Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий


Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Постановка проблемы. На данном этапе онтогенеза современного общества становится явным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. В современной школе, на уроках безраздельно властвуют личностные формы организации учебной деятельности по типу «учитель – обучающийся»: обучающиеся на уроке не сотрудничают между собой непосредственно, так как педагог фактически выступает посредником между детьми. Поэтому необходимо изменить роль учителя: из обычного транслятора знаний необходимо стать инициатором и организатором совместной работы с обучающимися, содействовать переходу к реальному сотрудничеству в процессе овладения знаниями. Единой особенностью общей деятельности учителя и обучающихся считается преобразование позиций личности, что проявляется в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей и самого взаимодействия у каждого из участников обучения [1, с. 43]. Выпускнику школы принципиально не только овладеть определённым объёмом знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые предоставляют обучающемуся возможность независимого эффективного усвоения новых знаний, умений и компетенций, в том числе умение учиться. Универсальные учебные действия раскрывают обучающимся вероятность широкой ориентации как в разных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. В настоящее время отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности у обучающихся. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС определяет задачу воспитания – умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к различным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Групповая работа содействует не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и познавательных и регулятивных учебных действий. Обучение групповой форме взаимодействия учащихся обязано начинаться с первых дней присутствия ребенка в школе.
Анализ исследований и публикаций. Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах И. Н. Агафоновой, О. М. Арефьевой, Ю. К. Бабанского, А. И. Балашова, Д. В. Воровщикова, Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, Л. Я. Желтовской, А. Б. Зверинцева, О. А. Карабановой, Е. А. Киянченко, Н. А. Лошкарёва, А. А. Любинской, В. Я. Ляудис, И. М. Осмоловской, Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко, А. В. Усова, К. Д. Ушинского, Г. А. Цукерманом, С. Т. Шацкого.
Цель данной статьи рассмотреть особенности организации групповой работы, как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Изложение основного материала. Формирование на уроке русского языка атмосферы коллективной творческой деятельности учителя и обучающегося активизирует заинтересованность к групповой форме работы. В настоящее время известные инновационные технологии обучения в школе так или иначе склонны к организации работы малых групп. Концепция группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех, не из нового, однако время вносит свои коррективы в определение целей, механизмов деятельности, оценки результатов и т. д.
Практическая деятельность демонстрирует, что элементы групповой работы принципиально важно начинать внедрять уже с первых дней учебы детей в школе. Значимой задачей педагога становится развитие таких качеств, как взаимоконтроль и взаимовыручка, умение выслушать и грамотно высказать собственную мысль, защитить собственную позицию. Так, при построении учебного сотрудничества важно учитывать, что такой формы общения в детском опыте не существовало, в следствии этого следует обратить внимание обучающихся на то, каким образом можно выразить свое согласие или протест с одноклассниками, как возразить, чтобы не обидеть, как попросить помощи у товарища. С одним-двумя обучающимися у доски можно продемонстрировать варианты эффективного общения: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?», «Почему ты так думаешь?» и т. д. Работу в парах допускается организовывать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний. Учитель на первых этапах представляет собой в качестве образца эффективного взаимодействия, собственным индивидуальным примером демонстрирует культуру общения, чуткого взаимоотношения к участникам диалога, уважение к позиции собеседника. Затем, со временем, активность в общении передается самим обучающимся, при этом у них увеличивается интерес к заданиям, ведь они выступают не только в роли обучающегося, но и в роли педагога [5, с. 98].
Когда обучающиеся научатся работать в парах, необходимо приступать к обучению деятельности в небольших группах, состоящих из четырех и более человек. Как демонстрирует практическая деятельность, на первых периодах освоения способами групповой работы обучающиеся не очень внимательны к ответам одноклассников. Здесь снова позиция учителя должна быть инициативна – важно научить обучающихся быть толерантными по отношению к собеседнику, к разным точкам зрения, составлять и согласованно выполнять совместную деятельность.
