В.Драгунский Друг детства.Лит чтен.2 класс.Взгляд через критическое мышление




Урок литературного чтения
во 2 классе Учитель начальных классов Седлина В.Т.
Тема: В.Драгунский «Друг детства».
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель: Формирование вдумчивого читателя. Предметные результаты:
создать содержательные и
организационные условия для развития у школьников
умений анализировать познавательный объект.
Задачи:
1.Способствовать развитию умения анализировать текст, развитию
познавательного интереса к процессу чтения;
2.Совершенствовать навык чтения;
3.Развивать речь;
4.Создать ситуации успеха
для каждого ребенка;
5.Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;
6.Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.
Личностные результаты обучения:
(эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
(эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;
формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
формирование критического мышления;
формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
овладение диалогической и монологической речью;
формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Применяемые технологии:
технология продуктивного чтения;
технология развития критического мышления через чтение;
технология деятельного подхода;
Формы работы:
-фронтальная
-парная
Оборудование: компьютер, аудиозапись текста из оригинала
произведения, выставка книг с произведениями Ю.В.Драгунского интерактивная доска, презентация Роwег Роint о
В.Ю.Драгунском. Выставка мягких детских игрушек, раздаточный
материал для работы в парах, (план текста).
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Речевая разминка.
- Прослушайте слова:
Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица - струна,
В этом городе видна.
О. Мандельштам.
-Как можно назвать одним словом? РОЯЛЬ
-Как можно кратко описать картину увиденного? У кого есть такая игрушка дома? А может быть настоящий инструмент? Красивый это предмет? Он вам нравится? У меня только игрушечный был рояль в детстве.
-Какие стихи ещё об игрушках знаете вы?
(Идёт бычек качается,вздыхает на ходу...)Игрушки у людей бывают разные и относятся порой люди к ним тоже по разному.
2.Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе.
В нашем классе все друзья: Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе - мы одна семья!
Познакомимся с одним мальчиком и узнаем о том, какая у него была любимая игрушка. Расскажет нам о нём замечательный детский писатель Виктор Драгунский.
3.Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в пробном действии.
Работа с презентацией.
Вступительное слово учителя.
Драгунский родился в ноябре 1913 г., прожил 58 лет, всего 12 лет работал в детской литературе, но остался : нашей памяти её классиком. Он родился за океаном, в Америке, но детство прошло в белорусском городе Гомеле.
Виктор Юзефович - детский писатель. Он часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в школах, детских домах, интернатах, библиотеках.
Драгунский часто получал письма и всегда старался ответить. Он учил детей быть добрыми, учил помогать л другу, различать хорошее от плохого. Его рассказы читали ваши родители умаю, они очень интересны и вам. Одним из героев был озорной мальчишка Денис (сын писателя на фото презентации).
4.Словарная работа:
Астрономпластмассовый
Приспичилоздоровущий
Спятил плюшевый
Перебейсясподручнее
Утиль облезлый
5.Прослушивание текста , аудиозапись.
-Прослушайте текст в аудиозаписи сравнивая с текстом напечатанным в вашем учебнике.
-Какой можно сделать вывод?
(Что не весь рассказ написанный писателем вошёл в учебник, а только его часть.
Пауза для обдумывания, переживания впечатлений.
-Что вы хотите сказать?
6.Обсуждение впечатлений.
-Вам поправилась эта история?
-Кто хочет почитать рассказ ещё раз?
7. Построение проекта выхода из затруднения.
Беседа по прочитанному.
-Сколько лет было Дениске, как вы думаете?
-О чём не знал Дениска в этом возрасте?
-Как относился он ко всем окружающим его людям и их работе?
-Кем хотелось стать Дениске?
-Почему он так часто менял он свои будущие профессии?
-Как вы думаете, зачем понадобилось Дениске обыкновенная кожаная боксёрская груша?
-Почему папа так отнесся к просьбе сына?
-Как мама отнеслась к просьбе сына?
-Почему Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилем?
-Что нашла мама среди старых игрушек?
-Почему мама решила, что именно этот мишка может заменить Дениске боксёрскую грушу?
-Как отнесся Дениска к маминому предложению?
-О чём думал Дениска, глядя на сидящего перед ним мишку?
-Какие чувства вызывали эти воспоминания?
-Как называет Дениска мишку ?Почему для Дениски мишка - «бывший, самый лучший друг, настоящий, друг детства»?
