Статья Мотивация учащихся к чтению художественных текстов через критическое мышление

Мотивация учащихся к чтению художественных текстов через критическое мышление

Балабаева Айгуль Темиргалиевна
г. Темиртау, КГУ «ШЛ №9 города Темиртау»

Проблема мотивации учащихся к чтению художественных текстов для учителей русского языка и литературы является актуальной. Изучение художественных текстов сопровождается рядом сложностей у многих учащихся. Часто учащиеся после прочтения художественного текста затрудняются в самостоятельном анализе проблематики произведения, полной характеристики его героев, в передаче собственных впечатлений от прочитанного произведения. Одной из причин отсутствия данных навыков является снижение интереса учащихся к чтению.
С целью мотивации учащихся к чтению применяются развивающие педагогические технологии, центральным звеном которых является обучение чтению. Подробнее хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы. Занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом занятии можно обращаться к РКМЧП.
Первая стадия – вызов. Она обязательна на каждом занятии. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить учащихся к активной работе на занятии и дома.
Вторая стадия – осмысление. Она позволяет учащемуся:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Ее задачи:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа проводится индивидуально, в парах или группах.
В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения занятия в целом.
Одной из стратегий технологии РКЧМ является стратегия «Направленное чтение». Работая по данной стратегии важно вызвать у учащегося интерес к произведению и творчеству писателя, активизировать оценочные способности школьника, дать направление к формированию личностного отношения и собственной позиции.
Специфика стратегии заключается в медленном и вдумчивом чтении и реализуется через особую форму организации материала: деление художественного текста на небольшие фрагменты, чтение которых происходит индивидуально (чаще всего) и с остановками для фронтального обсуждения прочитанного.
В качестве примера предлагаем этапы работы над произведениями М.Ю. Лермонтова, которые учитывают три этапа, цели и специфику данной стратегии.
Повесть «Бэла» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .
Принципы отбора текста
Этапы работы с фрагментами текста
Цели каждого этапа
Работа с учащимися


Неизвестный текст




Повествовательная форма: повесть


Текст событийный, есть интрига








Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал


Стадия вызова
Заинтересовать произведением
-Как вы думаете, о чем данное произведение?
(Чтение учащимися отрывка о Печорине)


Стадия реализации смысла
Знакомство с художественным произведением.
-Каким вы представляете Печорина?
(Чтение учащимися описания Печорина.)
-Как встретятся Печорин и Бэла? (Чтение описания Печорина.)
–Как Печорин добьется любви Бэлы?
(Чтение отрывка)
–Какое будущее ждет двух влюбленных?
(Чтение отрывка)


Стадия рефлексии
Осмысление прочитанного, оценка изображенной автором ситуации, поступков героев
Рефлексия после чтения, воспроизводят прочитанное, анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей ее решения.



Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Беглец».
Принципы отбора текста
Этапы работы с фрагментами текста
Цели каждого этапа
Работа с учащимися


Неизвестный текст




Повествовательная форма: поэма


Текст событийный















Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал


Стадия вызова
Заинтересовать произведением
-Как вы думаете, о чем данное произведение?
(Чтение учащимися отрывка)


Стадия реализации смысла
Знакомство с художественным произведением.
- От чего и куда бежит герой?
(Чтение учащимися отрывка.)
-Как вы думаете, как встретит его друг? (Чтение отрывка).
- Как вы думаете, к кому он обратится за помощью?
(Чтение отрывка)
- Как вы думаете, куда он теперь пойдет?
(Чтение отрывка)
-Примет ли мать своего сына?
(Чтение отрывка)
- Сможет ли Гарун доказать своей матери, что он не беглец и не предатель?
(Чтение отрывка)



Стадия рефлексии
Осмысление прочитанного, оценка изображенной автором ситуации, поступков героев
Рефлексия после чтения, воспроизводят прочитанное, анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей ее решения.



Данная стратегия была апробирована в 8-10 классах на уроках русской литературы и способствовала развитию положительной мотивации к чтению, привлечению учащихся к осмысленному чтению, повышению эффективности учебного процесса.

Литература:

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // Мир психологии: Научно-методический журнал / Ред. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – 2010. – №2 (62) апрель-июнь 2010. – С. 206-216.

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития.[Электронный ресурс] -Режим доступа: http://piterbooks.ru/

Заголовок 115