Доклад Технология Критическое мышление через чтение и письмо.


Технология «Критическое мышление через чтение и письмо»
в инновационной педагогической деятельности.
-Добрый день, уважаемые коллеги.
Ключевым словом в индивидуальном стиле педагогического творчества в инновационной педагогической деятельности является творчество.
А на ваш взгляд, в чём заключается творчество учителя?
ВВЕДЕНИЕ.
Мы всё время задаём себе вопрос, каким должен быть современный ученик? Какими мы хотим видеть детей во взрослой жизни?
Всматриваясь в лица учеников, мучительно ищем ответы на непростые вопросы. Как избежать пассивности на уроке? Чем увлечь? Как предложить и сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как сделать свой урок их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Как повлиять на ученика усилиями его самого? Как воспитать с таким запасом знаний, мерой воспитанности, чтобы не стыдно было перед родителями, коллегами, наконец, перед обществом, которое доверило тебе будущее страны?
Как это сделать, какими средствами, методами? Как увлечь детей в мир знаний, детей, только-только перешагнувших порог школы?
Если учитель ищет ответы на эти вопросы, он будет в своё творчество вовлекать детей. И обязательно получит результат.
Хочу поделить опытом своего творчества, которые я получила, используя технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Современная школа должна воспитать личность, думающую и чувствующую, которая имеет не только знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, которая умеет общаться и обладает внутренней культурой.
Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых жизненных ситуациях.
Приоритетными средствами для достижения этого является культура речи и культура общения.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.
СЛОВО-КАК ЖИВАЯ КЛЕТОЧКА, КАК ЕДИНИЦА РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ.
Научиться красиво и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из главных задач обучения учащихся является развитие речи. В своей монографии «Мышление и речь» Л.С. Выготский писал о том, что кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций или связей, является слово, «представляющее собой живое единство звука и значения и содержащее в себе, как живая клеточка, в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом».
Кажется очень замысловатая трактовка к понятию - слово. Но если начинаешь работать, и анализировать свою деятельность вырисовывается следующая картина.
СЛОВО – КАК СТИМУЛЯЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Основным моментом развития речи является слово. Войти в мир слова помогут «Ассоциации» - это нелинейный способ мозговой атаки. Они могут быть использованы для стимулирования мышления до того, как тема будет изучена, а также могут быть использованы как способ подведения итогов того, что было изучено. В первом классе, на начальном этапе, это устный вид деятельности в развитии речи. В дальнейшем работа переходит в письменный вид, который может служить для развития письменной речи.
Например:
Практически любую новую тему можно начать с ключевого слова на основе ассоциаций.
Русский язык. 3 класс. Тема. Буквы непроизносимых согласных в корне слова.
-О чём вы подумали, услышав это слово?
согласные

Математика. 3 класс. Тема. Куб.
КУБ

Окружающий мир. 3 класс. Тема. Болото. Озеро. Река.
БОЛОТО
РЕКА
ОЗЕРО

Литературное чтение. 3 класс. Тема. Сергей Голицын. Сорок изыскателей.
ИЗЫСКАТЕЛИ

Такое начало урока способствует концентрации мысли. Ребёнок поднимает на поверхность имеющийся запас знаний о данном слове, которое обозначает конкретный предмет или имеет абстрактное значение.
Таким образом «Ассоциации» являются способом формирования речевой мысли.
Уже с первого класса, значение слова раскрываем перед ребёнком со всех сторон. С первых дней на урокахобучения грамоте, окружающий мир, выбираем ключевое слово, которое красной линией пройдет через весь урок, раскрывая его значение со всех сторон. Именно значение слова претерпевает в развитии ребенка существенные преобразования. Слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, а вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обогащает его.
ИЗБА
Например: слово ИЗБА.
Вызывает такие связи как,

Дом старый
жилище
сказка богатырь Илья Муромец
Постоянное расширение значения слова в сознании ребёнка, позволяет более глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир.
Вернёмся к уроку
Русский язык. 3 класс. Тема. Буквы непроизносимых согласных в корне слова.
-О чём вы подумали, услышав это слово?
согласные