-Почему мальчик заплакал?
8.Беседа о жанре. Составление плана .(Работа в парах).
-Обратимся к тексту произведения ещё раз.
-Как вы думаете, можно ли назвать это произведение сказкой?
-К какому виду относится это литературное произведение?
-Из скольких частей состоит рассказ? Поделим рассказ на части, озаглавим их. (На партах листочки.)
Переставьте пункты составленного плана на листочках в правильной последовательности:
План.
2.Мама достала старого плюшевого мишку.
1.Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
3.Дениска вспомнил своё детство
4.Мальчик никогда не будет боксёром.
9.Чтение полученного плана.
Повторное чтение рассказа учащимися с комментированием.
Текст рассказа:
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете.
- О чем говорят слова «совершенно не знал»? Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером.
- Что интересного в профессии астронома, капитана?
-Что значит «приспичило» .Сравните: «Он решил стать
боксёром? Какая разница?
Вдумайтесь в эти слова. Увлечения мальчика были серьёзными? Долгими?
Например, решив стать астрономом, он стал изучать звезды? Нет, конечно. Сегодня одно, а завтра другое.
Каким же был Дениска в свои 6 лет? (Увлекающимся
фантазером, но его увлечения часто менялись).
10.Реализация построенного проекта. Чтение по ролям.
-Я сказал папе:
-Папа, купи мне грушу!
-Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
-Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
-Ты спятил, братец, - сказал папа. Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу.
-Почему папа со смехом отказал сыну?
-Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразужеэтозаметил и сказала:
-Стойка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, поп, волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.
И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросилаегомне на диванисказала:
-Вот, это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!
12.ФИЗМИНУТКА :«Мишка»
Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши, (Машите рукой) Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши. (Дотрагиваетесь до уха).
А потом на барабане, медвежонок, поиграй. (Стучите по ногам)
Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай!
(Кладёте голову на руки и закрываете глаза)
Встали руки вверх на раз посияли!
На 2-3 притопнули, на 4 — хлопнули,
Опустили руки вниз и сказали всем садись!
13.Первичное закрепление во внешней речи.
-Что заметила мама?
-Почему автор говорит, что лт копалась» в корзине, а не «искала»? (оттенок пренебрежения)
Что такое «утиль»?
Можно ли считать мишку утилем, ведь он лежал в корзине вместе с другим хламом? (Да, мама его не «посадила», а «бросила» на диван и вообще, «чем не груша»?).
Я очень обрадовался, что мама здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот.
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, я сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара.
14.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Это было давно. А сейчас? Почему мишка сидит и улыбается? О чем он думает? (Он рад, что его достали из хлама и он встретился с Дениской.) Почему он смеётся своими разными глазами?
-Что чувствует мальчик? (Жалость, стыд. Он чувствует себя виноватым, что чуть не предал своего друга детства. )
-Ты что? - сказала мама.
-Что с тобой?
-А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И по , когда я скрепился немного, я сказал:
-Ты о чем, мама? Со мной ничего. Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
-Мама заметила, что сын расстроился ?-Почему он заплакал?
-Почему спрятал слезы?
16.Включениев систему знаний и повторение.
-Прочитайте пословицу: «Старый друг лучше новых двух».
-О чём она?
-У каждого человека должен быть друг.
-Кого можно назвать другом?
-Как бы вы поступили, если друг вас предал?
17.Рефлексия учебной деятельности.
-Изменилось ли ваше отношение: мальчику в конце рассказа?
-Как бы вы отнеслись к Дениске если бы он всё же сделал мишку боксёрской грушей, предметом для отработки удара?
17.Рефлексия.
-Останется ли в вашей памяти это о рассказ? Почему?
-Вырастет ли Дениска настоящим другом?
-Кого можно назвать «другом детства»?
-Напишите на стикере эссе о своём отношении к поступку Дениски и прикрепите его к «Дереву мнений» ,отвечая на вопрос:
-А как бы я поступил на месте Дениски?(Учащиеся прикрепили стикеры с эссе к плакату на доске, с изображением сказочного дерева).
-В память о сегодня, нем уроке примите небольшие подарки.
Не предавайте своих друзей, если даже они игрушечные....
18.Домашнее задание. Перечитать рассказ В. Драгунского « Друг детства». Нарисовать мишку, каким вы его представляете по описанию В.Драгунского.