Определением «малая группа» обычно отмечается сравнительно стабильная, небольшая по численности категория, члены которой пребывают в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к зарождению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и общепризнанных мерок. В обстоятельствах образовательного процесса подобная группа предполагает собой объединение обучающихся с целью заключения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно-воспитательных задач. Групповая работа– это полноценная независимая форма организации обучения. Неповторимость групповой работы поддерживается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между обучающимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Учитель руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы [3, с. 68].
Важным приемом при организации групповой работы является, на наш взгляд, внедрение так называемых правил работы группы. Они предварительно обсуждаются, отмечается их важность, им придается статус. Основные из них:Убедись, что в разговоре принимает участие каждый.
Говори тихо и спокойно.
К своим товарищам относись с уважением.
Старайся не прерывать разговор товарища, выслушай его до конца.
В случае, когда проблему разрешить не удается, обратись к педагогу.
Огоромен развивающий потенциал групповой работы, при которой обучающийся становится значимым участником единого дела – ведь от его труда зависит результат всей группы. Практика демонстрирует, что наиболее действенными приемами распределения на группы являются:
по желанию, при этом объединение в группы происходит согласно обоюдному выбору. Развитие групп по желанию имеет возможность протекать неожиданно, когда учителем озвучено требование выполнения задания: разделитесь на группы по (несколько) человек.
случайным образом, деятельность в такой группе формирует у участников умение адаптироваться к разным условиям реальности и к разным партнерам. Данный прием формирования групп полезен в тех случаях, когда педагог ставит цель – научить детей сотрудничеству (совсместной работе) [2, с. 43].
по определенному признаку. Показатель может быть задан педагогом или обучающимся, например, по первой букве имени, по времени года рождения и так далее. Данный метод разделения интересен тем, что дает возможность объединить ребят, которые редко друг с другом взаимодействуют, или испытывают эмоциональную неприязнь друг к другу, с одной стороны, а с другой – общий признак, заданный первоначально, сводит объединившихся обучающихся. Это создает основу для психологического принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других.
согласно подбора учителя. В данном случае педагог создает группы по некоторому определенному для него свойству для решения определенных педагогических задач. Допускается объединять обучающихся с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, можно сформировать равные по силе команды, и пр.
На уроках русского языка, используя групповую или парную работу, можно привлечь детей к открытию новых знаний. Например, при изучении темы «Диалог и монолог» возникает проблемная ситуация – «Найти в тексте диалог и доказать». Обучающиеся предлагают различные варианты решения трудностей. Решение проблемной ситуации вполне уместно найти в ходе коллективного обсуждения, не стоит предоставлять готовые ответы.
Очевидны большие плюсы в применении групповой деятельности на уроках с целью развития коммуникативных универсальных учебных действий: обучающиеся всегда готовы обмениваться тем, что они хорошо понимают (своими итогами, находками). Подобная модель располагает к общению на установленную тему. Следовательно, идет активная деятельность согласно развитию умения досконально и точно выражать собственную мысль, отрабатываются навыки обладания монологической (презентация итогов работы группы) и диалогической (обсуждение в парах, группе) речью, умения общаться с аудиторией. Формируется способность защищать собственную точку зрения, использовать доказательства, делать заключения.
1. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются, когда обучающийся:
учится давать полные ответы на вопросы;
учится задавать конкретные, точные вопросы;
учится осуществлять и вести диалог;
учится излагать сюжет;
учится слушать; перед этим педагог обычно сообщает: «Слушаем внимательно».
2. Технология. Коммуникативные универсальные учебные действия влекут сознательную ориентацию обучающихся на воззрения других людей (первоначально лишь партнера по общению или деятельности), умение вступать в диалог и слушать, принимать участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в категорию сверстников и создавать результативное взаимодействие и совместную связь со сверстниками и взрослыми и, тем самым, гарантирует единую социальную компетентность. Технология будет действовать, если:
Определены цели. Для того чтобы обучающийся вступил в коммуникацию с педагогом, учебником, товарищем или родителем, он должен осознать, для чего это необходимо, что он хочет извлечь в результате?
