащихся
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация (особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют ее). В связи с этим изменяются структура урока, действия учителя и ученика. Изменилась позиция учителя и ученика: теперь - это партнёры в образовательном процессе.
Деятельность учителя


записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы…
Главная цель учителя на уроке - организовать деятельность детей по: поиску, обработке, информации; обобщению способов деятельности; постановке учебной задачи… При подготовке использует методические рекомендации, учебник, Интернет-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами.


В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный. Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».
Педагогические технологии, используемые при моделировании урока


Технология формирования УУД

Технология проектного, продуктивного обучения
Технология развития критического мышления
Технология проблемного обучения

Аргументация постановки учебной задачи
Смысловое чтение

Рассуждение
Доказательство
Моделирование

Поиск информации (учебник, словарь, Интернет)
«Ловушка»

Приёмы, формы
Побуждающий диалог


Наблюдение
Самостоятельная работа
Перекодирование информации

Установление причинно-следственных связей

Выделение абзацев в тексте
Построение монологического речевого высказывания


Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Благодаря ФГОС, стало реально возможным выпускать из начальной школы учеников, умеющих учиться, способных к организации творческой деятельности, любознательных, активно познающих мир. Это возможность стать компетентной, успешной личностью, способной к дальнейшему обучению.