твёрдые мягкие звонкие глухие
шипящие оглушаются
парная согласная на конце словапарная согласная в корне слова
удвоенные
непроизносимые
Когда идёт работа над словом, мыслительная деятельность учащихся активизируется, и они выдают имеющиеся знания, в данном случае анализ букв и изученные орфограммы. Учащиеся сами подводят класс к изучению новой темы. Непроизносимые согласные. Приводят примеры: солнце и здравствуйте. Определяют проблемы, как правильно писать слова с непроизносимыми согласными. Делают выводы.
ПЕРВЫЕ ШАГИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Начальной школе принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связанной
речи как устной, так и письменной. С первого класса, в работе по развитию речи, включаю приём «Синквейн» (пятистишие)– это словесное синтезирование информации и материалов в немногословное выражение, которое описывает или отражает тему, учит кратко и точно выражать главную мысль или сделать вывод.
НАПРИМЕР.
Сочинение – это творческая работа, оно требует самостоятельной мысли ребенка, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в составляемый текст. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиций, отбор материала. Установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.
Как провести урок, чтобы учащиеся с высокой мотивацией выдали высокий результат?
Весь процесс составления детьми текстов сочинений и их написание должен быть целенаправленным, чтобы каждая новая работа, предлагаемая учащимся, способствовала их умственному и речевому развитию.
Но не любое сочинение развивает ученика. Чтобы каждое сочинение было для ученика подлинным шагом вперед, учителю необходимо соблюсти некоторые условия. Учитель, готовя учеников к очередному сочинению, должен четко представлять себе, во-первых, какова педагогическая целесообразность этого сочинения, чему оно научит детей и как обогатить их мышление и речь и, во-вторых, какое место займет в ряду других упражнений, во всей системе работы над детской речью.
Программа по русскому языку предусматривает систему сочинений, позволяющую осуществлять преемственность и перспективность во всей работе, предъявляя к письменной речи высокие требования. Учащиеся овладевают знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простейших знаний, к более сложным, устанавливая связи между ними. Именно осознание связей и зависимость между фактами, событиями, явлениями, развивает мышление и речь ребенка.

Обученность и обучаемость в методике и психологии
Обучаемость – это восприимчивость школьника к обучению, т. е. «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития».
Если обученность является характеристикой актуального развития, то есть того, чем уже располагает ученик, то обучаемость – характеристика его потенциального развития. С этой точки зрения понятие обучаемость близко к понятию «зона ближайшего развития», предложенному Л. С. Выготским.
Обучаемость – это ансамбль индивидуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения, те особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости. Уровень обучаемости определяется степенью сформированности различных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. К таким качествам относиться глубина, гибкость, осознанность, самостоятельность ума, обобщенность и экономичность мыслительной деятельности.
Показателями обучаемости также являются:
- активность ориентировки в новых условиях;
- самостоятельное обращение к более трудным заданиям;
- настойчивость в достижении учебной цели;
- умение работать в ситуациях помех, и препятствий;
- восприимчивость к помощи другого человека;
- способность к самообучению;
- работоспособность, выносливость, и тдр.;
Для высокого уровня обучаемости характерны: умение определять ход мыслей в уме, осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения.
Таким образом, проводимые уроки по развитию письменной речи должны включать психологический настрой, способствующий созданию атмосферы перехода из актуальной зоны, в зону ближайшего развития.
Сочинение как вид развития письменной речи.
- Любят ли ваши дети писать сочинение?
Сообщение о том, что сегодня будем писать сочинение не вызывает у ребят особого восторга. Сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы над развитием речи. Оно и в школе занимает особое место: ему в известной мере подчинены многие другие упражнения, проводимые на уроках литературы и грамматики.
4 класс. Русский язык. Тема сочинения «Моя Родина-Россия».
Ожидаемый результат:
учащиеся смогут определить ряд слов, необходимый для раскрытия данной темы;
объединить слова в тематические группы;
определять основную мысль каждой группы слов;
раскрыть основную мысль каждой группы слов и темы сочинения;
орфографически правильно оформлять сочинение;
проникнутся патриотическими чувствами;
По окончанию урока учащиеся смогли:
подбирать слова по определённой теме;
определить и раскрыть основную мысль частей сочинения;
раскрыть тему сочинения;
по каждой части плана составлять связанный текст;
сформулировать и выразить в письменной форме свои патриотические чувства.
Практическая часть.
Работа в группах.
ПОБУЖДЕНИЕ.
- Вы запишите слова «ассоциации» к слову. Потом объединим эти слова в группы. Определим, какую основную мысль можно предать через эти слова. Каждая из составляемых нами групп слов и мини текстов, по ходу работы, будет частью нашего сочинения. Определив основную мысль каждой части нашего сочинения, озаглавим их и составим из названий каждой части, план нашего сочинения.
1. Ассоциации.
- Напишите на бумаге слова, которые вы относите к слову «Родина».