Побуждением к этому представляется некоторое препятствие, разногласие между индивидуальным состоянием и желаемым.
Выбран партнер по коммуникации. Создавая пары, группы, команды педагогу необходимо учесть следующее:
-отношения между детьми в паре, группе должны быть положительными или нейтральными.
-состав пар, групп должен меняться;
-более результативны пары, группы разные, но близкие по уровню общения (высокий и средний, средний и низкий);
-результативность групповой деятельности зависит от возможности партнеров обмениваться мнениями и обсуждать.
Распределены функции и значимости в группе. По мере применения групповых форм педагогу станет очевидно, какие обучающиеся принимают на себя значимость лидеров в познавательном содержании, какие умеют подкреплять сотрудничество и улаживать разногласия, кто умеет четко и обоснованно продемонстрировать единый итог, кто привносит инциденты и т.д. Все эти нюансы необходимо рассмотреть в конце работы. Целесообразно менять роли, функции членов категории – лидеру желательно побыть исполнителем, конфликтному – примерить роль посредника.
Обучающиеся умеют функционировать и взаимодействовать. Для того, чтобы обучить детей общаться и взаимодействовать, предстоит внедрить правила или нормы деятельности в паре, группе. Каждый педагог имеет в собственном запасе такие правила, приобретенные предшествующим опытом. Посмотрев на них с новой позиции, можно особенно отметить следующие:
-слушай внимательно напарника по общению;
-переспрашивай и уточняй, чтобы убедиться, что ты верно понял;
-отмечай прежде всего положительное;
-уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;
-стремись трудиться хорошо;
-при затруднениях попроси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;
-заключением работы пары, группы является ваше единое мнение;
-не забывай, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
-поблагодари напарника за работу.
Все данные правила должны включаться в деятельность постепенно, выводиться непосредственно из опыта ребят, собираться в виде инструкции [4, с. 52].
Образцом партнерской коммуникации для обучающихся является педагог. Он повседневно представляет примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут приобретаться детьми.
Выводы. При проведении групповой работы с классом функции учителя меняются. При проведении данной работы учителю требуется отслеживать ход работы, отвечать на поставленные вопросы обучающихся, координировать порядок работы над заданием и если необходимо оказывать помощь обучающимся или всех группе. При оценивании работы группы особенно важно выделять не столько ученические, сколько человеческие качества личности, например, такие как доброжелательность, вежливость, терпеливость, дружелюбие и т.д.
При анализе применения групповой работы с младшими школьниками на уроках и внеклассных занятиях, можно сделать вывод, что данная форма работы создает комфортные условия для коммуникации обучающихся, помогает строить положительные взаимоотношения между одноклассниками и учителем. Групповая форма работы в рамках учебных предметов, способствует развитию умения в группах находить ответы на сложные задания, впредь до создания новых знаний. Именно групповая форма работы с младшими школьниками является результативным средством формирования коммуникативных компетенций обучающихся, способствуют развитию адекватной самооценки учащихся начальных классов, а это значит и самореализации своего «я».
Резюме. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников. Проанализированы приемы разделения обучающихся на группы. Представлен педагогический опыт применения разных форм организации групповой работы как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий на начальных этапах обучения. Определены этапы, при которых формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Ключевые слова. Универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, групповая и парная формы работы, сотрудничество.
Abstract. The article deals with the problem of formation of communicative action of universal primary school children. Analyzed the techniques of separation of students into groups. Presented teaching experience with different forms of organization of the group work as a means of formation of communicative purpose of learning activities in the early stages of training. The stages at which the universal communication form curricular activities.Keywords. Universal learning activities, universal communicative learning activities, group and paired forms of work, cooperation.
Литература.
Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С.43
Королькова Л. В., Лебедева Н. Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников. / Л. В. Королькова // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С.26
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, – 2008. – С. 134.
Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа /А. Ю. Уваров. – Москва: Удар, – 2001. – С 56.
Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман. – Москва: Московский центр качества образования, 2010. – С. 120.