Открытый урок по литературе в 11 классе Анализ рассказа И.А. Бунина Чистый понедельник


Открытый урок по литературе
в 11 классе
«Анализ рассказа
И.А. Бунина
«Чистый понедельник»
Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы
Быкова Е.Б.
Тема урока: Анализ рассказа И.А Бунина «Чистый понедельник»,
подготовка к домашнему сочинению.
Цель урока:
1. Дать аргументированное истолкование и оценку идейно -художественного; своеобразия произведения; раскрыть богатство и глубину мастерства писателя;
2. Подготовиться к написанию домашнего сочинения-рецензии;
3. Продолжить работу по формированию умений строить продуктивные высказывания, цитировать, объяснять, делать выводы, уметь выразить свое отношение к изученному произведению.
Методические приемы :
- рассказ учителя,
- аналитическая беседа,
- анализ эпизодов,
- чтение наизусть,
- выразительное чтение,
- инсценированние эпизодов,
- повторение изученного,
- повторение теории литературы.
Оформление урока:
1. Эпиграф на доске;
2. Текст произведения;
3.Композиционная схема рецензии.
Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»
Цель нашего урока - проанализировать рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник», в котором мы с вами сможем выяснить, какова бунинская концепция любви, подготовится к написанию рецензии. Знакомая вам композиционная схема рецензии перед вами, в ходе урока делайте записи.
Смысл названия рассказа мы объясним, проанализировав все произведение.
«Чистый понедельник» входит в цикл рассказов «Темные аллеи»,
Всю жизнь человек пытается найти ответ на вопрос – что такое любовь?
Солнечный удар, томление духа или благодарность?
Большинство литературных героев 19- 20 столетий происходят испытания любовью. У Бунина же свой, особый подход к этой традиционной теме. Это было связано с его мировоззрением. Цикл « Темные аллеи» Бунин считает вершинным произведением своей прозы.
- Когда и где была написана книга? ( с 1937 по 1945гг во Франции)
- Сколько рассказов в нее вошло? (40. Все они о красоте России, о жизни и смерти, о любви )
- Какие из рассказов вы прочитали?
- Какие мысли, по вашему мнению, высказывает автор в этих рассказов?
«Грамматика любви» - любовь как лебединая верность
«Солнечный удар» - любовь - потрясение на всю жизнь
«Темные аллеи» - любовь, которая вызвала обиду в героине
«Холодная осень» - Бунин говорит о любви как о горьком чувстве как, о несбывшейся мечте.
О своем рассказе Бунин как-то написал: « Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать « Чистый понедельник»
- Когда был написан этот рассказ? (в 1944)
- Какова композиция рассказа?
«В очень короткой экспозиции мы узнаем о том, что действе происходит в Москве, зимой в 1912-1914г... Повествование ведется от имени героя. Бунин использовал прием ретроспекции - взгляд из настоящего в прошлое. Завязкой сюжета является знакомство молодых людей и на лекции в литературно – художественном кружке. В центре внимания любовный конфликт, кульминация – разрыв отношений, развязка – уход героини в монастырь »
Итак, в центре внимания герои: он и она
- Что мы узнаем о герое?
- Каков портрет? (« неприлично красив»)
- Что говорит рассказчик о своем характере?
- Какова героиня?
«квартира, обстановка, рояль, цветы - писатель указывает на эстетические вкусы; книги – широкий читательский диапазон»
- Каков ее портрет?
1. « у нее красота…» Бунин был превосходным мастером в создании портрета. Обратил внимание на такую деталь, как « на курсы ходила скромной курсисткой»
2. « Она прямо и несколько театрально стояла…»
Подобно живописцу или ваятелю, Бунин воплощает в слове то прекрасное, что видит в женщине.
Посмотрите вот на эту репродукцию картины художника Нестерова.
- Какие строки из произведения вы подписали бы под ней?
«она была чаще всего молчалива, все что – то думала, как – будто во что – то мысленно вникала»
Язык писателя яркий колоритный, писатель стремится сберечь от забвения эту удивительную русскую речь.
- Какой образ жизни ведут герои?
(перечислите места, посещаемые ими театры, рестораны…)
- Счастливы ли герои?
- зачитывать
ОН?
ОНА?
Послушаем чтение по ролям.
Несмотря ни на что герой счастлив? В этом фрагменте в очередной раз подтверждается концепция писателя, который утверждал:
« Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»
- Понимает ли герой свою возлюбленную?
Нельзя однозначно трактовать образ героини?
Бунин:
«Женщины мне кажутся чем – то загадочным, чем более изучаю их, тем менее понимаю»
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту.
Думая о странностях любви, герой смотрит на странный город.
Сам Бунин так говорил о Москве - образ Москвы.
- Когда же открывается внутренний мир героини рассказчику и читателям? В прощеное воскресение
- Кок сама героиня рассказывает?
Чувство родины, ее страны. В этом рассказе и наибольшей силой прозвучала сталь дорогая писателю мысль о подсознательных или осознаваемых, но потаенных связях каждого человека с прошлым, мысль о том, что в каждом человеке жива «память веков», память поколений, которая движет, наряду с влиянием современности, его дурными и хорошими поступками, определяет его сложные эмоции, побуждения, склонности, память.
Именно этой меркой исторического прошлого измеряет героиня современную жизнь, именно с нравственных позиций, выработанных веками в русском человеке, подходит автор к любви своих героев.
Таков идейный замысел рассказа.
Возвращаясь к композиции рассказа, назовите кульминационную точку в развитии сюжета и взаимоотношение героев.
(после единственной счастливой ночи героиня уходит в монастырь)
Чтение по ролям.
- Чем стал разрыв отношений для героев?
- Для героини?
Посмотрите на репродукцию картины Нестерова « Великий Постриг»
- С какими произведениями созвучна эта репродукция? Зачитайте.
- Почему герой не пытается с ней встретиться?
- Почему так глубоко смог Бунин передать переживания своего героя?
- Каков смысл названия рассказа?
Что бы понять прозу Бунина, его многогранность, надо его читать.
« Чем больше я читаю Бунина, тем яснее становится, что Бунин почти неисчерпаем»
Композиционная схема рецензии рассказа
1. Смысл названия рассказа.
2. История написания, место рассказа в общем, ряду.
3. Идейный замысел произведения.
4. Критическая оценка произведения:
а) особенности композиции рассказа;
б) сила воздействия слова писателя;
в) мастерство автора, иллюстратора книги.
5. Основная мысль рецензии.
6. Актуальность тематики произведения.