РОДИНА

(группы озвучивают свои слова, каждая группа добавляет слова, которые ещё не звучали)
ОСМЫСЛЕНИЕ.
1. Работа над частями сочинения.
1.Работа над первой группой слов.
- Какие цвета имеет флаг России?
- Давайте возьмём синий цвет и подчеркнём слова, которые рассказывают о нашей родине, как о государстве.
(группы озвучивают свои слова)
- Определите основную мысль этой части.
- Озаглавьте часть. (например: Россия - моя страна…….)(группы записываю свои названия на доске)
2.Работа над второй группой слов.
- С чем ассоциируется в жизни зелёный цвет? (с природой)
- Выделим слова, которые рассказывают о природе нашей родины зелёным цветом.
- Какую основную мысль раскроем в этой части сочинения?
-Как озаглавим эту часть сочинения? (например:Природные богатства России)
3.Работа над третьей группой слов.
- Какие чувства вызываету вас желтый цвет?
- С каким человеком в вашей жизни можно сравнить желтый цвет?
- Вы, мама, папа…. Как назвать одни словом? (Семья)
- Выделим слова этой часть желтым цветом.
- Какую основную мысль раскроем в этой части?
- О чём будем рассказывать в этой части?
- Как озаглавим эту часть текста? (Например: Моя семья –часть страны)
4. Работа над четвёртой группой слов.
- Какой цвет выберите, чтобы показать себя?
- Красным цветом выделим слова, определяющие ваше собственное мнение о Родине.
-Какую основную мысль раскроете в этой части сочинения?
- Как озаглавим эту часть?
2.Орфографическая работа над сочинением.
Проводится коллективная ( в группе) работа , по словам, записанным на доске.
РЕФЛЕКСИЯ
- Объединив слова в группы, определив основную часть каждой из них и озаглавив, мы составили план сочинения.
- Сколько частей будет в сочинении?
Работа в группах по составлению части сочинения.
2. Групповая презентация результатов работы группы по части сочинения:
Презентация части;
Корректировка текста стилистическая и орфографическая;
Самостоятельное написание сочинения.
Самостоятельная проверка сочинения «Чтение статьи»
(Ученик идёт в любую часть класса и читает своё сочинение, как статью в газете).
Итог урока.
Проанализируем урок.
Вернёмся к началу урока. Ассоциации к слову «Родина» раскрыли и обогатили словарный запас учащихся. Ученик активно работали, записывая слова, были активными слушателями, обогащали свой словарный запас. Учащиеся на данном этапе работали на одном уровне. Синтезируя слова в группы и составляя отдельные части сочинения, ребята из актуальной зоны вышли в «зону ближайшего развития» ( по Л.С. Выготскому).
Этапы урока включали работу на уровне «синтеза». Последовательность изложения материала на письме шла плавно, так как учащиеся принимали активное участие при составлении плана, частей сочинения и знали, что писать дальше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обращаясь к идее речевого мышления, к понятию значения слова. Мы должны признать, что специфика развития речи состоит в наиболее полном усвоении содержания языковых форм, в их отношении к выражению предметов действительности. Качество усвоения языковых форм зависит от качества усвоения понятий о предметах. «Кирпичиком», единицей, ведущей к образованию ассоциаций или связей, является слово. Наряду с функцией предметной отнесённости слово обладает функцией значения. Именно функция значения в развитии ребёнка претерпевает заметные преобразования.
Слово вводит в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его. Усвоение значения слова – это изучение предмета, сопряженное с приобретение бытовых представлений и научных знаний. Совокупность значений слов образует в сознании ребенка яркую энциклопедическую картину жизни, народной культуры, выступает в качестве первоосновы речевого и умственного развития.
Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления.
Суммируя выше сказанное. Приходим к выводу о том, что одной из главных задач в развитии речи и речевого мышления видим не только или не столько в сообщении детям определённой суммы специфических знаний, сколько в придании им воспитательной направленности, формулирующей ребёнка как человека, триумфа личности.